Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Воины-казахстанцы в боях за Беларусь

2226
Воины-казахстанцы в боях за Беларусь - e-history.kz
Судьба большей части бойцов была трагичной, ибо именно здесь им предстояло принять свое боевое крещение, и для многих далекая Белоруссия стала местом последнего пристанища

Красная армия смогла освободить Белоруссию. Действия советских армий по освобождению Белоруссии вошли в историю как «операция Багратион». Предполагалось прорвать немецкую оборону на 6-ти участках фронта, окружить и уничтожить витебскую, бобруйскую группировку войск и последовательно разгромить оршанскую и могилевскую группировку немцев.

Среди пограничников, защищавших западные рубежи, было немало выходцев из Казахстана. Многие из них отличились в эти первые страшные дни войны, проявив подлинный героизм и мужество.

К сожалению, до нас дошли имена лишь некоторых из этих храбрецов. В начале войны на погранзаставах не было военных корреспондентов, чтобы описать подвиги бойцов, а из участников этих первых боев выжили немногие. Поэтому можно лишь коротко и далеко не полно рассказать о боевой славе уроженцев Казахстана, оборонявших рубежи СССР в Белоруссии.

Одним из этих героев был Владимир Федорович Курбатов, уроженец Северо-Казахстанской области. Накануне войны он проходил службу в Августовском погранотряде, находясь на должности пулеметчика. Когда противник пересек государственную границу на участке погранзаставы, где служил В. Курбатов, и личный состав был поднят в ружье, отважный пулеметчик занял позицию на правом фланге линии обороны. В ходе ожесточенного боя, который постепенно сместился на территорию самой заставы, В.Курбатов был ранен, а когда пришел в себя, то оказался уже во вражеском тылу. К счастью, пограничник остался не один. Трое раненых товарищей – Борис Матвеев, Виктор Тихонов и Михаил Погоняев – уложили его на самодельные носилки и вместе попытались пробраться к своим. После долгих скитаний и приключений, описание которых составило бы целый роман, все четверо присоединились сначала к группе окруженцев, а затем вошли в состав 1-й Клетнянской партизанской бригады, действовавшей в брянских лесах. Пограничник Курбатов уже восстановил свои силы после ранения и принимал самое активное участие в боевых операциях партизан вплоть до своего ранения в ноябре 1942 года.

Потеряв обе ноги, в декабре 1943 года он вернулся домой и был награжден за свой ратный труд орденами Красного Знамени и Отечественной войны, а также медалями. На родине мужественный воин, став комбайнером, за доблестный труд был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Судьба другого пограничника, ездового Шепетовского погранотряда ефрейтора Ивана Илларионовича Мергалева, призванного в погранвойска из Таловского мясосовхоза Западно-Казахстанской области, не менее драматична. В первые дни войны он оказался во вражеском тылу и пытался добраться до своих в обход уже занятого немецкими войсками Слонима. Неожиданно на дороге показался советский мотоциклист, который сообщил Мергалеву и присоединившимся к нему раненым бойцам Красной Армии, что в этом направлении движется разведотряд противника. Сама по себе должность ездового не предполагала непосредственного участия в боевых действиях, но в данной ситуации выбора не было. Усадив раненых на повозку, отважный пограничник отправил их вдогонку отступающей части, а сам, вооруженный ручным пулеметом, трехлинейкой и несколькими гранатами, вызвался задержать противника.

Вскоре на помощь Мергалеву прибыли шестеро красноармейцев, посланные командиром части, которую догнали раненые бойцы, но было уже поздно. У моста, где держал свою позицию ездовой, лежали 11 трупов немецких солдат и разбитый пулемет, рядом с которым герой оставил записку с адресом своего брата. Подвиг Мергалева не был забыт. Вопреки всему он остался жив, более того, сумел перейти линию фронта и присоединился к частям Красной Армии. Войну И. И. Мергалев продолжил в составе 65-й гвардейской стрелковой дивизии и закончил ее уже лейтенантом с двумя орденами Красной Звезды и несколькими медалями.

В первые часы войны отличились военнослужащие Брестского погранотряда – уроженцы Казахстана. Один из них – рядовой Амансеит Мусурупов – в момент нападения стоял в карауле на дозорной вышке, оттуда открыл огонь по врагу и держался там до тех пор, пока в вышку не угодил вражеский снаряд. Без преувеличения можно сказать, что рядовой Мусурупов пал смертью храбрых.

Та же судьба постигла и другого пограничника-казахстанца – политрука Вячеслава Лобанова. На седьмой день войны, отбивая очередную атаку противника, он погиб в неравном бою.

Сержант Галиулла Абдарахманов, также проходивший службу в Брестском погранотряде, совершил свой ратный подвиг в самый первый день войны. По приказу начальника заставы он возглавил атаку своего отделения на высотку в тылу оборонительных позиций пограничников, где закрепились немецкие парашютисты. Атака увенчалась успехом, но сам Абдарахманов был ранен и остался во вражеском тылу. Какое-то время ему удавалось скрываться у местных жителей, но, в конце концов, оккупанты схватили его. Не желая мириться с судьбой военнопленного, Абдарахманов пытался бежать, и был убит.

После захвата южного и западного островов фашисты попытались прорваться в основное укрепление крепости – цитадель через Тереспольские ворота, и поначалу в этом преуспели. Однако дежурный по 333-му стрелковому полку бывший житель Семипалатинска старший лейтенант Алексей Федорович Наганов смог исправить положение. Силами курсантов полковой школы он предпринял короткую яростную штыковую контратаку и отбросил противника за ворота. Затем во главе всего двух стрелковых взводов организовал оборону ворот и долго удерживал их от наседающего противника. Лишь тяжелые потери вынудили отважного командира и его бойцов оставить казематы и уйти в подвалы. Там А.Ф. Наганов и оставшиеся в живых курсанты продолжили сопротивление.

С самого первого штурма Брестской крепости одним из очагов наиболее ожесточенного сопротивления стал Восточный форт, оборону которого возглавлял легендарный П.М. Гаврилов, командир 44-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии. Под его руководством сражались призванные из Восточно-Казахстанской области рядовые М.А. Москалюк, Г.Е. Носиков, И.Е. Черемнов, алматинцы Е.А. Качанов и С.Н. Лебедев, павлодарец младший лейтенант Ф.Д. Виволанец. Одной из стрелковых рот этого полка командовал бывший колхозник Талды-Курганской области лейтенант Карий Нургалиевич Ибраев, а заместителем командира пулеметной роты был младший лейтенант Н.Е. Игнатенко из Северо-Казахстанской области. В составе 455-го стрелкового полка этой же дивизии позицию у Брестских ворот стойко защищали рядовые А.Е. Проценко, А.С. Стародумов и Роман Ходатенко, призванные из Северо-Казахстанской области. Большинство защитников крепости погибли в неравной борьбе.

Несмотря на скудость имеющихся данных, не вызывает никаких сомнений, что вклад воинов-казахстанцев в защиту Белоруссии от вражеского вторжения летом 1941 года был огромен. В большинстве своем они сражались с сильным и коварным врагом стойко и мужественно. Основа великой Победы 1945 года закладывалась в сражениях трагического 1941 года. С призывных пунктов огромной территории Казахстана направлялись в учебные отряды новобранцы, чтобы затем отправиться на далекие фронты сражаться за свободу сестры Казахстана – Белоруссии.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?