Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Бекасыл Биболатулы

2501
Бекасыл Биболатулы - e-history.kz

Еще при жизни Бекасыл Биболатулы был причислен к лику святых, всецело посвятил себя изучению наследия всемирно известных ученых и богословов, проводил исследования в области астрологии, нумерологии, теологии и философии. Он изучал движение небесных тел, предсказывал их влияние на окружающий мир, исследовал клинику многих болезней, занимался лечением телесных и душевных недугов. Его книга «Жулдызнама» – двухтомный капитальный труд – издавалась уже дважды, что говорит о большом научном и прикладном значении собранных знаний.

Бекасыл Биболатулы жил в XIX веке. Он был ученым муллой, открыл медресе, обучал детей. Интересно, что по легенде ему самому в детстве учеба давалась с трудом. Он даже бросил медресе и ушел из дома из-за этого. Ночевал на могилах святых, просил подаяние. Но однажды, у могилы Кален баба, ему приснился вещий сон, в котором он увидел себя с горящей книгой в руке. После того он вернулся к учебе и стал лучшим учеником. Бекасыл Биболатулы учился в Сайрамском, Карнакском, Ташкентском, Самаркандском и Бухарском медресе. Вернувшись на Родину, он открыл медресе и стал учить детей. Он стал одним из ведущих казахских религиозных деятелей. Мавзолей расположен на кладбище села Кенесарай Толебийского района.

Бекасыл Биболатулы занимался творчеством и оставил после себя много книг. Из этих книг до нас дошел труд «Зикзал». Книга «Зикзал» Бекасыла Биболатулы написана во второй половине XIX века на чагатайском языке. В ней содержатся уникальные советы на все случаи жизни, и она, как сказали бы сейчас, заинтересовала широкий круг читателей. Основная ее часть называется «Палнама» (что означает «Наука тайных знаков и предсказания будущего»). Здесь говорится о кодировании слов и цифр с использованием «Абжад» (сокращенное название первых четырех букв арабского алфавита). Расшифровку может сделать только тот человек, который зашифровал текст и обладает соответствующими знаниями в этой области. 

Раздел «Наука звезд» – о свойствах 12 знаков зодиака. Об их движении по небосводу, влиянии на судьбу человека, о соответствии каждого знака определенному времени суток, о характерных особенностях каждого года в 12-летнем цикле, о благоприятных и неблагоприятных днях для совершения тех или иных дел. 

Автор пишет о движении звезд по небосводу, их влиянии на судьбу человека, о соответствии каждого знака определенному времени суток, о характерных особенностях каждого года в 12-летнем цикле, о благоприятных и неблагоприятных днях для совершения тех или иных дел. По сути, это астрологический календарь, только очень подробный и религиозно обоснованный. Так вот, Бекасыл аулие в своей книге «Зикзал», описывая характеристики годов, отмечает, что в Год Барса зима наступает рано и длится долго, выдается снежной. И предупреждает, что возможны природные катаклизмы, связанные с водой. К слову, Год Кролика знаменитый звездочет называет сложным, предупреж­дая, что зима особенно сурова, урожай выдается скудным, весна и лето – засушливыми.

Автор рассказал и о некоторых болезнях, способах их лечения, о приготовлении лекарств. Даются советы, когда следует работать, отправляться в путь, спать; что делать для достижения успеха, для удачи в торговле; даются рекомендации, как улучшить взаи­моотношения между людьми, как сохранить семью и ухаживать за маленьким ребенком; раскрываются особенности организма мужчины и женщины. Даны специальные молитвы (дұға), которые следует применять в случае укуса змеи, скорпиона или другой ядовитой твари, а также связанные с явлениями природы: вымаливанием дождя или снега, ветра и т.д. 

 

«Зикзал» является ценным духовным наследием нашего народа, поэтому при поддержке Международной тюркской академии в рамках программы «Духовное возрождение» книга была издана. 

Кстати в условиях нынешней эпидемии будет полезно знать, что в книге есть молитва о избавлении от чумы. Итак, вот что написано в книге «Зикзал»: 

«Однажды в местности Кашгар распространилась чума, и каждый день из города вывозили около 500 трупов. Ученые Кашгара были ошеломлены, и не могли найти решение проблемы. Затем эта новость дошла до ученых Балха, которые порекомендовали читать следующие восемь аятов как лекарство от этой болезни. «Жители должны написать эти аяты и завязать на воротах и дверях своих домов», - сказал один из ученых Балха. Текст молитвы от чумы выглядит следующим образом: 

«Прибегаю к Аллаху от наущений шайтана» С именем Аллаха Милостивого и Милосердного. Скажи (о, Пророк): «Не постигнет нас ничто, кроме того, что начертал нам Аллах (в Хранимой Скрижали) [кроме предопределенного нам]. Он – наш покровитель [помощник и хранитель]!» И пусть (только) на Аллаха полагаются верующие (во всех своих делах) [твердо надеются на Его помощь и поддержку]! (Сура «Ат-Тауба», 51-аят). 

«Если Аллах предпишет тебе вред, то никто не избавит тебя от этого, кроме Него. А если Он предпишет тебе благо, то ведь Он — Всемогущий» (Сура «Аль-Ан'ам», 17-аят). 

«Если Аллах предпишет тебе вред (духовный или материальный), то никто не избавит тебя от этого, кроме Него. А если Он предпишет тебе благо, то никто не лишит Его милости. Он дает ее тому из Своих рабов, кому пожелает. Он — Прощающий, Милосердный» (Сура «Юнус», 107-аят). 

«Пропитание каждого живого существа на земле установлено Аллахом (по Его огромной милости). Аллах знает их место пребывания и место хранения (от утробы матери до воскрешения из могилы). Все это записано в ясной книге (Сохраненной книге — Ляух аль-Махфуз)» (Сура «Худ», 6-аят). 

«Поистине, я уповаю на Аллаха, Господа моего и вашего (поэтому не боюсь вас). Нет ни одного живого существа, которым бы Он не властвовал. Поистине, мой Господь — на прямом пути (на пути истины и справедливости, поэтому Он не оставит без помощи того, кто прибегает к Его защите, и не оставит злодеев без наказания)» (Сура «Худ», 56-аят). 

«Милость, которую Аллах открывает людям, никто не удержит. А то, что Он удерживает (не дает людям), никто не может дать, кроме Него. Он — Могущественный, Мудрый» (Сура «Фатыр», 2-аят). 

«Если ты спросишь у них: «Кто создал небеса и землю?» — они обязательно ответят: «Аллах». Спроси (их, Мухаммад): «Видели ли вы тех (идолов), кому поклоняетесь вместо Аллаха? Если Аллах захочет причинить мне вред, смогут ли они избавить меня от этого вреда? Или если Он захочет оказать мне милость, смогут ли они удержать Его милость?» Скажи: «Достаточно мне Аллаха. На Него одного уповают верующие!» (Сура «Аз-Зумар», 38-аят). 

«Скажи: «Пришла истина (Ислам), и исчезла ложь (неверие). Поистине, ложь обречена исчезнуть!». Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением (от заблуждений) и милостью для верующих. А несправедливым (неверующим) Коран не добавляет ничего, кроме убытка» (Сура «Аль-Исра», 81-82-аяты). 

 

В разделе «Проповеди и рассказы» говорится об охотничьем искусстве, правилах содержания, тренировки, лечения лошадей, о воспитании ловчих птиц и обращении с ними. Бекасыл-әулие рассказывает, что со времен пророка Адама (а. с.) до пророка Мухаммада (с. а. с.) в истории было более 7 770 мудрецов и праведников, из них 18 были известными земледельцами. Автор пишет об оставленных ими заветах, а также о ремеслах мясника, ткача, парфюмера и других.

Отдельный раздел посвящен «Ғайып Ерен» – учению о существовании небесной иерархии святых. Автор книги утверждает: 

«Человек – самое прекрасное творение Аллаха, созданное им с особой любовью. Из всех своих творений только человеку Соз­датель миров даровал разум, способность мыслить и говорить. Если в человеке много добродетели, к нему придут и счастье, и удача». 

Задача людей – воспитывать в себе добродетель: 

«Человек ценен своей высокой нравственностью, добротой, честностью и справедливостью. Человек, удостоившийся чести перед Аллахом, не может быть назван малоценным и неуважае­мым. Поэтому, чтобы быть достойным этой степени, человек должен воспитывать в себе драгоценные духовные качества». 

Читателей знакомят с умозак­лючениями знаменитых философов и ученых: Аристотеля, Платона, Сократа, Ибн Сины, аль-Фараби. Ученый может, преклоняясь перед могуществом Создателя, исследовать его творения и, используя полученные результаты, путем гармоничного сочетания ислама и законов шариата с народными традициями сформировать здоровый и добродетельный образ жизни. Автор разъясняет, как важно избегать многих видов зла через познание Аллаха, уважать родителей, понимать ценность родственных уз, благодарить Аллаха в радос­ти и быть терпеливым во время трудностей. Это и есть воспитание в доб­родетели, которое, по сути, глубоко близко традиционному казахскому миропониманию. И об этом чрезвычайно важно помнить, воспитывая подрастающее поколение, давая отпор расплодившимся в последнее время псевдорелигиозным течениям.

Постановлением Правительства Республики Казахстан «О присвоении имен и переименовании организаций образования Республики Казахстан» от 23 мая 2000 года № 775 организациям образования были присвоены имена видных исторических личностей, известных государственных и общественных деятелей, выдающихся ученых, писателей, поэтов, педагогов. В Южно-Казахстанской области Кенесарыкской средней школе Каскасуского аульного округа Толебийского района- имя Бекасыла Биболатулы.

В начале 2000-х годов был найден оригинал этого труда автор которого жил на рубеже XIX и XX столетий. В книге содержатся ценные сведения о традиционной культуре и образе жизни казахского народа. В статье Главы государства «Семь граней Великой степи», раскрывающей роль тюркских народов в мировой истории, предложен ряд конкретных проектов и направлений для исследований. Большая работа уже ведется в рамках государственной прог­раммы «Рухани жаңғыру». Одним из ярких достижений можно считать перевод на казахский язык трудов Бекасыла Биболатулы – «Зикзал». 

В октябре 2018 г. в Библиотеке Первого Президента РК - Елбасы состоялась презентация книг, изданных Международной Тюркской академией (TWESCO) двухтомного труда «Зикзал» Бекасыла Биболатулы, переведенного на казахский язык и изданного в рамках реализации государственной программы «Рухани жангыру». Издание выдающегося труда на казахский язык стало значимым событием для культурного и духовного развития Казахстана.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?