Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Отзыв на книгу «Алихан Букейханов: человек-эпоха»

3267
Отзыв на книгу «Алихан Букейханов: человек-эпоха» - e-history.kz

Осенью 2021 года вышла в свет книга российского ученого-историка В.И. Козодоя «Алихан Букейханов. Человек-эпоха». Направления научных интересов автора связаны с исследованием истории общественно-политической жизни России и Сибири, истории российских перманентных революций, изучением организационно-управленческих аспектов зарубежных переворотов, а также исследованием биографии российского политического и государственного деятеля Александра Гучкова (1862-1936), и его современника, идейно-политического руководителя движения Алаш, Алихана Букейхана (1866-1937). Портал Qazaqstan Tarihy публикует отзыв кандидата исторических наук, доцента Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева К.М. Ильясовой.


Книга издана в г.Алматы, объем - 312 страниц. Компактное, удобного формата издание имеет весьма удачное название. Может быть, поэтому вышеуказанная книга, как систематизированное научное исследование, посвященное Алихану Букейхану, вызвала большой интерес в нашем обществе. После проведенной в Казахстане презентации, книга поступила в широкую продажу, вплоть до сегодняшнего дня на нее поступают отклики, порой весьма разноречивые. Руководствуясь изречением «лучше поздно, чем никогда», мы также решили внести свою лепту, предложив на суд общественности свой отзыв на книгу.

Жанр книги, посвященной жизни и общественно-политической деятельности идейного вдохновителя движения Алаш, Алихана Букейхана, можно определить, как биографический. Поэтому, состоящее из девяти глав издание начинается с уточнения даты рождения, объяснения «правильного» написания фамилии А.Букейхана.

Труд российского историка В.И. Козодоя, посвященный биографии лидера национально-освободительного движения Алихана Букейхана, не является первым или единственным научным исследованием в данной области. Поэтому автор в своей книге характеризует многочисленные труды казахстанских исследователей, среди которых особое внимание привлекают работы алихановеда С.Аккулулы. Так, к 150-летию Алихана Букейхана в 2016 году, С.Аккулулы была подготовлена двухтомная монография на казахском языке «Әлихан Бөкейхан. Қазақ жерінің жоқшысы» (1-том), «Әлихан Бөкейхан. Аманат» (2-том). Также издана двухтомная монография на русском языке «Алихан Букейхан. Творец истории» (1-том) и «Алихан Букейхан. Завещание» (2-том).

Вышеуказанные монографии в 2017 году под названиями «Әлихан Бөкейхан. Қазақ жерінің жоқшысы» (2 том), «Аlikhan Bukeikhan. The Unifier of Kazakh lands» (1 том), «Аліхан Букейхан. Син Великого степу» (1 том) и «Алихан Букейхан. Собиратель казахских земель» (2 том) были опубликованы также на казахском, английском, украинском и русском языках. Книги содержат информативный материал, имеющий особую значимость для исследователей данной проблемы, требующий дальнейшего обстоятельного изучения, что еще более повышает ценность вышеуказанных трудов С.Аккулулы.


20220804_073914 (1).jpg

В 1-й главе своей книги В.И. Козодой рассматривает важные вопросы происхождения, семейного окружения и ценностей А.Букейхана, характеризует первые учебные заведения, студенческую жизнь, получение специальности ученого-лесовода, рассматривает ключевые вопросы его профессиональной деятельности, участие в научных экспедициях, вклад в исследовательскую работу, формирование мировоззрения и взглядов.

Во 2-й главе показана жизнь Алихана в Омске, «провинциальной столице» края, взаимоотношения с Г.Н. Потаниным, связь с «сибирскими областниками», зарождение и развитие идеи Алаш, затрагиваются вопросы семейных ценностей и зарождения любви.

В 3-й главе последовательно, обстоятельно исследуются политические воззрения Алихана, начало политических преследований, арест и заточение в тюрьму, работа в Государственной Думе Российской империи, вступление в партию кадетов, деятельность интеллигенции, сплотившейся вокруг выходившей в Оренбурге газеты «Казах», обоснована правосубъектность территории Казахстана.

В 4-й главе охватываются события февральской революции 1917 года, октябрьского переворота, выборы во Всероссийское учредительное собрание, создание партии «Алаш», деятельность созванных почти одновременно общеказахских и общесибирских съездов, формирование сил, оппозиционных большевикам, вопросы провозглашения автономии Алаш.

В 5-й главе характеризуются события 1918-1920 годов, от мирного сотрудничества до жесткого противостояния, сменившегося «триумфальным шествием» советской власти, показано полное беззакония положение А.Букейхана, деятельность партии «Уш-жуз», пробольшевистской ориентации, переговоры алашордынцев с В.И. Лениным и И.В. Сталиным, суть и значение национальной политики советской власти, тайные действия антибольшевистских сил Алаш-Орды и Сибири, возможные пути сближения небольшевистских сил с большевиками.

В 6-й главе показаны события гражданской войны, позиции белых и красных в период военных действий, начало действий правительства Алашорды и А.Букейхана, «евразийство» А.Букейхана, роль А.Букейхана в создании войска Алаш, деятельность Комуч, Уфимской директории, созыв Всероссийского Учредительного собрания, переговоры и ликвидация Алашорды.

В 7-й главе характеризуются события 1920-1922 годов, положение Казахстана в период советской власти, образование КазАССР, письма барона Унгерна, арест А.Букейхана и оказанное на него давление.

В 8-й главе показаны события московского периода жизни А.Букейхана в 1922-1927 годах, ситуация, сложившаяся в центре, жизнь А.Букейхана, его деятельность на идеологическом фронте, новый арест.

В 9-й главе, с научной точки зрения, показана ситуация, сложившаяся после гибели А.Букейхана, стремление навечно сохранить его имя в исторической памяти, «дело Бекмаханова», наконец, реабилитация А. Букейхана, «в связи с отсутствием состава преступления».

Если в будущем книга будет переиздана, автором могут быть взяты на вооружение наши замечания, касательно основных проблем в ее содержании, которые мы постарались изложить как можно более кратко.

В предисловии к книге, автор, характеризуя «белые пятна» в биографии Алихана Букейхана, стремится определить точную дату рождения и наиболее верного варианта написания фамилии. Во втором параграфе книги, именуемом «1870», для утверждения предполагаемой точной даты рождения Алихана, автор приводит перечень произошедших в этот год знаменательных событий (стр.31-32). Данные факты являются весьма важными в формировании и развитии исторического сознания.

Как известно представителям широких кругов отечественной научной общественности, в Казахстане, впервые в середине 1990-годов, в серии «Тарихи тұлғалар / Исторические личности», издано собрание сочинений «Әлихан Бөкейханов. Шығармалары» (1994), составителем и автором предисловия которого является известный ученый-историк М.Койгельдиев, позднее издан сборник «Әлихан Бөкейхан. Таңдамалы - Избранное» (1995), предисловие к которому написали ученые-филологи Муслим Базарбаев и Султан Хан Аккулулы, последний также является автором-составителем данного сборника, в котором кстати, имеются ссылки на исследования российского ученого-историка В.И. Козодоя, касательно даты рождения Алихана Букейхана (стр.5).

Несмотря на указанную в данной книге В.И. Козодоя дату рождения (1870 г.), в научном обороте отечественных исследователей утверждается мнение М.Койгельдиева «А.Букейхан родился в 1866 году» (с.7). В соответствии с указанной датой, проводились мероприятия под эгидой ЮНЕСКО по празднованию 150- летия А.Букейхана (2016). В Казахстане прошли научно-теоретические конференции, позднее, к 155-летию публиковалась информация на официальном и неофициальном уровне (2021). Особо хотелось бы отметить следующий факт. В первом сборнике «Әлихан Бөкейхан. Таңдамалы - Избранное» (1995), год рождения лидера Алаш «1870 год» указал составитель сборника С. Аккулулы, однако позднее, в архивах ФСБ (Федеральная служба безопасности – К.И.) РФ, являющаяся наследником КГБ СССР, исследователь находит анкету арестованного, собственноручно заполненную А.Букейханом, поэтому делает вывод, что дата его рождения 5 марта 1866 года. Так как этот день и год указан самим А. Букейханом в анкете арестованного, возникает вопрос, возможно ли – не брать во внимание очевидные факты.

Как известно, Алихан Букейхан похоронен в Москве, на Донском кладбище, надпись на памятнике гласит «Букейхан Алихан Нурмухамедулы 05.03.1866 – 27.09.1937». Мы хотим подчеркнуть, что в процессе пробуждения исторической памяти, не хотелось бы вводить в заблуждение молодое поколение.

Вторая проблема, которую поднимает российский историк В.И. Козодой – связана с «правильным» написанием фамилии, в данном случае мы не видим никаких сложностей. Так как, в советском источниковедении и историографии, архивных документах и материалах использовалась кириллица, поэтому в союзных республиках фамилии граждан, в том числе известных исторических деятелей имели окончание «–ов; –ев», от которых мы не избавились и по сей день. В первые годы независимости, патриотично настроенные граждане Казахстана, при оформлении документов, убрали данные окончания, демонстрируя собственное решение, не зависящее от кого-либо.

Также в научной среде, в исследованиях по исторической персоналистике ученые ссылаются на архивные документы, опираясь на которые также пишут фамилии известных исторических деятелей без «–ов», «–ев». Например, известный лидер движения Алаш – пишется Алихан Букейхан (1995). В 1995 году по заданию Президента Казахстана Национальным советом по государственной политике при Президенте РК принимается «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан». Сложившаяся ситуация, определила обновленную трактовку написания имени А.Букейхана в соответствии с свободным волеизъявлением ученых независимого государства, с учетом требований сегодняшнего дня.

В следующих разделах книги, автор подчеркивает, что родословная А.Букейхана восходит к Шынгыс хану. Особо подчеркивает «потомок Чингизхана», «Султан Букейхан», «Султан Алихан», «Букей–Хан», «Али–Хан» (стр.52,57). Вспоминаются слова А.Букейхана, который приводил народное изречение «казахи имеют законное право предъявлять требования к сыну хана, если останусь жив, не перестану работать для казахов».

Что касается происхождения, мы считаем, что достаточно отдать приоритет утверждению «двадцать второй потомок Шынгыс хана» в первом разделе автобиографии (стр. 28-30). Мировая практика показывает, что люди, обладающие высоким интеллектом, в общественно-политической борьбе уделяют особое внимание мировоззрению и взглядам личности, нежели родственным и родовым связям.

Жизненный путь Алихана Букейхана основателя и лидера движения «Алаш» начинается с Каркаралинска, делится на несколько периодов. Алихановед С.Аккулулы характеризует в своих исследованиях данные события следующим образом: 1895-1908 годах «Омский период», затем охватывающий 1909-1917 годы «Самарский период», 1917-1922 годы «период Алашорды», в 1922-1937 годах «Московский период». В.И. Козодой в своей книге особо останавливается на «Омском периоде», что объясняется следующими фактами, во-первых, г.Омск с 1868 до 1919 года являлся центром вначале Степного генерал-губернаторства, затем административным центром Акмолинской области, во-вторых, данный регион издавна являлся объектом исследований автора.

Казахстанские историки гордятся тем, что Омск являлся центром Акмолинской области, В.И. Козодой, напротив, характеризует статус Омска в качестве «периферийной столицы», хотя в период Российских революций 1905-1907 гг. и переворотов 1917 гг., город сосредоточил «сливки общества» Степного и Сибирского регионов, объединившихся на основе идеи автономии.

После падения династии Романовых, многие народы Российской империи стремились к созданию автономии. Среди них не только тюркоязычные народы: татары, башкиры, туркестанцы, кавказские народы, но и славяноязычные: украинцы, белорусы, народы Сибири.

В последующий «Самарский период» Алихан Букейхан проживал в городе Самаре, в этот период времени посещал Петербург, Оренбург, Москву, Минск, Киев. Полный загадок данный отрезок жизни А.Букейхана, связывают с причастностью к масонской ложе. Последний пятый период жизни, известный как «московский», совпадает с периодом триумфального шествия советской власти, когда несмотря на объявленное алашордынцам помилование, А.Букейхан трижды подвергался арестам (1920, 1922, 1926 гг.).

Несмотря на все трудности, А.Букейхан, как бы повторяя слова, сказанные в 1906 году во время задержания в Солигорске (Тұзқала) «если я нужен, я здесь, я не собираюсь скрываться», подчинился насильственному удержанию в Москве советской властью. Со времени последнего ареста в 1926 году, до июля 1937 года находился под пристальным надзором органов НКВД.

Ученый-историк, алихановед С.Аккулулы, всесторонне изучивший творческое наследие А.Букейхана, сосредоточенное в многотомных изданиях, придерживаясь своих методологических подходов, подвергает критике отдельные материалы «устной истории», которые не основываются на архивных документах. Однако следует учитывать и другую сторону, в соответствии с которой сведения «устной истории», необходимо брать во внимание, при этом уточняя, кто является автором данных сведений, точное время создания устного источника.

Следует подчеркнуть, что С.Аккулулы на протяжении 30 лет собирал, систематизировал материалы, вошедшие в избранные труды Алихана Букейхана, в том числе российские периодические издания: «Степной край», «Иртыш», «Семипалатинский листок», «Известия Западно-Сибирского отдела ИРГО», «Сибирские вопросы» и казахские национальные издания: «Қазақ», «Сарыарқа», «Бірлік туы», «Ақ жол», «Еңбекші қазақ», однако до сегодняшнего дня недостаточно сведений о более 40-статьях, написанных для вышеуказанных национальных изданий, под псевдонимом «Қыр баласы», «Түрік баласы», «Қ.Б.», «Сын степей», «Ал.-Кочевник», «Статистик», «Старый Степняк». Отдельные сведения имеются в исследованиях казахстанских ученых, которые делают ссылки на 18 материалов (стр. 45), опубликованных в газете «Акмолинские областные ведомости», которая издавалась в Омске до революции.

В целом, автор В.И. Козодой стремился охватить все труды российских и отечественных исследователей, написанные об Алихане Букейхане. Например, наряду с изданной на четырех языках вышеуказанной монографией С.Аккулулы, 15- томником сочинений А.Букейхана, взяты за основу следующие труды М.Х. Асылбекова, Э.Т. Сеитова (Алихан Букейхан – общественно-политический деятель и ученый. – Алматы, 2003), Д.А.Аманжоловой («Казахский автономизм и Россия». – М., 1994; «На изломе: Алаш в этнополитической истории Казахстана». – Алматы, 2009), М.Койгелдиева («Алаш қозғалысы». – Алматы, 1995), Т.Журтбай (Движение Алаш. Сборник материалов судебных процессов над алашевцами». В 3-х томах. – Алматы, 2016), Б. Абдыгалиулы («Войско Алаш. Казахские части в составе Белой Армии (1918-1920)». – Астана, 2017). Радует, что опубликованные в годы независимости, написанные в разных жанрах исследования казахстанских авторов, введены в российскую историографию.

В то же время, вне поля зрения автора осталась книга «Эпистолярные источники по истории движения «Алаш» сборник материалов. (Астана, 2018-2019), казахстанского историка К.Кудайбергенова, подготовленная на основе материалов Государственного архива Томской области. Книга охватывает общественно-политическую и научно-просветительскую деятельность А.Букейхана, его взаимоотношениям с Временным Сибирским правительством.

Согласно последним сведениям российских ученых, в 1917 году в России действовало около 70 политических партий, среди них 36 партий имели молодежное крыло. В 1917-1920 годах молодежные организации создают небольшевистские политические и общественные объединения. Активное участие в антибольшевистских организациях принимали меньшевики, эсеры и анархисты. Однако, уровень политической активности был разный. 9-17 октября в г.Томске проходил Первый общесибирский съезд, партии значились под следующими названиями «Социалисты революционеры», «Социал-демократы меньшевики», «Социал-демократы большевики», «Народные социалисты», «Народовольцы», «Сионисты», «Областники автономисты», «Социалисты федералисты», партия «Алаш», значилась, как «Алаш/киргизские социалисты». От партии «Алаш», в числе участников Первого общесибирского съезда указаны (10 человек): Ережеп Итбайулы, Асылбек Сеитулы, Есенгали Турмухамедулы, Сагындык Досжанулы, Алихан Бокейхан, Алимхан Ермекулы, Халел Габбасулы, Райымжан Марсеков, Алжан Айтиленулы, Сагадат Жылкелдыулы.

Автор В.И. Козодой через осмысление мировоззрения и гражданской позиции Алихана Букейхана доносит и уточняет подлинные сведения о целой исторической эпохе. К примеру, опровергает информацию о том, что А. Букейхан окончил юридический факультет СПбГУ экстерном (стр. 61-63).

В то же время, исследуется расширение сферы его общественной, партийной, научной и просветительской деятельности, а также работа в банковской сфере (стр.117-125). В этот же период, точнее в 1913 году, А.Букейхан привлекает к деятельности в данной сфере, своего надежного соратника, редактора газеты «Казах», которая начала издаваться в Оренбурге, Ахмета Байтурсынова, оказывает ему финансовую поддержку (стр.130). Хотелось бы также уточнить, что в соответствии с последними исследованиями вышло не 265 (стр.130), а 266 номеров газеты «Казах». По сведениям С.Аккулулы, в них опубликовано более 200 статей А. Букейхана под псевдонимами «Ғ.Б», «Ғали хан», «Қыр баласы», «Қ.Б.», «Түрік баласы», «Арысұлы».

В целом, автор в своей работе весьма рационально использовал весь имеющийся свод научных трудов, изданных на сегодняшний день. Выявил новые архивные документы и материалы, ввел в научный оборот последние разработки российских ученых по данной проблематике, на основе сравнительно-исторического метода.

В книге раскрываются «белые пятна» истории движения «автономистов», показаны место и роль сибирских автономистов в движении Алаш, освещены проблемы взаимосвязи алашордынцев и сибирских областников, охарактеризованы отдельные периоды жизнедеятельности Алихана Букейхана: царский, алашский, советский, отражена предельно объективная точка зрения на процесс реабилитации лидера алашского движения, в 9-й главе книги под названием «А. Букейханов. Жизнь после смерти».

Как историку хотелось бы добавить, что последние годы жизни Алихана Букейхана, или шестой период, без преувеличения можно охарактеризовать, как «эпоху вечности».

 

К.М. Ильясова,

кандидат исторических наук, доцент

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

kulpash_66@mail.ru

тел.: 87012642557

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?