«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Батыры Великой степи и «Страны восходящего солнца»

784
Батыры Великой степи и «Страны восходящего солнца»

В год тридцатилетнего юбилея независимости Казахстана, необходимо обратить пристальное внимание на основы казахстанской государственности, одним из оплотов которой были наши батыры. 

Батыры - профессиональные воины средневековья Великой Степи. Кочевой образ жизни и быт кочевников обусловило то, что практически все мужчины были воинами. Среди них, своей доблестью, силой, мужеством, храбростью и отвагой выделялись те, кого и называли батырами. В каждом роду или племени были знаменитые батыры. Батыры не составляли отдельную, замкнутую касту. Они были кровно связаны со своим народом, деля с ним все его заботы и тяготы. 

В момент, когда всему народу угрожала внешняя опасность, батыры объединялись под общим знаменем и вместе боролись с врагом. В грозные годы много выходцев из простого народа получили почетный титул батыра. Именно в годы казахско-жунгарских войн появилась целая плеяда батыров, которые сыграли важную роль в истории Великой степи: Карасай-батыр, Агыбай-батыр, Богенбай-батыр, Кабанбай-батыр, Наурызбай-батыр, Олжабай-батыр, Райымбек-батыр и другие.

При этом батыры являются одним из культурно-исторических компонентов, необходимых для понимания широты того цивилизационного пространства, в котором существовал данный институт воинской власти, воинской силы. Этот огромный пласт культуры повседневности нашел отражение в произведениях изобразительного искусства, в своеобразных цветовых символах, в таких вспомогательных исторических дисциплинах как геральдика, фалеристика (науке, изучающей историю орденов, медалей, знаков отличия).

История каждого народа включает в себя военную и воинскую культуру, сформированную на протяжении многих веков. Отличительные черты и своеобразие этому социальному явлению придают географическое и климатическое местоположение того или иного народа, его обычаи, традиции, система ценностей. Как результат, у казахского народа сложилось огромное разнообразие национальных видов оружия и личных средств защиты.


IMG_5699.JPG


Сформированному в казахской степи в средние века институту батыров, истоки которого уходят во времена степных кочевых империй, Ч. Валиханов дал образное определение «степное рыцарство». Батыры стали оплотом евразийского ядра государственности многих современных народов Европы и Азии, носителями традиционной культуры великой кочевой цивилизации. В это же время на далеких японских островах происходит расцвет уникального института самурайства, зарождение которого также относится к седой древности. Расстояние не стало преградой для взаимоотношений между казахским и японским народами. Взаимное уважение к традициям национальной культуры стали прочной основой дружбы наших народов, сближает нас в ХХI веке.

Оружие батыров хранит таинственные секреты мастерства, которые развивались на основе преемственности поколений, сохраняя лучшие традиционные и художественные формы, став основой для формирования национальной самоидентичности. Казахский народ ценил оружие и считал его одним из семи сокровищ. Во время войны батыры выходили на поединки с врагом, вооружившись луком, копьем, мечом, боевым топором, булавой. Поэтому в народе говорят, «Ер қаруы - бес қару», подразумевая пять видов оружия батыра.

В связи с этим Библиотека Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы организовало фондовую выставку «История одного экспоната. Институт батыров и самураев как явление культуры». Выставка была подготовлена из тематической группы коллекции оружия и воинского снаряжения музейного собрания Библиотеки Елбасы.

 

IMG_5712.JPG


Руководитель службы учета и хранения музейных ценностей Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Куляйша Актаева рассказала об особенностях данной выставки.

- Выставка «История одного экспоната. Институт батыров и самураев как явление культуры» проходит рамках проекта «Культурный код Независимости». Мы очень трепетно относимся к этому проекту, потому что он позволил нам систематизировать представления о нашей истории и культуре. Это наш очень строгий подход, потому что он позволяет из кажущегося такого случайного набора фактов, такой концепции, которая подтверждает, во-первых, непрерывность истории, во-вторых, очень мощные культурные основания истории, и, в-третьих, это общность цивилизации, которая сейчас, в условиях на кризиса сознания, ревизии многих основ исторической памяти, мы считаем, выходит на передний план. Поэтому мы с большим интересом организовали эту выставку. Выставка одного экспоната уже сама, как мне кажется, задает какую-то интригу. Любой человек, независимо от уровня подготовленности к музейной среде, обязательно задастся вопросом: «что может скрываться за выставкой одного экспоната?». Для более искушенного зрителя, это может быть предвкушение такой среды обитания экспонатов, которые у него могут вызвать неописуемый восторг!

Институт батыров – это якорь нашего исторического сознания, потому что батыры - это не какое-то узко ограниченное сословие или класс, это не каста, к которой можно отнести, например, самураев. Это воинское сословие. Батыры – это плоть от плоти народ! Батыром мог стать любой человек, способный сесть верхом на лошадь, владеть одним из пяти видов оружия, готовый в любой момент одеть кольчугу, вскочить на коня и встать на защиту своей страны и народа. Даже если у него нет кольчуги, в поединке «жекпе жек» он может добиться звания батыра.

Почему мы говорим, что батыры были оплотом, костяком? Потому что вокруг батыров формируется вся система делегирования власти, полномочий, регулирования повседневной жизни. Без батыров не могло бы сформироваться того микрокосмоса кочевника, в котором он чувствовал себя защищенным, проводя всю свою жизнь в юрте. Это было уникальная система безопасности, которую несли батыры.

Когда общество выступает во взаимный договор о том, что кто-то кому-то делегирует право на защиту, право на собственность и другие права, это немыслимо без института батыров. Батыры с успехом заменяли регулярное войско. Стоит отметить такой значительный фактор, батыры никогда не были наемными воинами. Это тот костяк, который позволил степной цивилизации сохранить единое культурное, национальное пространство. Батыров нельзя даже сравнить с кем-либо. Были римские легионы, но, когда они стали покупаться и продаваться, стали превалировать отношения денег и найма, рухнула огромная древнеримская цивилизация. Поэтому, когда мы говорим о батырах, мы подразумеваем, что это – важнейший признак, элемент нации, национального сознания, нашего кода идентичности.


IMG_5665.JPG


Как и самураев, у казахских батыров тоже были свои нормы и правила этики. Самым главным правилом для батыра было сохранить свое оружие. Батыр никогда не мог потерять свое оружие. Этого нельзя было позволить ни в коем случае. Другим важным правилом было то, что батыры, в отличие от самураев никогда не шли служить другому сюзерену. А кодекс чести самураев распространялся только до тех пор, пока он служил конкретному дайме - князю. С такой же легкостью самурай мог перейти к другому дайме и служить ему верой и правдой.

Экспонаты выставки очень поразили Чрезвычайного и Полномочного Посла Японии в Республике Казахстан Джун Ямада, который недавно приступил к своим обязанностям в Казахстане.


IMG_5706.JPG


- Я очень сильно восхищен экспонатами выставки, которая была специально подготовлена сотрудниками музея Елбасы. Организаторы проявили действительно глубокие познания в стремлении отразить воинское искусство и традиции японских самураев. Даже мне было трудно что-то добавить к этому. Для меня лично многие вещи были в новинку. Столько уникальных красивых экспонатов, многие из них мне понравились. На экспозиции были представлены и подарки со стороны японских партнеров и организаций, но кроме этого, здесь в музее были собраны экспонаты со всего мира, что позволяет отразить огромный пласт истории как восточной японской, так и степной казахской цивилизаций. Самураи занимают особое место в истории Японии. Был такой период, когда в Японии разгорелась гражданская война, в течение полутора веков дайме вели продолжительные битвы, народ переживал трудные времена. Так развивались определённые традиции воинской этики, получившие окончательное завершение в кодексе «Бусидо». Благодаря традициям мы знаем о вооружении самурая, доспехах, броне, мечах катана и многое другое.

Тоже самое мы видим и в вашей стране, что свидетельствует о некоторых схожих элементах в воинских традициях между нашими народами. Это удивительно и сильно вдохновляет нас, говоря о том, что в глубине души у нас есть что-то общее. Поэтому данная выставка очень важная и ценная. Уверен, что если бы не пандемия, то очень много японцев с большим удовольствием посетили бы эту выставку в столице Казахстана. Надеюсь, эта выставка доставит удовольствие многим посетителям музея.

Профессиональные воины средневековья – батыры и самураи, как воинские сословия, были тесно сплетены и неразрывно связаны с культурой своего народа. Они обеспечивали защиту своих территорий, жертвовали жизнями и оставили неизгладимый след в сознании народа, в его историческом и духовном коде.

Более подробно с экспонатами выставки можно ознакомиться в фотогалерее

Фото автора.