Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

По тропам Танбалы

2091
По тропам Танбалы    - e-history.kz

В программе «Рухани жаңғыру» обозначена основная цель нации на новый исторический период: сохранить и приумножить духовные и культурные ценности. Нашей задачей в проекции модернизации общественного сознания, является выстраивание системной работы по популяризации культуры Казахстана за рубежом. А показать нам есть что. Наши памятники и музеи являются сокровищницей мировой культуры. В частности, археологический комплекс Танбалы, который находится в юго-восточной части гор Айтау, недалеко от горы Танбалы в 4 км к северу от аула Карабастау Жабылского района Алматинской области.


Комплекс занимает округлое пространство площадью, в который входят поселения, могильники, местонахождения петроглифов, каменоломен и жертвенников, датируемых в интервале от середины XIV - XIII вв. до н.э. и до рубежа XIX-XX вв. Ценностью комплекса являются петроглифы их задокументировано свыше 5000 плоскостей. Особо выделяется гомогенная серия древнейших изображений, созданных на рубеже XIV - XIII вв. до н.э., начала освоения Семиречья кочевыми племенами андроновской культурно-исторической общности.

Исследователи отмечают высокую эстетическую эмоциональную и духовную ценность рисунков Танбалы, выбитых в технике пикетажа каменными или металлическими орудиями.

Открытие уникального памятника принадлежит археологам небольшого Семиреченского отряда Южно-Казахстанской археологической экспедиции Академии наук Каз ССР, под руководством А.Г. Максимовой, исследовавшей в 1957 г. находящийся рядом могильник Каракудук II.

Как самые невероятные открытия, Танбалы было открыто случайно и неожиданно для всех членов отряда. Пока они работали над раскопками курганного могильника, на западном склоне Чу-Илийских гор, фотограф А.А. Попов забрел в ближайшее ущелье, которое привлекало взгляд лаковым блеском черных скал. Пройдя не больше ста шагов, он буквально остолбенел, увидев множество великолепных рисунков, выбитых на широких каменных полотнах. Он первым и сделал снимки петроглифов Танбалы.


Рисунок1.jpg


Уже в 1958 г. выходит первая научная публикация А.Г. Максимовой, по инициативе М.П. Грязнова, посетивший и считавший Танбалы значимым археологическим открытием на юге Казахстана.

В силу некоторых причин, исследование Танбалы приостановилось, и новый этап научного изучения началось А.Н. Марьяшевым и А.Г. Медоевым в 1970-е годы. М.К. Кадырбаев и А.Н. Марьяшев разработали классификацию для визуального определения степени патинизации петроглифов, интересным и новым явлением было привлечение для интерпретации наскальных изображений древних индоиранских и индоарийских мифологических текстов.

На примере танбалинских наскальных изображений биолог П.И. Мариковский. описал животный мир древнего Казахстана, геолог Б.Ж. Аубекеров составил первую геоморфологическую карту.

Затем продолжили исследования ученики археологической школы А.Н. Марьяшева: А.Е. Рогожинский, А.А. Горячев, В.А. Новоженов, С.А. Потапов, Железняков и ученые Ю.А. Мотов, О. Ишманов. Встала проблема эффективного применения щадящих раскопок и комплексного исследования погребальных памятников. Необходимо отметить и роль И.Н. Швец и Ж. Жетибаева.

Огромную экспедиционную и исследовательскую работу провела группа под руководством А.Е. Рогожинского.


Рисунок3.jpg


Подлинным шедевром наскального искусства считается значительная по своим размерам плоскость с впечатляющими шестью «Солнцеликими (солнцеголовыми)» мифическими божествами эпохи бронзы. Благодаря своей таинственности и скрытой энергетичности привлекают пристальное внимание посетителей, журналистов и исследователей. Позже была выбита основная часть сопровождающих эти главные изображения: небольших пляшущих и молящихся людей и животных.

Крупный размер ранних петроглифов, их уникальное изобразительное содержание и иконография ставят их в один ряд с ценнейшими изображениями наскального искусства Центральной Азии. А масштаб поздних дополнений свидетельствуют о постоянном развитии традиции наскального искусства здесь вплоть до нашего времени.

В 1999 г. Центр Всемирного Наследия ЮНЕСКО включил Танбалы в Предварительный Список Всемирного Наследия.

В 2001 г. по заказу Министерства культуры был подготовлен Паспорт комплекса Танбалы для постановки памятника на государственный учет и внесения в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения.

В октябре 2001 г. памятник был включен в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения под названием «Комплекс Танбалы».

Весомый вклад в сохранение Танбалы принадлежит Норвегии, выступившей главным донором проекта «Менеджмент, консервация и презентация петроглифов Танбалы», норвежские ученые-специалисты совместно с казахстанскими коллегами подготовили к номинации памятник как объекта мирового наследия.

Знаменательным событием стал официальный визит Генерального директора ЮНЕСКО К. Мацууры в Казахстан, в рамках которого 26 августа 2001 г. было организовано посещение главой ЮНЕСКО и заместителем премьер-министра республики Комплекса Танбалы.


Рисунок4.jpg


Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 октября 2003 г. был создан «Государственный историко-культурный и природный «заповедник-музей «Танбалы».

30 июня 2004 г. на основе представленного заранее досье памятника и Мастер-Менеджмент плана по Танбалы состоялось обсуждение номинации на 28-ой сессии Комитета по Всемирному Наследию, принявшего решение о включении Танбалы в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО по критерию:

Исключительное свидетельство исчезнувшей степной цивилизации, важными характерными чертами которой были чрезвычайная высокая степень адаптивности к окружающей среде, гармония с природой и экологически безвредное использование природного ландшафта (критерий iii).

История организации инфраструктуры вокруг Наследия Танбалы, его охраны, сохранения, управления, продиктованные необходимостью бережного отношения даже к любому его фрагменту и отдельному памятнику, также обладающему всей полнотой и уникальностью памятника историко-культурного наследия, что является главной задачей деятельности музея-заповедника.

В течение десятилетий проводилось изучение и документация петроглифов и других памятников, геологии урочища, сложение экскурсионной тропы и материалов для экскурсионного маршрута, его благоустройство, первые попытки консервации петроглифов и т.д.

Эта деятельность привлекла внимание международного сообщества, взаимодействие с которым, помогло глубже осознать и сформулировать универсальное значение этого памятника для всего человечества:

Сотрудниками Государственного историко-культурного и природного «заповедника-музея «Танбалы» организовываются различные экскурсии не только по уникальному святилищу, но и на близлежащие комплексы, разработаны экскурсионные маршруты по средневековым тюркским петроглифам.

Развивается Музейный туризм, специфическая деятельность в сфере познавательного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера, организовываются внутренние и внешние экскурсии.

Строительство нового административного здания заповедника-музея Танбалы, позволит организовать туристские циклы (размещение, питание, трансферт, информационное обеспечение и др.).

В Танбалы развивается музейный туризм, основный на идее комплексного показа истории и культуры территории, входящей в Археологический комплекс, учеными и сотрудниками заложены традиционные обычаи и интересы музея, обусловленные спецификой и составом музейной коллекции.

Перед «Государственным историко-культурным и природным «заповедником-музеем «Танбалы» сейчас стоят огромные, научные и культурологические задачи.

Они ярче обозначились в период Пандемии и карантина, когда невозможно физически присутствовать на историческом месте. Поэтому новые условия требуют новых методологических подходов в музейном деле, в общем, и позиционировании культурных ценностей всего Казахстана и в частности петроглифов Танбалы.

Необходимо создавать музейно-туристские продукты:

1. Интерпретация культурного наследия территории;

2. Разработка специфического музейно-туристского креатива.

Музейный туризм нужно направить на работу с индивидуальными туристами или малыми группами, путешествующими самостоятельно, не прибегая к услугам туристских фирм, так и с организованными группами.

Актуально включение музейных коллективов в туристический бизнес, что приведет к расширению культурного влияния музея, интенсивности потока посетителей, усовершенствованию внутри музейной структуры, появлению специалистов новых музейных профессий, активному вовлечению музеев в партнерские отношения с различными административными и предпринимательскими структурами и, как следствие, к большей финансовой самостоятельности и независимости музея.

Актуально сегодня развивать новый тип музейного дела - культурный туризм - одно из наиболее важных направлений развития музеев в поселках и городах Казахстана.

В результате деятельности «Государственного историко-культурного и природного «заповедника-музея «Танбалы». создаются информационно-туристские визит-центры, деятельность которых за счет оказания новых услуг и формирования турпродуктов способствует социально-экономическому развитию села Карабастау, где находится Визит-центр Танбалы. Одна из основных задач музейного визит-центра - функционирование в качестве центра гостеприимства, направленного на привлечение в село и в Республику новых туристов, оказание им полного спектра услуг.

В визит-центре Танбалы формируются экскурсионные группы, начинаются многие туристические маршруты, закладываются экологические тропы.

Необходимо создавать 3D ролики и фильмы, которые позволят совершать визуализированный поход туристов по сакральным местам и увидеть петроглифы Танбалы в цифровом формате с эффектом присутствия. Также стоит задача подготовки виртуальных экскурсоводов.

Конечно, все же туристы хотят увидеть воочию петроглифы и памятники археологии Танбалы, поэтому туризм будет развиваться и по классическому пути.

Опытом подтверждена значимость проведения международной акции, Ночь музеев, во время которой можно осмотреть музейные экспозиции. В эту ночь многие музеи открыты для посетителей после захода солнца и почти до утра. Основная цель акции, показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь.

В Казахстане стартовала общереспубликанская акция «Парад музеев», где отечественные музеи открыты для бесплатных посещений вечером.

Таким образом, для того чтобы музей был привлекателен для туриста нужно создать необходимые условия как для культурного просвещения, так и для отдыха. Как показывает опыт, чем больше времени проводят экскурсанты и туристы на объектах и чем большим количеством услуг, предоставляемых на этих объектах, они воспользуются, тем больший (духовный, моральный, материальный и финансовый) положительный эффект получат все стороны, как туристы, так и организаторы.

Поэтому в новом здании «Государственного историко-культурного и природного «заповедника-музея «Танбалы», созданы отличные условия для отдыха и проживания, наличие кафе, магазина музейной продукции. Тем более, чтобы просмотреть все ценнейшее наследие Танбалы одного, двух дней очень мало.

Ответственность за позиционирование культурного Наследия Республики Казахстан перед мировым научным и туристическим сообществом огромна. Композиция петроглифов урочища Танбалы оставила след в современной культуре, изображения использовались в сувенирной, почтовой продукции, «солнцеголовое» мифическое божество было символом фестиваля «Азия Дауысы».

Поэтому мы должны не только преумножать, но и сохранить это наследие от вандалов, привлекать туристов. Как отметил Президент РК К.К. Токаев: «Интерес туристов заключается в изучении культуры, обычаев и традиций разных народов, знакомстве с историей страны пребывания. Поэтому в мире растет спрос на посещение самобытных мест, участие в исторических фестивалях и реконструкциях важнейших событий давно минувших дней». А археологический комплекс Танбалы как раз и является самобытным святым местом нашего народа.

Алтын УАЛТАЕВА,

ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, 

кандидат исторических наук, ас. профессор.

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?