Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«Поющий бархан». История и современность

2470
«Поющий бархан». История и современность - e-history.kz

Издревле территория современного Казахстана была тем местом, куда стекались путешественники со всего света. Чего стоят только лишь имена итальянского купца Марко Поло, исламского историка XII-XIII вв. Ибн аль-Асира и берберского путешественника Ибн Баттута, не раз посещавших бесчисленные уголки Великой степи, не говоря уже о более поздних российских исследователях Петре Семенов-Тяньшанском, Василий Радлове и Эдуарде Эверсмане, каждый из которых был увлечен жаждой приоткрыть двери неизведанного доселе кочевого мира. Таких исследователей и путешественников за всю историю края было немало. Многие из них после себя оставляли рукописи, которые ныне позволяют собрать, хоть и по крупицам, полную картину быта наших предков. Некоторые описанные ими места и сейчас продолжают свое существование, однако уже в ранге объектов культурно-исторического наследия.

Взглянуть, к примеру, на Алматинскую область, которая подобно атоллу коралловых рифов опоясана туристическими объектами, скрывающими множество памятников исторического значения. На какой бы путь вы тут не свернете – он обязательно приведет вас к ним. Деловой центр региона и всей страны, а также один из самых южных оконечностей области – город Алматы, от которого тянутся десятки туристических маршрутов, с каждого из которых открывается прекрасный вид не только на реки и озера, горы и ледники, но и на городища, курганные могильники и петроглифы. Их действительно немало: городище Койлык, святилище Калакай, петроглифы Баянжурек и Танбалы, буддийская стелла, мечеть в Жаркенте, курганный могильник Бесшатыр, курганный комплекс Иссык и многое другое. Все эти памятники разбросаны по разным туристическим маршрутам. И все они с каждым годом все плотнее и плотнее населены людьми, неописуемое любопытство которых утолить могут лишь мемориальные дома, некрополи, памятники археологии, каменные и наскальные изваяния.

В первых числах ноября 2020 года корреспонденту портала Qazaqstan Tarihy посчастливилось обойти один из таких маршрутов в рамках информационного тура, организованного АО «Национальная компания «Kazakh Tourism». Вместе с почти тремя десятками представителей бизнеса, туроператоров, блогеров и журналистов, в период с 8 по 13 ноября, мы посещали самые значимые объекты туристического наследия Алматинской области. Наш путь пролегал из Алматы до самого сердца национального парка Алтын-Эмель, а оттуда южнее, в Долину Замков в Чарынском государственном национальном природном парке. Путь также включал в себя жемчужину Северного Тянь-Шаня Кольсайское озеро и одно из главных достопримечательностей Кунгей Алатау озеро Кайынды. Теперь же портал Qazaqstan Tarihy посчитал разумным рассказать, почему карта Алматинской области так богата объектами культурно-исторического значения.

Первым пунктом информационного тура была поездка в национальный парк «Алтын-Эмель», одним из драгоценнейших камней в короне которой является песчаная сопка Әншіқұм или Айғайқұм («Поющий бархан»). Путь туда начался с трассы Алматы-Капчагай, а оттуда, проезжая сам Капчагай, поселок Шенгельды и перевал Аркарлы, следовало добраться до города Сарыозек. Затем - перевал Алтын-Эмель и поселок Басшы, где расположена центральная усадьба национального парка. Сделав остановку в музее поселка и, осмотрев несколько местных гостевых домов, процессия отправилась на «Поющий бархан». К слову, о музее. Знакомство с парком «Алтын-Эмель» лучше начинать именно с него. Благодаря ему можно многое узнать о животном мире Семиречья. Так, по словам экскурсовода, в парке водится 67 видов млекопитающих и более 260 видов птиц. В музее представлены документальные кадры, диарамы удивительных пейзажей и фотографии диких обитателей Илийской долины. Неизменный интерес у туристов вызывает «Послание будущему поколению», открытие которой планируется в 2116 году. Наверняка, речь в нем будет идти о сохранении природы края – главного богатства человечества.


photo5300818709847322906.jpg


photo5300818709847322900.jpg


photo5300818709847322899.jpg


photo5300818709847322898.jpg


photo5300818709847322893.jpg


Свое название «Алтын-Эмель» парк получил от одноименного перевала, который, в свою очередь, согласно поверьям, получил свое название от монгольских завоевателей времен Чингисхана. Осенью, при свете заходящего солнца, округа становится желтой, вернее даже сказать золотой. На этом золотом краю, с востока и севера окруженном горными хребтами, собственно и находится заповедная территория.

Природа этого края довольно необычна: скудная растительность, полупустыни и каменистые горы. Климат, как и впрочем на подавляющей части Казахстана, резко-континентальный, что подразумевает сухие и холодные зимы и знойное лето. Суровый климат этой местности смягчает полноводная река Или, несущая свои воды к озеру Балхаш. Вдоль ее русла тянутся заросли туранги, колючего джангиля и тамариска. Интересно, что в голодную зиму даже колючий джангиль может стать приютом для всякой живности: часто он становится единственным кормом для фазана, а кабаны и зайцы прячутся в ее зарослях.


photo5300818709847322908.jpg


Путь от Басшы до «Поющего бархана» составляет порядка 50 километров по грунтовой дороге посреди степи и, находясь здесь, легко представить как в стародавние времена здесь на арбах шли многотысячные караваны. По дороге к бархану экспедиция заметила нескольких куланов. Своим обитанием тут они обязаны смелому эксперименту, произведенному в 1984 году, то бишь на закате советской действительности. Тогда с острова Барсакельмес, находившегося посреди стремительными темпами высыхавшего Аральского моря, решили переселить часть животных. Двадцать четыре кулана были обстреляны сонными пулями и на автомобилях были перевезены в «Алтын-Эмель». Эксперимент удался: по состоянию на осень 2019 года их число приближалось к отметке четырех тысяч особей.

Геопарк «Алтын-Эмель» включен во всемирную сеть биорезерватов ЮНЕСКО. Основная цель этой сети – обеспечить обмен и сотрудничество между странами в области охраны биологического наследия. В настоящее время существует 119 глобальных геопарков ЮНЕСКО в 33 странах мира, а «Алтын-Эмель» с его уникальными ландшафтами стал первым в Казахстане национальным парком, получившим международный статус глобального и геологического парка ЮНЕСКО. Благодаря этому статусу, в том числе, Казахстан знает вся мировая туристическая ассоциация.

Как уже сказано выше, главной достопримечательностью парка «Алтын-Эмель» является ландшафтный памятник природы «Поющий бархан», находящийся примерно в трехстах километрах к северо-востоку от города Алматы. Он представляет собой вытянутую на три километра песчаную гору 150-метровой высоты, входящую в число Семи чудес Казахстана и имеющую статус государственного памятника природы республиканского значения. Эта огромная дюна одиноко возвышается в пустыне неподалеку от реки Или, между двумя гребнями Джунгарского Алатау – Маленький Калкан и Большой Калкан.

Как здесь, посреди степи, появился бархан и как он не рассыпался по всей Илийской долине? Удивительно, но вокруг бархана нет никаких других дюн и барханов. С одной стороны песчаную насыпь окружают горы, а с другой – русло реки Или. Другим удивительным фактом является и то, что Айғайқұм, в отличие от пустынных барханов, несмотря на зыбкость песка, дующие ветры и наклон самого бархана, веками стоит в одном и том же месте и не меняет свое расположение. Фракция песка с «Поющего бархана» удивительна тем, что она мелка, перевита и чиста. Исследователи объясняют это тем, что некогда песчаная сопка была дном древнего океана Тетис, существовавшего от десятков до сотен миллионов лет назад. К слову, реликтами этого океана считается и Каспийское море. Существует и другая версия появления бархана. Согласно ей, на протяжении тысячелетий непрекращающиеся порывы ветра несли песчинки с отмели реки Или в одну сторону, однако воздушные потоки ослабевали при приближении к Маленькому и Большому Калкану и роняли песок, что и дало рождение этому бархану.

Почему «Поющий бархан» называют поющим? По словам местных жителей, пение бархана можно сравнить с ревом верблюда или гулом взлетающего самолета. Однако ученые не видят в этом никакой загадки. Они объясняют этот феномен тем, что во время падения песка, будь тому виной ветер или хождение по нему, происходит трение сухих песчинок и кристаллическая электризация, которая дает звук от едва различимого писка до угрожающего грохота, который можно услышать за километр вокруг.

Естественно, что столь огромный феномен не мог просуществовать столько лет, не обзаведясь целым сонмом легенд. В древности звуки «Поющего бархана» пугали и завораживали людей. Они считали, что это поют духи пустыни, звучат колокола погребенных под толщей песка городов или рычат какие-то таинственные звери. Другая, более распространенная легенда, рассказывает о некоем шайтане, чьи козни над людьми настолько прогневали Всевышнего, что тот отобрал у него способность телепортации. С этого момента шайтану пришлось перемещаться пешком. Однажды, в попытке дойти до своего дома, находившегося на вершине горы, он обессилел, прилег отдохнуть и укрылся барханом. Так, согласно поверьям, он спит до сих пор, издавая пронзительный стон, когда его пытаются тревожить.


photo5300818709847322892.jpg


photo5300818709847322889.jpg


photo5300818709847322886.jpg


photo5300818709847322885.jpg


Большинство местных жителей в эти поверья не верят, но полагают, что оно способствует увеличению потока туристов. Сейчас же главной своей целью они считают создание условий для развития туризма. Кроме того, статус геопарка расширил их возможности в открытии новых производств, зонах ограниченной хозяйственной деятельности, но большую часть дохода местные жители получают от создания гостевых домов. Для желающих стать частью системы гостевых домов Казахстанская туристическая ассоциация (КТА) даже разработала практическое руководство с четкими рекомендациями относительно приема гостей не только из других регионов страны, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с тем, существует и система сертификации гостевых домов, присваиваемый владельцам гостевых домов на срок до двух лет за сумму равную пяти тысячам тенге. Сертификаты имеют степени (бронзовый, серебряный и золотой) в зависимости от организации гостевого дома.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?