Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Об истории месхетинских турков

1763
Об истории месхетинских турков - e-history.kz

Современное учение полагает, что депортация была одной из форм этнических чисток, которое было широко распространено в советское время. Основным местом депортаций в годы правления Сталина была Средняя Азия, степи которой стали временным убежищем для сотен тысяч спецпереселенцев польского, немецкого, корейского и кавказского происхождения. Только вслед за смертью Сталина, развенчанием культа личности и массовой реабилитаций жертв репрессий в 1956 году, многие народы, переселенные в центральноазиатский регион, сумели получить «прощение», а некоторым народам даже удалось восстановить свои национальные автономии. К сожалению, такой «чести» были удостоены далеко не все. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о судьбе месхетинских турков, народе, который обвинили в пособничестве Турции и депортировали в Центральную Азию осенью 1944 года

Месхетинские турки, или как они сами себя называют «Ahıska Türkleri», считаются исконными жителями Месхетии, области на южной и юго-западной территории современной Грузии. История этого народа, как и других народов, переживших насильственную депортацию, горька и трагична.

По словам историков, жители Месхетии ведут свое происхождение от древних племен, зародившихся на территории Южного Кавказа еще во II веке до н.э. В древнегрузинских источниках они именуются одними из древнейших жителей Южного Кавказа. О народе Месхетии подробно рассказывал грузинский историк XI века Леонтим Мровели, один из составителей «Картлис цховреба», являющегося началом всех известных списков свода древнегрузинских летописей, сведенных в единую книгу между XII и XIV веками. Согласно этому древнегрузинскому источнику, бунтюрки (оседлые тюрки) являлись автохтонами региона и долгие столетия правили здесь. Историк Эквтиме Такаишвили, ссылаясь на словари Орбелиани, считал, что данный термин «бун» - это рукоятка копья. Отсюда бунтюрки – тюрки-копьеносцы.

С конца XVI века Месхетия находилась под административным управлением Османской империи. Так продолжалось до 1829 года. После свержения Наполеона ряд европейских государств пожелал сохранить установленный мировой порядок, а потому в 1815 году был заключен так называемый «Священный союз» между христианскими правителями Австрии, Пруссии и России, основной идеей которой были взаимопомощь христианским государям и подавление революционных настроений. Позже к этому союзу примкнули другие христианские цари. Весной 1821 года вспыхнула Греческая революция, которая объяснялась тем, что повстанцы (греки-христиане) возжелали получить независимость от мусульманских правителей Османской империи. Царская Россия в лице императора Александра I предпочла не вмешиваться в этот конфликт, усмотрев в нем не только борьбу христиан за независимость, но и революционный характер самого восстания.

Однако в 1825 году царь России умер, а его место занял Николай I, который не разделял мнения своего предшественника. Это вынудило османское правительство расторгнуть все договоренности с Россией, а вслед за этим и вовсе выслать русских граждан со своих земель и запретить русским кораблям входить в Босфор. Так началась русско-турецкая война, закончившаяся осенью 1829 года заключением Адрианопольского мира.

Адрианопольский мирный договор был документом, который признавал поражение Османской империи. Согласно ему, Российская империя получила ряд новых территорий, в т.ч. все восточное побережье Черного моря и части территории современной Грузии. Этом мирный договор во многом предопределил судьбу месхетинских турков, по территории которых и прошла граница между государствами. Целая этническая группа со своим языком, нравами, религией, оказалась отсеяна к чуждой для себя земле. Другими словами, они оказалось в состоянии определенной нестыковки с национальной политикой грузинской и российской властей, из-за чего во второй половине XIX века начался процесс переселения месхетинских турков в Турцию.

Те, кто посчитал верным остаться, в 1921 году стали жить под началом советского коммунистического правления. Исследователи полагают, что с приходом к власти большевиков гонения на месхетинских турков не прекратились. Об этом свидетельствовало то, что с 1929 по 1937 гг. в регионе три раза менялся алфавит и язык обучения и репрессии, унесшие жизни более четырнадцати тысяч лучших умов.

Катастрофическую роль в истории народа сыграло постановление Государственного Комитета обороны СССР от 31 июля 1944 года. Но прежде всего следует понимать ситуацию, во время которой вышло это постановление. В самом разгаре находится Великая Отечественная война, а все дееспособное мужское население Месхетии было послано на фронт. 24 июля 1944 года народный комиссар внутренних дел СССР Лаврентий Берия отправил письмо Сталину, в котором говорилось следующее:

 

«В районах Грузинской ССР, граничащих с Турцией, проживает тюркское население. На протяжении нескольких лет значительная часть этого населения, связанная с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями, проявляет эмиграционные настроения и занимается контрабандой, служит для турецких разведывательных органов источников вербовки шпионских элементов и наблюдения за бандитскими группировками. В целях улучшения условий охраны государственной границы СССР, народный комиссариат внутренних дел Советского Союза считает, что надо переселить население из районов Ахалцихе, Адигени, Аспиндза, Ахалкалаки, Богдановки и из некоторых сел Аджарской автономной республики в Казахскую, Узбекскую и Киргизскую республики 16 700 хозяйств турок, курдов и хемшилов, общей численностью 86 000 душ. После переселения турок считаем целесообразным вселить сюда 7 000 хозяйств малоземельных колхозников из других регионов Грузии. Мероприятие согласовано с руководством Грузии. Предоставляя этот документ, Комитет обороны просит Вашего согласия на проведение данного мероприятия»

 

К слову, через несколько дней Лаврентий Берия получил письмо от первого секретаря ЦК КП Грузинской ССР Кандида Чарквиани следующего содержания:

 

«Предлагаем наши соображения по поводу переселения турецкого населения из приграничной зоны во внутренние районы республики. Мы предполагаем из мусульманского населения оставить на месте только курдов. Всего 901 семью, выселение которых не представляют необходимости. Из представленного для выселения контингента 200 семей являются врагами народа и семействами эмигрантов. Переселение их в другие районы Грузии считаем нежелательным. Считаем необходимым выселить эти семьи за пределы Грузии, в Казахстан. Остальное население должно быть переселено в западную Грузию»

 

Однако это предложение Чарквиани даже не было рассмотрено ввиду того, что уже 31 июля пришел ответ Сталина. Он писал, что «в целях усиления охраны границы Грузинской Советской Республики» Государственный Комитет обороны обязан переселить из приграничной зоны Грузии из районов Ахалцихе, Адигени, Аспиндза, Ахалкалаки, Богдановка и из Аджарской автономии 16 700 семей, 86 000 душ турок, курдов и хемшилов. Из них в Казахстан 40 000 человек, в Узбекистан 30 000, в Киргизию 16 000 человек. Сама операция должна была пройти в ноябре-месяце.

Так, в ноябре 1944 года около ста тысяч месхетинских турок из 224 селений под предлогом усиления безопасности границ были насильственно вывезены в республики Средней Азии. Среди тех, кто был депортирован, около 30% составляли женщины, более 50% - дети до шестнадцати лет, а остальные - люди пожилого возраста.

На рассвете 15 ноября в пяти районах южной Грузии в 224 деревнях началась спецоперация. Военные расположились у домов мусульман, которые были изучены и описаны детально. Население собрали в центрах деревень. Почти во всех населенных пунктах операция проводилась по единому сценарию: офицер безопасности громко зачитывал постановление собравшимся, а дальше, в случае оказания сопротивления, солдаты были обязаны открывать огонь.

Уже через несколько часов все население было собрано в сельских центрах. Растерянный и обессиленный народ даже не пытался оказывать сопротивления, ведь все мужчины находились на войне. Дома этих людей опечатали, их имущество перешло в собственность колхоза, а сельчан загнали в грузовые автомобили. Так, тысячи машин двинулись в сторону железнодорожного вокзала Ахалцихе.

Турков-месхетинцев в Ахалцихе ждали длинные эшелоны, которые должны были навсегда разлучить их от родины. Свидетели тех событий рассказывали, что на железной дороге стояло много грузовых эшелонов. Многотысячная толпа начинала двигаться упорядоченным стройным шагом, а солдаты разделили и окружили несколько десятков человек, потом погнали их перед собой. Так народ оказался перед дверьми грузовых вагонов, вагонов, изначально предназначенных для скота. Тех, кто оказывал сопротивление при погрузке, загоняли туда силой.

В вагонах, по словам очевидцев, было так тесно, что невозможно было разогнуться. Путь был не из легких: сначала в Азербайджан, затем в Россию и, наконец, в Среднюю Азию. Больше месяца переселенцы ехали в холоде и без горячей пищи. Сотни человек, в основном дети и старики, не выдержав холода и голода, умерли. Их хоронили на коротких стоянках, а кого не успели – их тела оставляли на дорогах незахороненными.

Свидетели тех событий рассказывали:

 

«Тот год был очень урожайным. Весь урожай был собран в большие склады. Мой отец только вернулся с войны. На тот момент у него не было одного уха. Он не мог говорить, но был председателем колхоза. Весь урожай закрыли в складах, и около 15 дней до депортации нам запрещено было покидать свои места проживания. Нельзя было даже в соседний кишлак сходить. Если кто нарушал этот закон, то их погружали в машины, и они пропадали без вести. Режим устроил сбор населения и дал указания в течение пяти часов собраться и быть готовыми покинуть свои дома. После истечения данного времени, они начали грузить всех людей в вагоны, которые были ужасными. Некоторые в пути теряли детей. Если кто случайно выходил из вагонов, то они оставались там же, а их судьба оставалась неизвестной. Трупы детей, стариков, бабушек, женщин умерших по пути выбрасывали»

 

«Осенью нам объявили о том, что в местах нашего проживания начнется война и нас временно переселяют где-то на неделю и через неделю обещали, что мы вернемся и нас погрузили в эшелоны»

 

«Когда нас загрузили в эшелоны все, что у нас было, все осталось. Покойная мама рассказывала нам: «Сказали, что мы везем вас в хорошие места, где живут мусульмане». Мама рассказывала, что умерших собирали в одну кучу. В эту кучу кидали даже тех, кто еще жив или тяжело больной и бросали их в ямы»

 

«Умерших они сами забирали и хоронили. В вагонах, в которых мы ехали, были прибиты полки в несколько этажей, на них была постелена солома. Нас размещали на этих полках. Мать говорила, что нас везли в вагонах с открытыми боками и пробитым дном. Вагоны были по два этажа чтобы вместить побольше людей»

 

Дальнейшая судьба турков-месхетинцев во многом схожа с судьбой других репрессированных в те годы народов: прибытие в новые земли, тяжелый ход обустройства быта, холод и голод, разлука с близкими…

В 1956 году, три года спустя после смерти Сталина, репрессированные народы получили право возвращения на родину. Хотя, в отличие от чеченцев, ингушей, карачаевцев и крымских татар, турков-месхетинцев лишили этого права. Они могли проживать на любой территории Советского Союза за исключением Грузии…

Это произошло 18 апреля 1956 года, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета о снятии ограничений с месхетинских турок без права возвращения на родину. Часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа, в особенности в Кабардино-Балкарскую АССР. Вскоре было организовано размещение нескольких тысяч турок-месхетинцев в районах Азербайджанской ССР, а после 1989 года большая часть турков-месхетинцев Узбекистана переселилась в Россию, Казахстан и Азербайджан.

Ныне, общее число турков-месхетинцев оценивается в 550 тысяч человек, большинство из которых живет в Азербайджане, Казахстане, России и Турции.

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?