Деформации и ошибки в социально-экономической политике КПСС не могли не
сказаться на национальных отношениях. Брежневское руководство представляло их
идеальными и беспроблемными. Преувеличение достижений в решении национального
вопроса вытекало
из концепции развитого социализма. Именно в этот период в системе
национальных отношений проблемы нарастали быстрее, чем решались.
Образованный в 1922 г. СССР, задуманный как федеральное государство, на самом деле превратился в унитарное. Союзные республики в нем имели ограниченные права и развивались как автономии, не имея реального суверенитета. Право наций на самоопределение фактически было забыто. На протяжении всей советской истории господствовал миф о том, что в условиях советского федерализма невозможно появление обособленческих тенденций, что у социалистических наций не может возникнуть потребность для выхода из федерации. И поэтому право наций на самоопределение партийные и государственные органы считали раз и навсегда осуществленным. Аргументом в пользу этого утверждения служило то обстоятельство, что, несмотря на право свободного выхода из СССР, ни один народ не воспользовался им. При этом игнорировалась реальная действительность, когда подобное волеизъявление просто было невозможным в силу деформированное политической демократии.
В рассматриваемый период интернационализм был замкнут в догматические, идеологические рамки. Предполагалось, что лишь путем улучшения интернационального воспитания можно решить все национальные проблемы. Воспитание в этом направлении велось в отрыве от реальной жизни, ограничивалось пропагандой идей интернационализации. В этом смысле интернациональное воспитание подменяло или вовсе заменяло национальную политику11.
Несмотря на успехи в развитии культуры проблема духовного возрождения оставалась в тени. Национальная по форме культура, образование и воспитание на самом деле были переводными. В 70—80-е годы больше провозглашались советские обычаи, нежели национальные. В национальных республиках, в том числе в Казахстане, в общественно-политической жизни преобладал европоцентризм, шел процесс абсолютизации роли русской культуры в развитии народов и народностей СССР, что приводило к игнорированию прав социалистических республик на национальную государственность, государственный суверенитет и территориальную целостность. Придавался забвению целый пласт кочевой цивилизации и восточной культуры, являющийся неотъемлемой частью нашей истории, происходил процесс потери исторической памяти, когда настойчиво заставляли забыть все то, что было до Октябрьского переворота 1917 г. Наоборот, чрезмерно идеализировалась история советского периода. Официальные органы и пропаганда внушали всем, что настоящая история казахского и других народов Союза началась именно с 1917 года.
Форсированная интернационализация, стремление ускорить формирование советского народа как единой общности бюрократическими и репрессивными методами, без учета национальных интересов, привело к тому, что в национальной политике были допущены фундаментальные просчеты и серьезные ошибки. Между тем подлинный интернационализм невозможен без понимания национальных интересов «своей» и других наций. Национализм же возникает прежде всего как реакция на ущемление национальных интересов.
Неверное понимание интернационализма привело к тому, что языковую политику в Казахстане сводили лишь к поддержке языка межнационального общения, а о национальном языке умалчивали. Широко пропагандируемое двуязычие в республике было недостаточно обоюдным. Русским языком в республике владели около 60% казахского населения, тогда как казахским — менее 1% русских. Казахский язык выполнял только 10 из 50 социальных функций, необходимых для его полнокровного существования. Он не обслуживал делопроизводство, государственную, дипломатическую, армейскую жизнь, высшую школу, ограничиваясь бытовой сферой. 95% книг издавалось на русском языке, 70% телепередач выходили в эфир на русском языке. Кроме того, следует добавить то, что названия городов, населенных пунктов, колхозов, совхозов, озер, рек и гор работали на укрепление позиций русского языка. Имперская языковая политика в прежнем СССР означала резкое сокращение возможностей социальной мобильности для лиц, не владеющих русским языком.
Деформации в национальной политике, ужесточение политического климата, нетерпимость власти к свободомыслию вызывало протест, особенно среди интеллигенции. Он проявлялся по-разному. В кругах студенчества, творческой и научной интеллигенции осуждалась политика русификации республики, высказывалась озабоченность состоянием казахского языка, отсутствием суверенных прав у республики.
Так, в 1963 г. в Москве на основе ансамбля «Жас Тулпар» (Молодой тулпар) возникло одно из первых неофициальных объединений казахской молодежи, обучающейся в московских вузах19. В начале оно объединяло в своих рядах около 800 студентов, позднее общество значительно пополнилось. Организаторами и активными членами «Жас тулпара» были М. Ауэзов, Б. Тайжанов, А. Кадыржанов, С. Акатаев, К. Тлеуханов, М. Татимов, М. Балтабаев, С. Байкенов, М. Сембин, М. Айтхожин и др. Подобные объединения затем возникли в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Одессе, Риге, Павлодаре, Караганде, Акмолинске, Семипалатинске, Чимкенте и др. В Караганде оно называлось «Жас казак», в Семипалатинске — «Тайшубар». Таким образом, «Жас тулпар» превратился в неформальное студенческое движение. Молодежь организовывала лекции, концерты, экспедиции в аулы и села Джамбулской, Карагандинской, Омской, Уральской, Кзыл-Ординской, Чимкентской, Алма-Атинской, Акмолинской областей, выступала с радикальными предложениями в вышестоящие инстанции по устранению имеющихся недостатков.
Отношение официальных властей к этому движению в целом было отрицательным, а его деятельность находилась под наблюдением КГБ. Руководители «Жас тулпара» подвергались гонениям, угрозам, как всегда их называли националистами. К концу 1966 г. деятельность «Жас тулпара» пошла на убыль, хотя она и продолжалась до конца 60-х годов. В свое время «Жас тулпар» оказал немалое влияние на умы и сердца казахской молодежи. Под его влиянием были организованы ансамбли «Гульдер», «Дос-Мукасан», «Айгуль». Лидеры «Жас тулпара» — казахстанские шестидесятники в последующем стали известными в республике людьми, имеющими определенное влияние в ее общественно-политической жизни, сделали и делают многое для возрождения национального самосознания казахского народа.
Прекращение деятельности «Жас тулпара» и других подобных организаций свидетельствовало об ужесточении системы в 70-е годы. Несмотря на это проблемы национального возрождения казахского народа, которые особенно актуализировались и реализация которых стала возможным только в конце 80-х годов, пробивали себе дорогу. В 1974—1977 гг. X. Кожахметовым была предпринята попытка создания среди казахской молодежи организации «Жас казак». Им была написана программа и клятва будущих членов этой организации.
Стержневым направлением практической деятельности партийно-государственных структур в 70-е — начале 80-х гг. по-прежнему оставалась борьба против национализма, проявлений местничества и восхваления патриархального строя. Всякое инакомыслие пресекалось. Представители интеллигенции, чьи взгляды, отраженные в произведениях литературы и искусства, не вписывались в идеологию и догмы системы, подвергались преследованию. Такая участь, например, постигла талантливую книгу поэта О. Сулеймснова «Аз и Я». Оппоненты О. Сулейменова, выступая на страницах журналов «Молодая гвардия», «Москва», «Звезда» и др., ставили под сомнение идеологическую направленность и цель книги. В ряде выступлений она прямо определялась как националистическая, пантюрксистская, антирусская. Поэта обвинили в переоценке и преувеличении роли тюрков в истории20.
Власти всячески пресекали проявление свободомыслия и среди ученых. Так, в 1976 г. запрещено было издание книги «Познание мира традиционным казахским искусством», подготовленной авторским коллективом Института философии. Идейно вредной была признана книга антрополога О. Исмагулова «Этническая геногеография Казахстана». Автора обвинили в ошибках методологического характера, в односторонней трактовке родоплеменных факторов в связи с современностью. Позже все эти обвинения были сняты.
Проявлением нараставших противоречий в национальных отношениях явились события лета 1979 г. в Целинограде. Они показали, что излюбленная практика центра регулировать национальные отношения командным методом, игнорируя интересы коренного населения, исчерпала себя. Попытка создания немецкой автономии в 1979 г. в Казахстане и выступления с протестом казахского населения и сегодня остаются одним из «белых пятен» политической истории республики.
Решение о создании немецкой автономной области в Казахстане было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС весной 1979 г. без согласования с правительством и Верховным Советом республики21. Несмотря на свою антиконституционность оно не вызвало какого-либо заметного противодействия со стороны руководства Казахской ССР, в том числе и ЦК Компартии Казахстана. В область предполагалось включить ряд районов Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской и Кокчетавской областей, центром был выбран город Ерментау.
Сведения о создании автономной области быстро распространились по республике и вызвали справедливое возмущение казахского населения. Утром 16 июня группы казахской молодежи, в основном из чиста студентов вузов и техникумов областного центра собрались на центральной площади города. Молодежь несла транспаранты на казахском и русском языках «Казахстан неделим!», «Нет немецкой автономии!» и др. Митинг принял обращение, осуждающее решение Кремля о создании немецкой автономии.
Партийное руководство области и города, действуя в традициях тоталитарной системы свело факт демонстрации и возмущение населения непродуманным решением Политбюро к недостаточному уровню идеологической работы. В студенческие общежития были направлены группы пропагандистов для «разъяснительной работы». Заявив о том, что решения о создании автономии не существует, руководство области не без участия руководства республики по существу дистанцировалось от автономистского проекта Политбюро ЦК КПСС.
19 июня в Целинограде состоялась еще одна демонстрация. Ее возглавили ветераны войны и труда, аксаклы, приехавшие из районов. По оценкам разных очевидцев в ней участвовало от 2 до 4 тысяч человек. Демонстранты передали руководителям области обращение, направленное против образования автономии. Вслед за Целиноградом небольшие митинги и демонстрации состоялись в Атбасаре, Ерментау, Кокчетаве. Репрессивная кампания, последовавшая после этих выступлений, оказалась ограниченной и не сопровождалась (уникальный для эпохи застоя случай) судебными разбирательствами даже по административным делам. Но руководство республики и КГБ приложили все усилия для того, чтобы информация о демонстрациях не получила широкого распространения. Ни в печати, ни на партийных активах и пленумах нельзя было найти даже краткого упоминания о происшедшем.
Напряженность, годами копившаяся в национальных отношениях, неспособность и нежелание системы менять национальную политику при начавшемся реформировании общества в середине 80-х годов привели к открытому столкновению молодой неокрепшей демократии с административно-командной системой в декабре 1986 г. В основе декабрьских событий в Алматы лежит комплекс исторических, социально-экономических и политических факторов. Исторические корни уходят в колониальную политику царизма, которая была продолжена большевиками в ходе осуществления индустриализации, коллективизации, освоения целины и залежных земель. В результате происходило неуклонное демографическое «размывание» нации, бесконтрольный грабеж общесоюзными министерствами и ведомствами национальных богатств, игнорирование экономических интересов казахского народа. Игнорировался государственный суверенитет Казахстана, национальная государственность оставалась простой декларацией.
Выступление казахской молодежи в декабре 1986 г., национальное по форме, не было националистическим. Оно не было направлено против других народов, в том числе против русского. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя.
Однако со стороны партийно-бюрократических структур республики и центра это выступление было оценено как бунт кучки националистически настроенной экстремистской части молодежи. Начав с обвинения ее в «казахском национализме», система логически пришла к нарушению национального равноправия.
Правда о характере декабрьских событий, об их масштабах и последствиях утаивалась. Постановление ЦК КПСС «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», от которого ждали глубокого анализа и всесторонней, объективной оценки событий, вызвало не просто разочарование, а было воспринято как незаслуженное оскорбление целого народа.
Такая оценка призвана была оправдать применение силы и различные репрессивные меры по отношению к участникам событий. В масштабной кампании репрессий основной упор был сделан на поиск организаторов и тайной организации. Следствие по уголовным делам велось в сжатые сроки, поверхностно. Были проведены открытые судебные процессы, повсеместно состоялись комсомольские, партийные, профсоюзные собрания, на которых настойчиво рекомендовалось исключать участников событий из институтов, увольнять с работы. В ходе этих мероприятий было осуждено 99 человек, из высших учебных заведений исключили 264 человека, из комсомола— 758 человек, различным мерам наказания были подвергнуты 1164 членов ВЛКСМ, из КПСС соответственно 52 и 210 человек. Из органов МВД было уволено 1200 чел., из министерств здравоохранения и транспорта — 309, сняты с работы 12 ректоров вузов. Только в первой половине 1988 г. прошли аттестацию 78,2% партийных, 98% советских, 94% профсоюзных и 66% комсомольских работников22.
Партийные органы оказывали давление на правоохранительные органы в сторону вынесения обвинительных приговоров, а прокуратура не реагировала на творимые беззакония. Официальные данные о последствиях событий противоречивы23.
При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности — избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток. При разгоне использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки24. Словом, в действиях органов власти без особого труда можно обнаружить весь арсенал средств и методов репрессивной машины, используемых в прошлом для защиты тоталитарной власти.
Таким образом, главной причиной кризисных, застойных явленийв обществе были не столько тоталитаризм и административная система, сколько нерешенность национальных проблем. Именно нерешенность в рамках СССР национального вопроса, отсутствие в республиках подлинной национальной государственности привели кутверждению административно-командной и однопартийной коммунистической системы, всесилию тоталитаризма. Соответственно этому центральное правительство, КПСС строили национальную политику. Столь важная сфера жизни общества решалась фактически наобщественных началах: по существу она была отдана на откуп партийным органам и наделе подменялась интернациональным воспитанием, которое ограничивалось лишь пропагандой идей интернационализма.
Равноправие, субъектов Союза подменялось патерналистской политикой России в отношении других республик. Низкий уровень развития самой России в целом и отсутствие демократических традиций оказали негативное влияние на другие республики.
© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013
Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива