Мне выпала честь участвовать в работе расширенного заседания Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана под руководством Государственного секретаря Марата Тажина, в докладе которого прозвучали интересные концептуальные идеи. Заседание стало действительно знаковым и в первую очередь потому, что на нем заложили начало нового этапа в развитии отечественной исторической науки. Проведение таких масштабных форумов, на мой взгляд, накладывает огромную ответственность на науку Казахстана. Алгоритм нашего движения был определен Стратегией «Казахстан-2050», в которой Президент страны – Лидер нации Нурсултан Назарбаев четко указал ориентиры развития нашего государства.
В период распада СССР, я имею в виду 90-е годы ХХ века, рушилась не только политическая жизнь, не хватало элементарных продуктов питания и одежды. Тогда многих людей охватило отчаяние. И только железная воля и уверенность Первого Президента страны позволила всем нам выйти из этого состояния. Именно под его руководством в Казахстане были проведены глубочайшие экономические и политические реформы, установилась стабильность. Именно в тот период казахстанцы получили возможность свободы – и политической, и экономической. Развилась многопартийность, появились свободные средства массовой информации, свободной стала и наука.
Импульсы, заданные в тот период, оказались глубокими и очень плодотворными – заработал внутренний рынок, «с колен» поднялись промышленные предприятия. В итоге стремительно стало улучшаться социальное положение казахстанцев. Несмотря на существовавшие большие трудности, Казахстан сумел провести демаркацию и делимитацию своих границ. Добавлю, что в нашем регионе некоторые страны до сих пор не решили этих вопросов. Для Казахстана как молодого государства такое достижение стало глобальным успехом. Таким образом, мы заняли достойное место в потоке истории.
Обретение Казахстаном суверенитета придало огромный импульс развитию отечественной исторической науки. Были сняты идеологические барьеры, ученые наконец получили свободу и прекрасную возможность для глубоких научных исследований, раскрытия так называемых «белых пятен», для участия в целевых программах, в том числе таких, как «Мәдени мұра» и «Ғылыми қазына». Перед нами открылись архивные фонды, стали доступны ценнейшие рукописи. Государство приступило к восстановлению памятников материальной культуры, в том числе султана Бейбарса в Дамаске, стали издаваться новые монографии и сборники. Закон «О науке», закрепивший новую модель управления научной сферой, еще более усилил позиции ученых.
Великий испанский писатель Сервантес говорил: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Его мысли, высказанные в совершенно другое время, актуальны и сегодня. Для дальнейшего развития исторической науки Казахстана нам в первую очередь необходимо преодолеть фрагментарность исторических исследований, обновить их качество и методологию. Как отметил на совещании Государственный секретарь, за последние два столетия историческая наука Европы пережила две методологические революции. А наша историческая наука действует все еще по старым шаблонам.
При этом мы не должны забывать, что историческая наука, как никакая другая, несет огромную ответственность перед обществом. Ведь именно знание национальной истории является главной базой и источником патриотизма и любви к своему Отечеству.
Во-вторых, главным вектором развития исторической науки должна стать системность и комплексность исследований. А для этого необходимо на качественно новом уровне выработать общую концепцию истории Казахстана. И развивать историческую науку в тесной увязке со всемирной историей, добиваться четкого понимания места Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их взаимосвязи и научной периодизации. То есть историческая наука нашего Отечества должна стать интегрированной и узнаваемой в мировом научном пространстве. «Болезни роста», о которых часто говорят ученые, необходимо уже преодолеть. Поэтому совещание, прошедшее 5 июня, считаю переломным в этом процессе.
В-третьих, казахстанская историческая наука до сих пор находилась в тисках прежней методологической школы, исследуя лишь узкие рамки национальной истории. Давно настала пора раздвинуть горизонты исторического прошлого казахов. Интенсивные процессы этногенеза древних тюрков, население Золотой Орды – все эти исторические периоды необходимо активнее изучать и переосмысливать. В целях адресного изучения прошлого совместно с Министерством образования и науки и Министерством культуры и информации в Китай, Иран, Турцию, арабские страны, Монголию, Россию, Великобританию была направлена большая группа ученых, которым предстоит досконально изучить архивы этих стран. Будет продолжена работа по исследованию древнего и раннесредневекового периода Казахстана по памятникам материальной культуры. На мой взгляд, необходимо быстрее вводить в оборот важнейшие документы нашего прошлого, шире использовать данные таких наук, как антропология, генетика. В организации важных исследований свою роль должны сыграть не только научно-исследовательские институты и кафедры, но и общественные объединения историков, в первую очередь Конгресс историков Казахстана.
На заседании Межведомственной рабочей группы речь также шла о подготовке учебников и хрестоматии по истории Казахстана, где найдут отражение наиболее принципиальные положения отечественной истории. Группы специалистов уже сформированы и работают над проектом книг. В целях широкого привлечения ученых и педагогов к этому важнейшему проекту в состав авторского коллектива вошли крупные ученые.
Новейший период истории нашей страны примечателен тем, что все этносы, проживающие в Казахстане, дружно участвуют в строительстве независимого государства. Этот факт находит достойное отражение в изысканиях моих коллег – Азимбая Гали, Камала Бурханова, Георгия Кана, Зиябека Кабульдинова и других.
Далее. В целях формирования национальной истории, на мой взгляд, нужен ряд крупных организационных мер. Как отметил на совещании Госсекретарь Марат Тажин, необходимо прекратить сокращение под различными предлогами кафедр истории Казахстана. К примеру, чем объяснить упразднение даже в крупных университетах специализированных кафедр отечественной истории? Более того, ректоры вузов нередко сами сокращают выделяемые квоты для студентов неисторических дисциплин. Такая тенденция сокращений опасна тем, что в будущем может сильно ударить по формированию корпуса историков. Эти и многие другие задачи требуют от нас огромных усилий, сплоченности и желания приумножить богатства Казахстана.
Сегодня мы стоим на пороге грандиозных социальных изменений, по сути, являемся свидетелями рождения нового цивилизационного уклада, в котором принципиально изменяется сфера труда, управления, образования и досуга. В нашем обществе происходят существенные изменения в восприятии мира. Реальность такова, что не только отечественная, но мировая историческая наука сегодня стоит на пороге нового этапа развития, который обусловлен современными глобальными вызовами в финансовой, политической и гуманитарной сферах. Исторической науке Казахстана также предстоит решать кардинальные вопросы, требующие новых подходов, переосмысления исторического процесса, формирования нового исторического мышления. В связи с этим считаю, что совсем не случайно в своем выступлении на ХХ сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства отметил: «В условиях глобальных вызовов адекватный ответ мы сможем дать только при условии сохранения нашего культурного кода: языка, традиций, ценностей…», а для того чтобы «...поднять на должную высоту национальный дух, надо четко осознать, какова наша реальная история…» Задача, поставленная Президентом, должна стать императивом деятельности казахстанских историков.
За годы независимости сделано, конечно, немало. Но вместе с тем есть ключевые проблемы, которые тормозят развитие исторической науки. Остановлюсь на некоторых из них. Как мне видится, важнейшей задачей должно стать определение основных путей дальнейшего развития с учетом важнейших достижений мирового опыта. В мировой науке накоплен солидный, но, к сожалению, мало востребованный в отечественной науке багаж знаний. Другой болевой точкой является старение научных и преподавательских кадров и в связи с этим – возникший дефицит специалистов. Кроме того, актуальными являются исследования как советского периода, так и современной эпохи. Подчеркну особую важность именно новейшего периода отечественной истории, который начался в 1991 году, когда произошли коренные политические и социальные изменения в Казахстане. Думаю, в связи с этим стало бы целесообразным проведение форумов отечественных и зарубежных ученых на базе Института истории государства, на которых решались бы принципиальные вопросы уточнения периодизации национальной истории и другие научные проблемы.
Хотел бы отметить, что только совместными усилиями представителей всех социально-гуманитарных наук мы сможем содействовать нашей главной цели – формированию общеказахстанского исторического сознания. К сегодняшнему рубежу ученые-историки пришли не с пустыми руками – мощная государственная поддержка позволила нам преодолеть своеобразный «рубикон». Завершившееся заседание Межведомственной рабочей группы, выводы и задачи, поставленные на нем, показывают, что сегодня мы поднялись на новую ступень научных изысканий.
Буркитбай АЯГАН,
директор Института истории государства Министерства образования и науки РК, академик, доктор исторических наук, профессор