Публикации

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СОБАКЕ В КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЕ

02 Января 2018
2307
0
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СОБАКЕ В КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЕ
2018 год - это год собаки. Как известно, собака в казахской культуре относится к одному из семи богатств, и это неслучайно!

В понятии степного народа собака — одна из семи удач. Они верили, что изобилие, богатство и счастье в доме имеет непосредственную связь с этим животным. «Лучшая лошадь — серая лошадь, лучшая собака — тазы», — говорили наши деды, причисляя собаку к трем товарищам джигита: быстроногая лошадь, тазы и ловчий беркут. Беря одного из них, обычно платят выкуп. Выкуп за хорошего щенка называется каргыбау (буквально: ошейник). Понятно, что чем выше народность собаки, тем дороже она стоит. Любопытный факт: людям находящимся в родстве или свойстве (т.е. сватам), брать друг у друга щенков запрещалось. Существовало поверье, что могут испортиться отношения, и они будут «грызться как собаки».

«Чин собаки — в ее выкупе», — говорили казахи и в зависимости от породности щенка, чина и сана ее хозяина надевали ему ошейник (каргыбау). Он состоит из двух частей: полоска из красивой орнаментированной ткани шириной в 3-4 пальца называется «каргы», а шнурок — «бау». Изнутри ошейник обивают мягкой тканью или войлоком, снаружи обшивают сыромятной нитью и укрепляют «глазки» из серебреных бляшек. От ошейника отходит короткий шнур, а к нему крепят длинный (около 3 м.) сыромятный поводок или цепь. Конец поводка закрепляют на деревянном поперечнике, к которому во время охоты привязывают еще 2-3 м. веревки, чтобы пристегнуть к луке седла.

Тазы вместе с ловчей птицей и скакуном берут на большие тои и празднества. В таких случаях, разумеется, на собаку надевают нарядный ошейник. На этих сборищах ей оказывают большую честь и щедро угощают. Рассказывают, что щенкам прославленной чистокровной породы в левой части белой юрты стлали мягкую постельку. За такого щенка даже давали жеребую кобылу. Полученного таким образом щенка растили с большой заботой и после надлежащей дрессировки, промежуточного натаскивания вместе с опытными тазы, выпускали на зверя. Взятие псом первой добычи отмечалось с большой пышностью.

Говорят, в начале ХХ века на Зайсане надевали на младенца рубашку швами наружу, чтобы не натереть его нежное тельце. Когда ребенку исполнялось сорок дней, собачью рубашонку с него снимали, заполняли ее разными сладостями сахаром, сухофруктами, конфетами — и привязывали к шее собаки. Дети гонялись за собакой, отбирая у нее сладости. Опустошив рубашонку, они возвращали ее хозяевам. Этот обычай назывался «ит куу» (погоня за собакой). Смысл его состоял в том, чтобы существо с сорока душами, каким считали собаку, унесло от ребенка все напасти с собой. И вместо них даровало бы ему все свои достоинства: храброе сердце, находчивый ум, выносливость. Младенец должен был, подобно щенку, быстро расти и иметь неуязвимую душу, что выражалось словом «итжанды» (живучий). Если человек, согласно поверью, сохранив ит жейде, брал его с собой в дальнюю дорогу, то путь его бывал счастливым, другими словами «священная рубашонка берегла его от злоключений».

Если пес помочится на остов юрты, говорили «отмечено удачей». Вообще любая удача и счастливые моменты в жизни были связаны с собакой. В поверьях народа с приходом в дом долгожданной собаки или породистой тазы у обитателей этого жилища исполнялись мечты и желания. Пожелание молодоженам иметь много детей (как у собаки) выражалось следующим обрядом: молодая невестка должна была с края своего подола покормить собаку. Беременной женщине запрещалось прогонять собаку или кричать на нее.

Очень старой, одряхлевшей собаке казахи совали в пасть кусок сала, поворачивали голову в сторону Каабы и, прочитав молитву, закалывали, как скотину. У народов манси, угров и алтайцев трупы собак укладывали в деревянные гробики, на одну ногу привязывали красную, на другую — черную полоску ткани, а тело украшали. Монголы умертвляли собаку, подобно казахам, и, отрезав хвост, клали его под голову. Молодая монгольская невестка должна была отвесить поклон родителям мужа, налить масла в огонь, а затем поклониться собаке этого дома: для этого пса водворяли в юрту, и невестка кормила его мясом с подола, давала ему полакать молоко. Все это происходило под чтение особой молитвы.

В обычае казахов было встречать тайно приехавшего жениха «собачьим рычаньем». Когда жених, едущий к невестке, приближается к дому, одна из женщин выходит навстречу и, сев на корточки, рычит по-собачьи, пока не получит выкуп. Корни этого обычая, обратившегося в одну из сцен народного театра, уходят в древние поверья.

С этим животным связан также сформировавшийся в старину у гуннов обряд брать с собой на похороны собаку: «Выведет аруаха на небеса». У древних тюркских племен история, названия и тотемы имеют отношение к собаке. У казахов тоже встречаются подобные названия родов, географические наименования (в генеалогии казахов, к примеру: Ительги, Итемген, Ители, Барак и др.).

Казахи не употребляли собачьего мяса в пищу, как некоторые другие народы (корейцы, китайцы), не использовали его в качестве снадобья при болезнях: туберкулез легких, конъюктивите, головокружении, при незаживающих ранах. Чтобы избавиться от умершего в чреве плода использовали яички пса и малоберцовую кость. Вполне возможно, что такое врачевание было перенято от восточных соседей.

По случаю взятия тазы первой добычи устраивался небольшой той, на которой собирались аулчане и поздравляли хозяев. Здесь присутствовали также и другие охотники — свидетели «боевого крещения» тазы. Такие празднества сопровождались песнями, кюями, шутками-прибаутками и затягивались до самого утра.

Бытовало поверье, что если беременная женщина поест дичи, то ружье охотника и капкан могут повредиться и в нужный момент не сработать. Объяснялось это тем, что будущая мать была связана с потусторонним миром. А ребенок в ее чреве еще не успел обрести связи с этим миром. В случаях, когда беременная женщина испытывала к дичи «жерик», она должна была привязать к предмету снаряжения охотника кусок белой ткани — актык, отдарить его, и только после этого ей позволялось отведать дичи.

Прославленные скакуны и тазы активно участвовали в решении различных споров и тяжб между родами и даже народами.

«В своем первом походе на кыргызов Кенесары-хан в местечке Арытктобе победил войско в 700 джигитов, которое возглавлял Калша, сын Бурге-батыра. Кыргызские роды Солты, Сарбыгаш, Кусшы посовещались и направили к хану послов во главе с Калыгул-батыром. Кенесары подумал-подумал и сказал: «Хорошо, я освобожу Калшу, но взамен вы дайте мне тазы Какдауыл, которая принадлежит сыну солтинского Ескожи Баястану. Этот пес в то время взял девять волков и стал знаменит серди казахов и кыргызов. Кыргызы рассказывают, что, увидев Кокдауыла, Кенесары был очарован псом, надел на Калшу свой ханский венец и отпустил».

В понятии степного народа собака — одна из семи удач. Они верили, что изобилие, богатство и счастье в доме имеет непосредственную связь с этим животным.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?