Публикации

Тенденции в развитии парламентаризма и их реализация в РК

19 Января 2016
380
0
Тенденции в развитии парламентаризма и их реализация в РК
Зарождение Парламента в Казахстане уходит корнями в глубь веков, что следует из исторического прошлого.
Обратившись к истории, можно увидеть, что еще с незапамятных времен в казахском обществе существовал своеобразный «Парламент», не оформленный тогда еще в соответствующий государственный институт, но выступающий непременным атрибутом государственности. 

Выработка основ законодательства осуществлялась Курултаем под руководством всеказахского хана, в который входили представители всех регионов и политических сил казахского народа. Курултай как прототип современного Парламента являлся всенародным собранием, в котором решались наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, в том числе объявление войны и мира, распределение земель, территорий, размера и сроков уплаты всеобщего налога. 


Таким образом, в Казахстане, как и в любом другом государстве, представительные органы создавались историческим путем, в тех или иных формах (народное собрание в Древней Греции, Сенат в Риме, Новгородское вече и тому подобное), по сути, основная роль которых заключалась в отправлении власти через учет многообразия социальных интересов разных слоев населения. 


Казахстанский парламентаризм в современности — сравнительно новое явление в политической системе нашего общества. За свой исторический период мы прошли путь от Советов народных депутатов в профессиональному двухпалатному Парламенту. Нам пришлось столкнуться с большими трудностями после распада Советского Союза. Практически всю систему необходимо было перестраивать. Этот было огромным вызовом для всей страны. Сегодня ориентированная на мировой опыт двухпалатная структура Парламента позволяет соединять в себе общереспубликанские и региональные интересы. 


Мировой прогрессивный опыт выявил основные преимущества двухпалатной системы: 

— Наличие второй палаты обеспечивает более тщательную проработку законопроектов. 

— Вторая палата действует в качестве гаранта конституционности, поскольку удлиняет сроки прохождения спорных законопроектов, что дает дополнительное время для его обсуждения в обществе. При этом присутствует здоровый дух соперничества между палатами, что приводит к еще большему желанию депутатов сотрудничать на благо избирателей, искать лучшие пути решения и достигать необходимых компромиссов. 


На сегодняшний день Парламент Республики Казахстан вступил в новую фазу своего развития и приобрел новый статус в системе государственной власти. Республика сделала шаг от президентской к президентско-парламентской форме правления, что выражается в целом в ряде положений. Решающим фактором стали изменения основного закона — Конституции страны, являющейся логическим результатом политики главы государств по развитию демократии и гражданского общества в Казахстане. И, как следует из Послания народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию», эта генеральная линия будет и впредь проводиться, поскольку такой подход позволит справиться с вызовами времени, мировым экономическим кризисом и гарантирует движение страны в число ведущих держав. 


Так, парламент, наряду с классическими законодательной и контрольной функциями, начинает играть другую важную роль в современном обществе — коммуникативную. На трибуне парламента мотивации принятых правительством решений объясняются и делаются прозрачными в сравнении с предложенными альтернативными проектами. Сама необходимость разъяснений становится важным процедурным элементом рационализации принимаемых решений. Кроме того, на трибуне представительных органов исполнительная власть приобретает важную для себя привычку — быть публичной и открытой. 


Наряду с этим члены парламента также обязаны поддерживать течение коммуникации и противоположных взглядов для того, чтобы способствовать процессу принятия решений через включение политической воли максимального количества людей. 


Таким образом, современные политические инновации со стороны власти создают необходимые условия для развития в Казахстане сильного института парламентаризма. Новая роль и возможности Парламента ведут к расширению общественного поля для обсуждения насущных вопросов государственного развития, так и эволюции казахских парламентских традиций и партийной системы государства. И как сказал Глава государства Н.А. Назарбаев: «У нас есть шанс сделать все необходимое в законодательном поле и правовой реформе для дальнейшего развития страны. И этот шанс упускать нельзя». 


Клебанова Д.В., депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан 

Представительная власть в Казахстане: Сборник научных статей, под общ. ред. Б. Байкадамова, Астана

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Как вы считаете, будет ли интересен читателю журнал NDH digest, если его номера будут соответствовать историческим этапам развития Казахстана?