Home History of Kazakhstan Independent Kazakhstan New capital – New country Astana - the capital of the Republic of Kazakhstan

Astana - the capital of the Republic of Kazakhstan

Astana - the capital of the Republic of Kazakhstan , a symbol of national unity , the essence of the strategic plans and aspirations of an independent state , a major national project to create an ultra-modern metropolis of the XXI century . Strategic thinking is the President of the Republic of Kazakhstan NA Nazarbayev has identified a promising line of development of the country in the long term , the transfer of the capital was the beginning of a new era in the history of the global independent state.

July 6, 1994 President of Kazakhstan at the plenary session of the Supreme Council of the Republic of Kazakhstan on " On the transfer of the capital of Kazakhstan ." On the same day, the Supreme Council adopted a historic decision - to move the capital from Almaty to Astana . In an appeal to the people of Kazakhstan 10 October 1997 , the President emphasized, " ... on the threshold of HHIveka declare our own choice - under the new capital of the ancient holy heaven Saryarki ... now and forever here in the center of the vast country , decisions will be made , fatal for the people. It now beats the heart of our country. Hence Kazakhstan will determine its fate in the historic threshold of the third millennium . "

October 20, 1997 the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan NA Nazarbayev " On the declaration of Akmola the capital of the Republic of Kazakhstan ." According to him, with the December 10, 1997 Akmola became the capital of independent Kazakhstan . Less than a month after the decree , Nov. 8, 1997 , arrived in the city the standards of the State symbols of Kazakhstan: state flag , coat of arms , and the presidential standard . A new page in the history of independent Kazakhstan.

May 6, 1998 according to the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan , the capital of Kazakhstan, Akmola was renamed to Astana . Renaming was produced at the request of the local executive and representative bodies with the wishes of the public and on the advice of the State onomastic Commission under the Government of the Republic of Kazakhstan .

June 10, 1998 The International Presentation of the new capital of the sovereign Kazakhstan . Symbolically, the year of the international presentation of Astana, Kazakhstan became the start of a large way - the launch of the Strategy for the Development of Kazakhstan till 2030.

Astana, the origins of which in the long history of brilliant nomadic civilization of the Great Steppe , gradually became the largest metropolis of the Central Asian region . " Qualitative and quantitative growth of the capital directly interfaced with the architectural look of Astana and harmoniously blended oriental tradition and bold flight of artistic ideas of leading Western architects. The general plan of the city was designed with the idea of President Nursultan Nazarbayev to grant the city Eurasian shape outstanding Japanese architect Kisho Kurokava . " The unique construction of Astana can decorate any metropolis of the world , and each of the new facilities of the capital is deeply symbolic, expressive and dynamic.

The modern city spread out on the banks of the river. Yesil , surprises with its meteoric rise , fantastic designs , the shining lights avenues. Already in 1999, Astana has achieved worldwide recognition . The new capital of independent Kazakhstan was awarded the UNESCO " City of Peace ." This title is awarded to new cities of the planet, which could in a short time made ​​impressive achievements in socio- economic, political and cultural development, realized the goal of strengthening inter-ethnic and inter-religious cooperation. July 16, 1999 in the Bolivian capital La Paz -General of UNESCO, Federico Mayor, presented the medal and certificate of Astana, the winner of the International Competition " Cities for Peace ". Since that time, Astana holds the title of " City of Peace ".

Dynamic economies in Astana. Tactics and strategy for the development of the capital are defined in the " Prosperity of Astana - the flowering of Kazakhstan" ( 2001 ) , "Strategic Plan for Sustainable Development of Astana 2030 " ( 2006 ) . The economy of using such efficient mechanisms as special economic zones ( SEZs) , industrial parks , high technology, develop new industries in Kazakhstan , producing locomotives, cars , helicopters, solar cell modules . Astana - Kazakhstan is an innovative heart . The capital is the driving force of the national innovation process , determining motion vectors for other regions. The concept was developed and implemented the project SmartAstana ( Smart City ) , bringing together the various factors of urban development in a single system.

At the present stage, Astana is the center of all the processes taking place in modern Kazakhstan , formed a unique image of the city , which by virtue of the implementation of the strategic challenges facing our country in the XXI century. In May 2007, at the suggestion of the President of Kazakhstan to the text of the Constitution an article on the state capital - Astana .

Moving the capital has created the conditions for a maximum of self-fulfillment and career growth energetic and ambitious young people , a new generation of leaders, active builders of the new capital is being modeled image of the new capital , the specifics of the metropolitan business culture and that the synthesis of Eastern and Western , which is embodied in the perception of Astana. According to the latest population of the city of Astana on May 1, 2013 the current account amounted to 788,266 persons ( in 1989 - 281.3 thousand people.) . The population of the capital - one of the youngest in the country. The average age of residents of the capital - for 32 years.

Moving the capital to the multinational composition of the population by region contributed to strengthening the multi-ethnic state, the preservation and enhancement of friendship and understanding between ethnic groups in the country. Formed a special ethno-cultural image of the capital , in which the key concept of the spiritual and intellectual discourse becomes tolerant and multi-ethnic community (more than a hundred ethnic groups) to present a united urban enclave , with its inherent special metropolitan spirit.

Astana was originally conceived not only as an administrative, but also as a scientific and cultural center of the country . Astana - a growing agglomeration of highly educated people . At the beginning of 2013 the system of education of Astana are 265 educational organizations . The flagship of the national high school is the Nazarbayev University, around which to create the intellectual and innovative cluster . Its formation is envisaged in the draft "road map" and will include the creation of an industrial high-tech site for the high-tech projects and units known innovation and production companies , technology park and business incubator, Center for Engineering , Technology Commercialization Center , a venture fund.

Astana - the largest cultural center of the Eurasian region , is considered as the cultural capital of the country and the national communications center , managing cultural exchange . The capital's universities , museums , theaters , libraries , exhibitions, art workshops , creative unions , concert halls make the capital of the keeper of the best traditions and cultural achievements . A significant event in the cultural life of the capital was the official opening of the Classical Theatre of Opera and Ballet "Astana Opera", a priceless gift for the 15th anniversary of Astana. Under the arches of the theater President spoke with the Strategy " Kazakhstan -2050 ", in which the culture is indicated as an integral part of the genetic code of the nation.

Astana - the epicenter of the most important global political events. With the transfer of the capital to Astana, Kazakhstan has received new content and implementation of Kazakhstan's foreign policy , built on the principles of the new international responsibility Kazakhstan, multidirectional and participation in the fight against global threats. The implementation of foreign policy defined the status of an independent state of Astana - diplomatic capital , the brand "official Astana" is an indicator of responsibility , efficiency, gained worldwide fame. The capital of Kazakhstan in the international community is associated with the political events of international significance . In Astana, at the highest level , meetings of Heads of State and Government of the international organizations such as the Shanghai Cooperation Organization ( SCO) , the Commonwealth of Independent States ( CIS ) , the Eurasian Economic Community ( EurAsEC) , the Organization of the Collective Security Treaty Organization (CSTO) .

The international recognition of Astana as a real geopolitical center of the twenty-first century there was December 1, 2010 at the OSCE Summit . Kazakhstan as the OSCE chairman , became the initiator and conductor of the Eurasian security policy and cooperation. Astana Declaration , adopted at the OSCE Summit was a unique document that opens the way for further coordinated work in all areas of global security.

At the beginning of XXI century, Astana is a genuine planetary dialogue platform to promote and call for tolerance , peace and integratsii.Unikalnym experience of our country to strengthen inter-religious harmony and unity of the people at the international level, is the Congress of Leaders of World and Traditional Religions ( 2003,2006,2009 , 2012. ) .

In recognition of the potential of Astana will host the World Exhibition EXPO-2017 . The President of Kazakhstan noted in the Strategy " Kazakhstan - 2050 ": " We built the new capital of the country - Astana. It is a modern city that has become our symbol and pride . We were able to use the potential of the capital in order to show the world the possibilities of our country. That is why the international community has chosen the venue for the Kazakhstan World Exhibition «EXPO- 2017 ". This would not have happened if it were not for Astana. Such an honor awarded by no means all . Suffice it to say that our country has become the first in the CIS , who chaired the OSCE held a summit of the organization and the host of EXPO-2017 - World Event . "

The capital of Kazakhstan - Astana is now perceived not just as an administrative center of the country , as well as a true symbol of the transformation taking place in Kazakhstan, the creative energy of the people of faith in their own strength , hope and confidence in their future and the future of their offspring. Annals of the new capital continues. Here, a national news stories in the new century .


To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Независимый Казахстан Новая столица - новая страна Астана – столица Казахстана

Астана – столица Казахстана

04 Августа 2013
3860
0

Астана - столица Республики Казахстан, символ государственного единства, квинтэссенция стратегических замыслов и устремлений независимого государства, важнейший национальный проект создания ультрасовременного мегаполиса XXI века. Стратегическое мышление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева определило перспективную линию развития страны на долгосрочный период, перенос столицы явился началом новой глобальной эпохи в истории независимого государства.

6 июля 1994 года Президент  Казахстана выступил на пленарном заседании Верховного Совета Республики Казахстан  с докладом «О переносе столицы РК». В тот же день Верховный Совет принял историческое решение - перенести столицу из Алматы в  Акмолу. В  Воззвании к народу Казахстана 10 октября 1997 года, Президент подчеркивал: «... на пороге ХХIвека заявляем о своем собственном выборе – новой столице под святым небом древней Сарыарки...Отныне и на века здесь, в центре огромной страны, будут приниматься решения, судьбоносные для народа. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. Отсюда Казахстан будет определять  свою историческую судьбу в преддверии третьего тысячелетия».

20 октября 1997 года вышел Указ Президента  РК Н.А. Назарбаева «Об объявлении города Акмолы столицей Республики Казахстан». В соответствии с ним, с 10 декабря 1997 года г. Акмола становится столицей суверенного Казахстана. Менее чем через месяц после выхода Указа, 8 ноября 1997 года,  в город прибыли эталоны Государственных символов Казахстана: государственный флаг, герб и президентский штандарт. Началась новая страница в истории независимого Казахстана.

6 мая 1998 года согласно Указу Президента РК столица Казахстана г. Акмола была переименована в г. Астану. Переименование было произведено по ходатайству местных исполнительных и представительных органов с учетом пожеланий общественности города и на основании заключения Государственной  ономастической комиссии при Правительстве Республики Казахстан.

10 июня 1998 года состоялась Международная презентация новой столицы суверенного Казахстана. Символично, что год международной презентации Астаны, стал стартом большого казахстанского пути - началом реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года.

Астана, истоки которой в блистательной многовековой истории номадической цивилизации Великой степи, постепенно превращается в крупнейший мегаполис центральноазиатского региона. «Качественный и количественный рост столицы непосредственно сопряжен с архитектурным обликом Астаны, где гармонично слились восточные традиции и дерзкий полет художественной мысли ведущих западных архитекторов. Генеральный план города был разработан с учетом идеи Президента Нурсултана Назарбаева о придании городу евразийского облика выдающимся японским зодчим Кисё Курокавой». Уникальные сооружения Астаны способны украсить любой мегаполис мира, а каждый из новых объектов столицы глубоко символичен, экспрессивен и динамичен.

Современный город раскинувшийся на берегах р. Есиль, удивляет своим стремительным взлетом, фантастическими проектами, сияющими огнями проспектов. Уже в 1999 году Астана добилась мирового признания. Новая столица независимого Казахстана была удостоена  награды ЮНЕСКО  «Город мира».Это звание присваивается новым городам планеты, которые смогли за короткое время добиться впечатляющих достижений в социально-экономическом, политическом и культурном развитии,реализовали цели по укреплению межнационального и межконфессионального сотрудничества. 16 июля 1999 г. в столице Боливии Ла-Пасе Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор вручил Астане медаль и сертификат победителя Международного конкурса «Города за мир». С этого времени Астана носит звание «Город Мира».

Динамично развивается экономика Астаны. Тактика и стратегия развития столицы определены в программах «Расцвет Астаны – расцвет Казахстана» (2001 г.), «Стратегический план устойчивого развития города Астаны до 2030 г.» (2006 г.). В экономике города используются такие эффективные механизмы как специальные экономические зоны (СЭЗ), технопарки, высокие технологии, развиваются новые для Казахстана отрасли промышленности, производящие тепловозы, вагоны, вертолеты, модули солнечных батарей. Астана – это инновационное сердце Казахстана. Столица является локомотивом республиканского инновационного процесса, определяя векторы движения для других регионов. Разработана и реализуется Концепция проекта SmartAstana (Умный город), объединяющая разнообразные факторы городского развития в единую систему.

На современном этапе Астана является средоточием всех процессов происходящих в современном Казахстане, формируется уникальный образ города, которому под силу осуществление стратегических задач, стоящих перед нашим государством в XXI веке. В мае 2007 года  по предложению  Президента Казахстана в текст Конституции РК  внесена статья о столице государства – г. Астана.

Перенос столицы создал максимум условий для самореализации и карьерного роста энергичных и амбициозных молодых людей, формирования нового поколения лидеров, активных строителей новой столицы, именно они моделируют образ новой столицы, специфику столичной деловой культуры и тот синтез западного и восточного, который воплощается в восприятии Астаны. По последним данным численность населения города Астаны на 1 мая 2013 года по текущему учету составила 788266 человек  (1989 г. - 281,3 тыс. чел.). Население столицы – одно из самых молодых в стране. Средний возраст жителя столицы – 32 года.

Перенос столицы в многонациональный по своему составу населения регион способствовал укреплению полиэтнического государства, сохранению и приумножению дружбы и согласия между этническими группами в стране. Сформировался особый этнокультурный облик столицы, в котором ключевым понятием духовно-интеллектуального дискурса становится толерантность, а полиэтническая общность (более ста этносов) выступает единым городским анклавом, с присущим  ей особенным столичным духом.

Астана изначально задумывалась не только как административный, но и как научный и культурный центр Казахстана. Астана – это растущая агломерация высокообразованных людей. На начало 2013 года систему образования г. Астаны представляют  265 организаций образования. Флагманом отечественной высшей школы является Назарбаев университет, вокруг которого создается интеллектуально-инновационный кластер. Его формирование предусмотрено проектом «дорожной карты» и будет включать создание индустриальной хай-тек-площадки для размещения наукоемких проектов и подразделений известных инновационных и производственных компаний, технопарк и бизнес-инкубатор, Центр инжиниринга, Центр коммерциализации технологий, венчурный фонд.

Астана - крупнейший культурный центр евразийского региона, по праву является культурной столицей страны и национальным коммуникационным центром, управляющим культурным обменом. Столичные университеты, музеи, театры, архивы, выставки, художественные мастерские, творческие союзы, концертные площадки делают столицу хранительницей лучших традиций и достижений культуры. Знаменательным событием культурной жизни столицы стало официальное открытие классического театра оперы и балета «Астана Опера», бесценного подарка к 15-летию Астаны. Под сводами театра Президент выступил со Стратегией «Казахстан-2050», в которой культура обозначена как неотъемлемая часть генетического кода нации. 

Астана – эпицентр важнейших глобальных политических событий. С переносом столицы Казахстана в Астану получила новое содержание и реализацию внешняя политика Казахстана, построенная на принципах новой международной ответственности Казахстана, многовекторности и участии в борьбе с глобальными угрозами. Осуществление внешнеполитической деятельности независимого государства определило статус Астаны - дипломатической столицы, бренд «официальная Астана» становится показателем ответственности, действенности, получил всемирную известность. Столица Казахстана ассоциируется в мировом сообществе с политическими событиями поистине мирового масштаба. В Астане на самом высоком уровне проведены встречи Советов глав государств и правительств таких международных организаций как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Содружество независимых государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАЗЭС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 

Мировое признание Астаны как реального геополитического центра ХХI века  произошло 1 декабря 2010 года на Саммите ОБСЕ. Казахстан как председатель ОБСЕ, стал инициатором и проводником политики евразийской безопасности и сотрудничества. Астанинская Декларация, принятая на Саммите ОБСЕ стала уникальным документом, который открывает путь к дальнейшей согласованной работе по всем направлениям глобальной безопасности.

В начале XXI столетия Астана становится подлинной общепланетарной  диалоговой площадкой по пропаганде и призыву к толерантности,  миру и  интеграции.Уникальным опытом нашего государства по укреплению межконфессионального согласия и единства народа на международном уровне, являются Съезды лидеров мировых и традиционных религий (2003,2006,2009, 2012 гг.).

Признанием потенциальных возможностей Астаны станет проведение Всемирной выставки EXPO-2017. Президент Казахстана отметил в Стратегии «Казахстан - 2050»: «Построили новую столицу страны – Астану. Это современный город, который стал нашим символом и гордостью. Мы смогли использовать потенциал столицы для того, чтобы показать миру возможности нашей страны. Именно поэтому международное сообщество выбрало Казахстан местом проведения Всемирной выставки «EXPO-2017».  Этого бы не было, если бы не было Астаны. Такой чести удостаиваются далеко не все. Достаточно сказать, что наша страна стала первой на всем постсоветском пространстве, кто председательствовал в ОБСЕ, провел саммит этой организации и проведет у себя EXPO-2017 – мероприятие планетарного масштаба». 

Столица Казахстана - Астана воспринимается сегодня не просто как административный центр страны, а как настоящий символ преобразований, происходящих в Казахстане, созидательной энергии, символ веры народа в свои силы, надежды и уверенности в  своем будущем и в будущем своих потомков. Летопись новой столицы продолжается. Здесь создается хроника национальной истории в новом столетии.

Литература:

1.  Назарбаев Н.А. Выступление на I сессии Верховного Совета Республики Казахстан тринадцатого созыва по вопросу о целесообразности  переноса столицы страны.  Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1994-1995 годы. – Астана: Деловой мир Астана, 2011.-576 с.

2.  Назарбаев Н.А. Выступление на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан первого созыва в связи с Указом Президента РК «Об объявлении города Акмолы столицей Республики Казахстан». Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1996-1997 год. – Астана: Деловой мир Астана, 2010.-548 с.

3.  Назарбаев Н.А. Выступление на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан первого созыва в связи с Указом Президента РК «Об объявлении города Акмолы столицей Республики Казахстан». Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1996-1997 год. – Астана: Деловой мир Астана, 2010.-548 с.

4.   Назарбаев Н.А. Воззвание к народу Казахстана. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1996-1997 годы. – Астана: Деловой мир Астана, 2010.-548 с.

5.  Назарбаев Н.А. Выступление на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан первого созыва в связи с Указом Президента РК «Об объявлении города Акмолы столицей Республики Казахстан». Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1996-1997 год. – Астана: Деловой мир Астана, 2010.-548 с.

6.  Назарбаев Н.А. Выступление на торжественной цремонии официальной презентации новой столицы Казахстан Казахстан – города Астаны «Новая столица – новое государство – новое общество». Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1996-1997 годы. – Астана: Деловой мир Астана, 2010.-548 с.

7.  Назарбаев Н.А. Выступление по случаю присвоения ЮНЕСКО Астане звания «Город мира». Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1996-1997 годы. – Астана: Деловой мир Астана, 2010.-548 с.

8.  Назарбаев Н.А. Стратегия «Казахстан - 2050» новый политический курс состоявшегося государства.

9.  Назарбаев Н.А. Астана – великая эпоха и стратегический вектор Казахстана // Казахстанская правда.-2013.-№ 227 (27501).- С.1-3.

10.  Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. Караганда, 2006.

11.  Назарбаев Н. А. В сердце Евразии. Астана: Атамура, 2005.

12.  Алпысбаева Г.А.  Астана в новое и новейшее время. Астана, 2008.

13.  Справочные материалы по социально-экономическому  и культурному развитию города Астаны. Астана, 2013.-50 с.

14.  Итоги социально-экономического развития города Астаны за 2012 год. Астана, 2013.- 14 с.

15.  Современная история Казахстана. Алматы: Раритет, 2010.-432 с.

16.  Постановление Верховного Совета РК «О переносе столицы Республики Казахстан». НА РК. Ф.1109. Оп. 3. Д. 3145. Л.185-186.

17.  Указ Президента РК «О столице Республики Казахстан». НА РК. Ф.2. Оп. 1. Д. 447. Л. 141-144.

Материалы предоставлены Институтом истории государства КН МОН РК


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь