Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Внутренние и внешние риски в трудовой сфере Таможенного союза

29769

В условиях возникновения новых мировых экономических вызовов и  растущей неопределенности, международная интеграция представляется позитивным процессом, не противоречащим политической самостоятельности суверенных государств и подтверждающим, что в условиях глобализации замкнутые экономики неэффективны.

Несмотря на сложный политический и экономический фон, на постсоветском пространстве постоянно инициируются и реализуются разноформатные и разномасштабные интеграционные проекты, направленные на развитие и углубление сотрудничества между государствами Евразийского региона. Так, с 1 января 2010 года тремя государствами – Казахстаном, Россией и Беларусью осуществляется переход от зоны свободной торговли к более высокому уровню экономической интеграции в форме Таможенного союза. А в декабре того же года на заседании высшего совета Таможенного союза принята декларация о формировании Единого экономического пространства этих стран и определена дата начала его полноценного функционирования – 1 января 2012 года.

Сейчас не представляется возможным во всех деталях измерить таможенный интеграционный потенциал, весь спектр плюсов и минусов от создания Таможенного союза. Так же трудно сказать, каковы будут последствия для каждой страны от вхождения в его состав. Но однозначно стратегическое преимущество от консолидации общих усилий - противостоять угрозам и вызовам, которые несет новое тысячелетие.

Запустив Таможенный союз, партнеры по интеграции в короткие сроки решили массу разнозначных и разноплановых проблем, и через механизмы соглашений осуществили процедуры гармонизации экономик. Процесс сближения осложняется тем, что при общей направленности на формирование рыночной институциональной среды по степени трансформации экономических отношений страны–участницы значительно различаются как в социально-экономическом, так и в политическом плане. В этой связи в СМИ приводятся многочисленные и противоречивые трактовки причин форсированного объединения трех государств в Таможенный союз. Но что бы не говорили или писали, наиболее важным моментом является стремление государств к сотрудничеству, в какой бы форме и составе оно не происходило. Рассматривая его как фактор включения в мировое развитие, Казахстан, Россия и Беларусь четко представляют перспективность регионального взаимодействия и возможность в объединенном качестве стать одной из крупнейших экономик, заняв достойное место в мировом сообществе.

Активизация действий, направленных на достижение реальной интеграции, вызывалась необходимостью решения ряда однотипных проблем, присущих экономикам государств-членов союза. В частности, для Казахстана и России - это преодоление сырьевой направленности экономик, возможное за счет совместного развития сферы высоких технологий. Немаловажной причиной является недостаточный уровень развития обрабатывающих производств, когда экспорт, состоящий главным образом из продукции ресурсопроизводящих отраслей – топливно-энергетических и минерально-сырьевых, находится под влиянием мирового рынка. Понятно, что при такой структуре экономики, когда основные хозяйственные связи ограничены внутренними рынками, трудно войти в мировое торговое пространство, реализовывать крупномасштабные индустриальные проекты, не имея спроса на ее продукцию.

Конкретным решением этих и комплекса других проблем социально-экономического плана стал Таможенный союз, который состоялся и уже более года действует как экономический блок, создавая базовые условия для совместного хозяйствования на едином экономическом пространстве. В настоящее время действует Высший исполнительный наднациональный орган – Комиссия Таможенного союза, обеспечивающая согласованную экономическую политику на союзной территории трех государств; сформирована правовая база объединения; активизирован процесс устранения нестыковок в действующих законодательствах интегрирующих государств; принят новый торгово-экономический режим в рамках Таможенного союза, максимально учитывающий национальные интересы каждого государства.

В рамках создаваемого экономического пространства техническое регулирование переводится на наднациональный уровень. В этих целях подписаны соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Казахстане, России и Беларуси, исключающие суверенное нормотворчество в сфере технического регулирования. Разрабатываются технические регламенты Таможенного союза, гармонизирующие межгосударственные стандарты. Вступил в действие механизм зачисления и распределения таможенных пошлин в Таможенном союзе, согласно которому норматив распределения для Казахстана составил 7,33%, Беларуси – 4,7%, Российской Федерации – 87,97% от сумм ввозимых таможенных пошлин Таможенного союза.

Вместе с тем следует отметить, что членство Казахстана в Таможенном союзе не противоречит другому интеграционному направлению – вступлению в ВТО, переговоры по вступлению в которую перешли в заключительную стадию. Так, по информации Министерства экономического развития и торговли Казахстана, завершены двусторонние переговоры по доступу на казахский рынок товаров и услуг с 22 странами – членами ВТО путем подписания соответствующих протоколов. Членство в Таможенном союзе, вступление в ВТО свидетельствуют о готовности Казахстана к новому этапу развития и полноправному участию в мировой торговой системе. Таможенный союз и ВТО с их новыми торгово-экономическими режимами – одно из направлений государственной политики, способствующее расширению торговли. В то же время следует отметить, что Таможенный союз, построение Единого экономического пространства, вступление в ВТО затрагивают не только сферу торговли, они стимулируют развитие практически всех направлений государственной макроэкономической политики, движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. На равных рыночных условиях вовлекается в реальное совместное производство экономический потенциал всех стран. Формируется обширный рынок с населением порядка 170 млн. человек с полным набором всевозможных инструментов, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста.

Государства Таможенного союза в условиях глобальной неопределенности находятся в ожидании новых экономических вызовов, одновременно готовя свои экономики к синхронному функционированию в сложной среде Единого экономического пространства. В определенной мере на этот процесс влияет и то, что в экономическом плане члены Таможенного союза не самые эффективные государства в мире. Согласно Отчету о глобальной конкурентоспособности за 2010-2011 годы Всемирного экономического форума (Давос), Казахстан занимает 72, а Россия - 63 место среди 139 стран мира. Беларусь в глобальный рейтинг конкурентоспособности не включена. Имеются различия и в уровне индекса человеческого развития, согласно которому в 2009 году в иерархической таблице среди 182 стран, включенных в рейтинг, Беларусь заняла 68 место, Россия – 71 и Казахстан – 82 место.

Прогноз и оценка конкурентной среды, в которой будет происходить развитие Таможенного союза, позволяют говорить о том, что при практической реализации потенциала объединения наибольшую выгоду извлечет та страна, которая быстрее адаптируется к новым требованиям, правильно оценит появление новых возможностей, разработает новые стратегии по выходу на открывшиеся рынки, с наращиванием конкурентных преимуществ. В настоящее время каждый член интеграционного союза обладает для этого всем необходимым: природным, экономическим и интеллектуальным потенциалом. Все они успешно преодолевают последствия глобального финансово-экономического кризиса. Как реакция на кризис возникли всевозможные источники выживания, обеспечившие восстановление и подъем производства.

Построение Единого экономического пространства помимо фактического передвижения людей через государственную границу по мере углубления интеграции подразумевает и свободное перемещение рабочей силы в процессе взаимодействия предпринимательских структур в рамках Таможенного союза. Вслед за товарными и финансовыми рынками в процесс интеграции постепенно втягивается и рынок труда. Взаимодействие рабочей силы этих стран будет происходить в различных формах через совместные межнациональные предприятия, финансовые и торговые объединения, финансово-промышленные группы, консорциумы, включающие в свой состав предприятия и их трудовой потенциал.  

При этом на функционирование национальных рынков труда неизбежно будут оказывать влияние как внутренние, так и внешние факторы. В аналогичном процессе Европейский союз юридически, путем постепенного слияния национальных рынков труда, сформировал крупный международный рынок труда, определяемый как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают продавцы и покупатели заграничной рабочей силы. Рынок рабочей силы Таможенного союза на данный момент представляет собой совокупность национальных рынков, где в непосредственное соприкосновение вошла социальная политика, согласно которой партнеры по интеграции применяют различные по своей структуре и национальным традициям механизмы регулирования рынка труда. Ситуация, складывающаяся на таможенном рынке труда, значительно опережает возможности развития институтов, призванных управлять сферой труда.

Однако формирующийся рынок труда сам по себе не может решить вопросы либерализации сферы труда на всей территории экономического пространства. Здесь нужны синхронные действия всех государств Таможенного союза по регулированию рынков товаров, услуг, финансов и труда. Вхождение в международный рынок труда должно сопровождаться согласованностью в действиях по социальной интеграции, в частности, осуществление мер по достижению международных стандартов в области социально-трудовых условий для своих граждан, унификации законодательства в сфере труда и социальных отношений. Не исключены проблемы совмещения различных экономических, технологических и организационных структур.

Проблему общего рынка труда усиливает то, что Таможенный союз, как региональное объединение, к настоящему времени еще не сформировал все необходимые механизмы противостояния различным разномасштабным внешним и внутренним вызовам, стоящим перед ним. Механизмы управления внешними рисками в социально-трудовой сфере необходимы в случае ухудшения экономической конъюнктуры и долговременной рецессии мировой экономики. Основным внешним риском, влияющим на рынок труда, является трудовая миграция. Первый год работы Таможенного союза показывает, что в условиях глобализации экономики, неоднозначной политики и социально-экономической ситуации в сопредельных странах на территорию союза продолжается неуправляемый приток трудовых мигрантов, оказывающий давление на общий рынок труда. В Россию в основном прибывают трудовые мигранты из Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и других стран, в Казахстан же - в основном из Киргизии и Узбекистана. Они заполняют определенные ниши на рынке труда, связанные с низкоквалифицированными и малооплачиваемыми работами.

Страны же Таможенного союза, ставящие задачи индустриального и инновационного развития, испытывают дефицит квалифицированных кадров, имеющих реальные знания и навыки работы на прогрессивных технологических линиях и оборудовании. Недостаток восполняется как за счет внутренних, так и внешних источников. Так, Казахстан призывает вернуться на родину своих бывших высокоинтеллектуальных сограждан, работающих за рубежом, предлагая им комфортный труд и уровень жизни. В свою очередь Россия приглашает казахстанских бизнесменов, где они могут претендовать на федеральную поддержку российского правительства при условии создания на территории России совместного предприятия. При этом доля казахстанского капитала в совместных предприятиях не должна превышать 25%. Если учесть, что казахстанские высококлассные специалисты проявляют повышенный интеграционный интерес к российскому и европейскому рынкам труда, а малый и средний бизнес ищет возможности посткризисного развития, то внешние риски на казахстанском рынке труда возрастают. Для их нейтрализации необходимо формировать бизнес-атмосферу, способствующую развитию предпринимательской активности, чтобы отечественный бизнесмен со своим капиталом не уходил в Россию или в другие страны.

Однако с другой стороны, результаты исследования «DoingBusiness 2011» показывают, что по налоговым ставкам Казахстан занимает 38-ю позицию в числе 183 стран мира, опережая Россию. Можно предполагать, что конкурентоспособная по налоговым нагрузкам фискальная политика привлечет российских и белорусских инвесторов.

В целях сохранения экономических и трудовых интересов, предотвращения неконтролируемой миграции как неквалифицированной, так и высокоинтеллектуальной рабочей силы необходимо ускорить создание общих механизмов регулирования и контроля возникающих потоков трудовых мигрантов по территории союза.

Анализ показывает, что национальные рынки труда имеют ряд внутренних схожих проблем, в частности: несбалансированность рынка труда, неэффективная занятость, безработица, нелегальная трудовая миграция и др. и все они под воздействием финансово-экономического кризиса, рецессии в реальном секторе экономики углубились.

Одной из главных проблем современности является дисбаланс между приростом населения в развивающихся странах и темпами роста их экономик. Именно высочайший уровень безработицы среди молодежи вызвал недавний кризис в арабском мире. В странах Таможенного союза несбалансированность рынка труда выражается в ином плане. Здесь при наличии безработицы имеются незаполненные вакантные рабочие места. Государства в условиях инновационного развития создают новые высокопроизводительные рабочие места, которые при низком качестве трудовых ресурсов не обеспечиваются высококвалифицированными кадрами. Например, В Казахстане их доля в составе занятого населения в 2009 году составила 43,4%, в 2010 – 43,9%. К2015 году этот показатель  предполагается довести до 45,9%. Сегодня в Казахстане выпускается недостаточно учителей, инженеров, врачей. Этот дисбаланс виден на частном уровне: в школах, заводах, поликлиниках он прослеживается в ведомственных отчетах как нехватка специалистов.

Президент Н.Назарбаев не раз подчеркивал, что хорошо образованные и креативные люди сегодня являются главным стратегическим ресурсом развития. Он же озвучил необходимые на текущем этапе пропорции кадрового обеспечения: до 90% среднего звена и высококвалифицированных рабочих должны составлять местные специалисты и до 70% - высшего состава.

В целях устранения существующего несоответствия между реальными кадровыми потребностями отраслей экономики и системой подготовки в вузах необходимо осуществлять реальное сближение деятельности бизнеса и сферы образования. Для повышения конкурентоспособности экономически активного населения и производства, где они заняты, в республике совершенствуются секторы образования и повышения квалификации кадров. Государственная политика в области реформы образования и подготовки трудовых ресурсов направлена на развитие профессионального среднетехнического образования, инновационного менеджмента и изменение структуры высшего образования.

Внутренние факторы, влияющие на рынок труда Таможенного союза, разнообразны. Довольно широко распространена неэффективная занятость. В Казахстане до трети наемных работников заняты в трудоемких отраслях экономики. На предприятиях с вредными и тяжелыми условиями труда, по данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, занято 680 тыс. человек, из них 190 тыс. - женщины.

Обостряется проблема самостоятельно занятого населения. В определенной мере это связано с тем, что в законе «О занятости населения» до сих пор отсутствует четкость понятия «самозанятое население». Сюда же следует отнести и несовершенство методики расчета численности этой категории граждан. В Большом экономическом словаре (2007г.) дается следующее понятие: «Самозанятое население – это лица, занятые производственной деятельностью, включая тех, которые в данный момент не имеют работы по независимым от них причинам». Из этого определения следует, что в эту группу в качестве экономически активного населения входят как занятые, так и не занятые трудом или безработные. Эта группа населения в различных масштабах имеет место быть во всех странах мира. Так, в США доля самодеятельного населения в 2010 году составила 7,1% от общего числа занятых, в Германии – 11,6%, Франции – 9,3%, Норвегии – 8,1%. Однако в отдельных странах Европейского союза доля их в общем числе занятых достаточно высока и составляет, к примеру, в Греции - 35,5%, Италии – 25,2%, Польше – 22,7%, Португалии – 23,8%, Турции – 40,0%. Высокий уровень безработицы, неполной занятости, самозанятости, особенно среди молодежи, как правило, приводит к социальным волнениям, что имело место недавно в странах Европы и Африки.

На постсоветском пространстве понятие самостоятельно занятого населения возникло в 90-годы прошлого столетия, после массового закрытия предприятий промышленности и сельского хозяйства, снижения объемов производства и услуг. В 2009 году в России доля самозанятых в общем числе занятых составила 6,9%, в Казахстане - 33,7%. В 2010 году доля их в Казахстане составила 33,3%, к 2015 году этот показатель предполагается снизить до 29%.

Сегодня в Казахстане насчитывается 2,7 млн. самозанятых, из которых 1,3 млн. заняты на личном подворье. Эта группа практически представлена всеми слоями населения, неоднородна по полу, возрасту, образованию, профессионально-квалификационному составу и другим параметрам. В состав городского и сельского самозанятого населения включены экономически активные граждане, которые по целому ряду причин не могут найти подходящую работу; те, кто не только не желает работать по найму, но и вообще ее не ищет, а также занятые мелким предпринимательством. Практически многие из них не охвачены социальной защитой и не имеют пенсионных накоплений.

Самозанятость населения крайне сложно поддается учету в силу нестандартной занятости и нестандартности трудовых отношений. По расчетам Министерства труда и социальной защиты населения, в Казахстане 33% самозанятого населения производят около 10% от валовой добавленной стоимости, что свидетельствует о низких производительности их труда и уровне доходов. Большая часть самозанятого населения практически не имеет выхода на организованные рынки, не говоря уже о рынках соседних стран.

Решить многогранные проблемы самозанятого, безработного населения призвана новая Программа занятости до 2020 года по трем основным направлениям: профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством; содействие в организации собственного дела, и прежде всего, на селе; возможность переехать в более развитой регион в случае, когда перспектив для трудоустройства или развития бизнеса по месту проживания нет. По расчетам, программой к 2015 году предполагается охватить более 1,5 млн. человек и сдержать уровень безработицы на уровне не выше чем 5,5%. Программа занятости 2020 в режиме пилотных проектов уже осуществляется в Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях. В период обкатки новой программы, ориентированной на внутренний рынок труда, следовало бы, исходя из того, что из общей численности самозанятых более трети имеют высшее или среднее специальное образование, дополнительно рассмотреть возникающие возможности в сфере профессионального инновационного обучения в России и Беларуси. Этому способствует и то, что в России уже обсуждается вопрос об отмене квотирования трудовых мигрантов из стран Таможенного союза. Для самозанятых Казахстана эту меру следует также рассматривать как возможность повышения квалификации и приобретения практических навыков работы на иновационно-модернизированных российских и белорусских предприятиях.  Еще в советский период в Беларуси создавались предприятия по производству конечной продукции, завершающей цикл промышленного производства товаров. Поставки сырья и комплектующих деталей осуществляли предприятия союзных республик. В настоящее время Таможенный союз открывает перед этой страной широкие возможности закупки недостающего сырья в добывающих отраслях Казахстана. В складывающейся ситуации необходимо создавать в республике совместные предприятия в местах добычи сырья с законченным циклом производства с подготовкой местных кадров для работы на них. Недопустимо, чтобы Казахстан, пытаясь избежать участи сырьевого придатка мировой экономики, продолжал играть эту роль в рамках Таможенного союза. Также это будет способствовать развитию интеллектуальных рабочих мест для национальных трудовых ресурсов.

Таможенный союз должен осуществлять управление внутренними рисками, поскольку каждый национальный рынок труда и сложившиеся социально-трудовые отношения находятся под влиянием разноплановых факторов, имеют свою специфику. В Едином экономическом пространстве не исключено возникновение как стандартных, так и нестандартных трудовых отношений в сфере занятости, трудового контроля и воспроизводства трудового порядка. Соответственно потребуются изменения в трудовом праве с целью повышения гибкости трудовых отношений на интегрированном рынке труда, мобильности рабочей силы, улучшения ее качества. Построение адекватных трудовых отношений возможно в сочетании с выравниванием налогообложения труда и капитала, а в сфере потребления для достижения этой цели необходимо проводить политику повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда. На общем экономическом пространстве следовало бы ввести, по примеру ЕС, новую единую систему занятости и борьбы с безработицей.

В среднесрочной перспективе важнейшими целями для стран Таможенного союза являются задачи создания рабочих мест и сокращения бедности. Для их решения необходимо создать достаточные системы социальной защиты, повышения роли частного сектора, диверсификации экономики за счет уменьшения зависимости от природных ресурсов.

Мировая экономика находится в состоянии непрерывного обновления, и поэтому в центре социально-экономической политики постоянно должны находиться такие сферы как: образование и профессиональная подготовка, в целях предоставления работникам гарантированной возможности приобретения необходимых навыков, в новых условиях производства, а также активные системы социальной защиты, предназначенные для трудоустройства незанятого населения. 


Чуланова Зауре Казбековна,

Заведующая кафедрой «Экономика и менеджмент» Казахстанско-Британского технического университета 


Материал предоставлен Институтом экономики Комитета науки МОН РК

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?