Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Стабильность и согласие казахстанского общества

29625

Начало 2012 года было ознаменовано для Казахстана важным событием, обраще­нием Президента Республики Казахстан – Лидера Нации с Посланием к народу Казах­стана.

«Социально-экономическая модерниза­ция – главный вектор развития Казахстана», так определил Глава государства, основные тенденции развития Казахстана, основные тактические шаги на ближайшую перспек­тиву. Особенность данного документа, крат­кость, четкость, ясная перспектива видения ближайших задач стоящих перед нашим го­сударством, перед всем казахстанским обще­ством, перед каждым из нас.

За годы независимости в Казахстане произошли процессы кардинальных преоб­разований, модернизации и трансформации в социально-экономической и культурно-политической системе нашего государства, именно в Казахстане, расположенном в сердце Евразии, нашла свое применение уникальная идея евразийства, получившая концептуально-теоретическое обоснование и развитие применительно к современным условиям в трудах Президента РК Н.А. Назарбаева. Первостепенное значение уделяется в Казахстане сфере межконфесси­ональных и межнациональных отношений, развитие которых опирается на многовеко­вой опыт совместного сосуществования всех наций и народностей Казахстана.

Казахстан одна из немногих постсовет­ских республик, где титаническими усилия­ми Президента страны и всего казахстанско­го общества удается сохранить гармонию в межнациональных отношениях. Глава го­сударства всегда уделяет особое внимание, подчеркивает первостепенность данной проблемы: «стабильность и согласие – боль­шая ежедневная работа, которую нужно про­водить из года в год, передавать из поколения в поколение. Согласие и единство надо бе­речь каждому гражданину страны, к какому бы этносу он ни принадлежал. Ибо от этого зависят благополучие нашей Родины, благо­получие и будущее каждого казахстанца».

Проблема толерантности, уважения к представителям всех наций и народностей, живущих в Казахстане, неоднократно под­нималась в выступлениях Главы государства на республиканских и международных фо­румах, на заседаниях Ассамблеи народа Ка­захстана. Так на 15 сессии Ассамблеи наро­да Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркивал: «Прежде всего, необходимо развивать граж­данскую идентичность, толерантность в ка­захстанском обществе через систему образо­вания и воспитания, корректное освещение темы межэтнических отношений в средствах массовой информации, повышение правовой культуры казахстанцев» [1, С. 6].

Выступая на 17 сессии Ассамблеи, Глава государства Н.А. Назарбаев характеризуя до­стижения Казахстана в области межэтниче­ских отношений подчеркивал: «Мы создали все условия для того, чтобы представители всех этносов сохраняли свои язык, культуру. Языки 22 этносов преподаются в качестве самостоятельного предмета в 108 школах, в 88 школах обучение ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском язы­ках. В разных регионах страны 33 специ-ализированные школы работают на принци­пах трехъязычия, обучая детей на казахском, русском и английском языках. Только на поддержку этнических СМИ и освещение межэтнических отношений с 2005 года фи­нансирование увеличено более чем в 4 раза. Объем государственной поддержки нацио­нальных театров за последние два года вы­рос почти на 30% и составляет около 500 миллионов тенге. Финансовая поддержка этнокультурным объединениям составила в 2010 году порядка 100 миллионов тенге» [2, С. 3].

Таким образом государственная полити­ка проводимая в Казахстане в сфере межэт­нических отношений создает благоприятные условия для развития всех этнических групп. В то же время, наряду с государственной по­литикой в сфере межэтнических отношений, необходимо актуализировать столь важную проблему в сфере всего казахстанского об­щества. Казахстан, его общество составляем мы сами, следовательно от нас зависит его настоящее, его будущее. Проблемы консо­лидации казахстанского общества, толерант­ности необходимо активно продвигать в со­временном обществе, начиная с воспитания в семье, продолжая в школе, в молодежной, образовательной, университетской среде, не­обходимо вводить спецкурсы по воспитанию толерантных начал, привлекать внимание общественности, средств массовой инфор­мации и власти к проблемам проявления не­терпимости и дискриминации.

Подчеркивая возрастающую роль прин­ципа толерантности в современном обще­стве, Глава государства отмечал: «Министер­ству образования и науки надо подготовить концептуальные предложения по развитию этно и поликультурного образования с уче­том специфики казахстанского общества. Надо разработать и внедрить в школах и ву­зах факультативный курс «Основы толерант­ности» [1, С. 6].

Данное поручение Президента РК - знак особого внимания к учреждениям образова­ния, в которых формируются будущие строи­тели суверенного государства. За годы неза­висимости в республике созданы все условия для получения профессионального высшего образования. К примеру, только в столичном городе действует более десяти вузов, среди них ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, Казахский аграрно-технический университет имени С. Сейфуллина, Казахский национальный уни­верситет искусств и флагман отечественного образования Назарбаев Университет.

В настоящее время в Назарбаев Универ­ситете обучается 942 студента, из которых 482 - на программе Foundation, 460 студентов - на 1 курсе бакалавриата. Обучение по про­граммам бакалавриата ведут сегодня Шко­ла инженерии, Школа наук и технологий, а также Школа гуманитарных и социальных наук. На 2012-2013 год в Назарбаев Университет зарегистрировалось 4178 абиту­риентов со всех регионов Казахстана. Кроме того, поступило 45 заявок из других стран. В этом году в Казахстане вновь планируется выделить 500 государственных грантов для граждан Казахстана на обучение в Назарбаев Университете по программе Foundation.

Партнерами университета являются

Гарвардский университет, Питтсбургский университет, Университет Дьюка, Школа государственной политики Ли Куан Ю, Уни­верситет Висконсин-Мэдисона, Университет Лондона, Национальная лаборатория Лорен­са в Беркли, Аргонская национальная лабо­ратория, Университет Пенсильвании.

Отечественные вузы осуществляют свою деятельность на основе новых иннова­ционных технологий, государством прила­гаются значительные усилия, вкладываются немалые бюджетные средства для подготов­ки специалистов способных работать в усло­виях жесткой конкурентной среды, способ­ных воплотить в жизнь амбициозные планы суверенного Казахстана.

Однако при этом современные исследо­ватели отмечают следующий факт: «Резуль­таты социологических опросов молодежи свидетельствуют о том, что в иерархии мо­тивов получения высшего образования с се­редины 1990 гг. на доминирующие позиции выдвигается стремление «добиться успеха в жизни», сделать карьеру, обеспечить матери­альное благосостояние, жизненный комфорт и т.п. Духовно-нравственные, интеллекту­альные, общекультурные ценности про­фессионального образования, потребности самореализации, самосовершенствования, развития творческих задатков и способно­стей отступают на второй план по отноше­нию к социально-статусной мотивации» [3, С. 138].

В Послании Главы государства, под­нимается данная актуальная проблема, под­черкивается необходимость всемерного раз­вития вечных, непреходящих универсальных ценностей среди подрастающего поколения: «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы мо­рали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и ду­ховное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учеб­ных заведениях, независимо от формы соб­ственности. Одной из этих ценностей и глав­ным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие».

Понятие толерантности на современном этапе актуализируется в условиях глобали­зирующегося мира, когда с одной стороны усиливаются социальные и культурные ин­тегративные процессы в человеческом со­обществе, с другой происходит увеличение деструктивности, интолерантности в отно­шениях между государствами Запада и Вос­тока, возрастают религиозные и этнические конфликты: «Толерантность – важный путь разрешения противоречий между государ­ствами, общественными группами и внутри них. Она базируется на сознании того, что, несмотря на все то, что нас не удовлетворя­ет в убеждениях и поведении других, нужно считаться с этим фактом, так как люди могут совместно жить и созидать, даже не принад­лежа к одной вере, одной нации, не разделяя одних и тех же нравственных и политических убеждений. И при таких обстоятельствах мо­гут мирным путем достигаться противопо­ложные интересы, решаться столкновения и развиваться демократические начала во взаимоотношениях».

Общеизвестный факт, что Казахстан от­носится к странам с догоняющей экономи­кой, которые в перспективе экономического развития ориентируются на страны азиатско­го региона, «азиатских драконов» Сингапур, Южная Корея, Гонконг, для нас они являются примером успешной экономической модер­низации, преодоления кризисных явлений,

актуальных перспективных предложений экономического развития, внутриполитиче­ской стабильности. При этом проводя исто­рический экскурс необходимо отметить, что в свое время перед вышеуказанными страна­ми порой также вставали сложные проблемы внутриполитического развития, возникали межэтнические, языковые проблемы, труд­ности и противоречия во взаимоотношениях между этносами многонационального обще­ства, когда проблема толерантности стано­вилась как никогда актуальной. К примеру, результатом взвешенной, последовательной политики, непоколебимой уверенности в перспективных возможностях решения ме­жэтнических проблем удалось преодолеть многие трудности лидеру Сингапура, «автора экономического чуда» Ли Куан Ю: «Синга­пурский правитель очень внимательно отно­сился к вопросам межэтнических отноше­ний. Эта проблема в те годы была в высшей степени важной для островного государства, где проживают китайцы, малайцы, тамилы и многие другие выходцы из разных стран ре­гиона. Признаки потенциальных конфликтов проявлялись время от времени в сингапур­ском обществе.

В условиях назревающего межэтниче­ского конфликта энергию бьющую через край, источал именно Ли Куан Ю. Он исполь­зовал весь дар убеждения, чтобы склонить сингапурцев к мирному существованию. Он убеждал соотечественников, что они – еди­ная нация, единый народ и что наличие раз­ных народностей и разных языков – это не недостаток, а большое достоинство синга­пурского общества. Не все тогда понимали и принимали его доводы. Понятие «сингапур­ский народ» звучало непривычно и странно. И сам тезис о внутренней стабильности, как о высшем приоритете, был подобен гласу во­пиющего в пустыне» [4].

Как известно, Сингапуру удалось пре­одолеть внутренние противоречия, на со­временном этапе никто не может оспорить реальные достижения государства, во всех сферах жизнедеятельности.

В Казахстане существуют все предпо­сылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор духовного общественного развития. Глав­ными приоритетами государства и граждан Казахстана является дальнейшее развитие и укрепление казахстанского общества, нацио­нального единства, где основными ценностя­ми выступают традиционная культура, язык, забота о национальных ценностях и достоя­нии, воспитание молодого поколения в духе взаимного уважения, патриотизма, честного служения Родине и своему народу [5, С. 64].

Послание Главы государства на­роду Казахстана вновь подтверждает тот факт, что толерантность становится нормой жизни казахстанского общества, способству­ет укреплению государства, обеспечению его устойчивого развития.

Сауле БАГДАТОВА,

старший научный сотрудник Отдела истории индустриально-инновационного

развития и этносоциальных процессов Институт истории государства КН МОН РК

Список литературы

1 Назарбаев Н.А. Национальное единство – наш стратегический выбор. Выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на 15 сессии Ассамблеи народа Казахстана // Мысль. - 2009. - №12. - С. 2-9.

2 Назарбаев Н.А. Независимый Казахстан: 20 лет мира согласия и созидания // Мысль.- 2011. - № 5. - С. 2-8.

3 Сагинтаева А. Глобальные мегатренды сферы образования и задачи реформирования системы университетского менеджмента // Известия НАН РК. Серия общественных наук.- 2011. - № 2. - С. 134-139.

4 Токаев К.-Ж. Преодоление. Очерки дипломата. Серия «Международные отноше-ния» - М.: ЦЛНГ, 2009. - 512 с.

5 Акылбаева И. Этнические процессы в казахстанском обществе // Евразийское со­общество. - 2011. - № 1(73). - С. 61-64.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?