Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Особенности и задачи международных финансовых институтов и банков

29349
Особенности и задачи международных финансовых институтов и банков - e-history.kz

Директор Института экономики КН МОН РК, доктор экономических наук Еспаев Сакен Сыбанбаевич

ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ И БАНКОВ

69427dce6c6b5b7023fa598a8ca7160b.jpg

Банки являются основой экономики, своеобразной кровеносной системой экономического общества. Без них не может существовать современное общество, так как именно банки, являясь центрами, через которые осуществляются платежи, формируют нормальное функционирование предприятий, проводят платежи и расчеты, выстраивают товарно-денежные отношения. При этом благодаря банкам средства от тех, у кого имеются свободные деньги перераспределяются тем, кому они в данный момент необходимы.

Анализ истории показывает, что первоначально банки были исключительно конторами, производящими различные денежные операции,  преимущественно меняльные. Постепенно меняльное дело расширилось за счет выдачи разнообразных ссуд и привлечения денежных средств и появились банки, которые выдавали кредиты, принимали вклады и проводили расчетные операции.

Трудно установить, в какой именно стране впервые зародилась  банковская деятельность. Условно можно выделить пять основных этапов ее развития.

На первом этапе (от античности до возникновения Венецианского банка) по данным экспертов, за 2000 лет до н.э. у китайцев было чековое обращение. Нет сомнения, что в Вавилоне существовали банкиры, принимавшие процентные денежные вклады и выдававшие ссуды под письменные обязательства или под залог разных ценностей.

На втором этапе (с 1156 г. до учреждения Английского банка в 1694 г.) банки постепенно распространились по всей Италии, много их появилось в больших торговых центрах, городах Венеции, Флоренции, а затем и по Франции, Нидерландам и Англии. В 1156 г. в Венеции образовался жиробанк «Монтеньева» – общественное учреждение, куда вносились налоги и где производились некоторые банковские операции.

На третьем этапе (с 1694 г. до конца XVIII в.) в дальнейшее развитие банков происходило в Англии, где появилось много банков. В 1694 г. шотландцем Уильямом Петерсоном был создан Английский банк с уставным капиталом 1 200 000 фунтов стерлингов для решения правительственных финансовых затруднений. Кроме того, были организованы специализированные банки: в Шотландии Королевский (1695 г.), Банк Британской компании для торговли холстом (1706 г.), Венский банк (1703 г.), Прусский банк для морской торговли (1767 г.), Парижская учетная касса (1776 г.), Петербургский банк (1780 г.).

Появились банкирские дома - частные банковские учреждения, занимающиеся учредительской деятельностью, биржевыми спекуляциями, операциями с драгоценными металлами, управлением доверительными фондами, кредитованием местных органов власти. Такие дома были, по сути, первыми банками и выросли из ростовщичества. В настоящее время их количество незначительно, они встречаются лишь в отдельных странах, в частности в Германии, США, Франции, Англии.

На четвертом этапе (с начала XIX в. до Великой депрессии) особое распространение и усовершенствование получили депозитные банки в Англии, Шотландии, Австрии, Германии, Швейцарии, а также в Северной Америке.

В начале XIX в. появились центральные банки, монопольно выполняющие функцию эмиссии банкнот. Например, во Франции Центральный банк был образован в 1800 г. Наполеоном, Австрийский банк – в 1806 г., Русский государственный банк – в 1860 г. Возникли и специализированные банки: ипотечные (под залог недвижимости), народные, обслуживающие население, ремесленные, обслуживающие ремесленников. В 1877 г. появилась лизинговая операция – сдача оборудования в аренду с последующей выплатой стоимости оборудования.

Кроме того, создавались ссудные кассы, выдающие кредиты, сберегательные кассы, принимающие вклады населения (они не имели права заниматься кредитованием). В 1848 г. в Пруссии появились ломбарды, которые стали очень популярными и быстро распространились в другие страны.

На пятом этапе (с конца Великой депрессии по настоящее время) банков становилось все больше, формировалась полноценная банковская система, включающая центральный банк, универсальные банки, осуществляющие  много операций, и специализированные банки, ориентирующиеся на определенный вид операций. При этом конкуренция среди банков приводила не только к универсализации банков, где все больше переплетаются депозитные операции с чековыми и переводными, расширяются разновидности депозитных и кредитных операций, но и к появлению новых операций.

Сберегательные банки универсальны по набору операций, они выполняют операции по привлечению вкладов, выдаче кредитов, проведению расчетов, покупке и продаже ценных бумаг и т. д., но специализация проявляется еще и в том, что их деятельность неразрывно связана с населением.

Основными операциями внешнеторговых банков являются  международные расчеты и выдача внешнеторговых кредитов, т. е. кредитование экспортно-импортных операций.

Появились инновационные банки, выполняющие венчурные (рисковые) операции, связанные с реализацией научно-технических проектов.

Почтово-сберегательные банки возникли как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков. Через почтовые отделения эти банки аккумулируют вклады населения, принимают и выдают средства, проводят кредитование населения.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция, Канада, Россия), акционерные (США, Италия) и смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия). Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии, России), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка ввиду особой роли последнего в кредитной системе страны и в проведении экономической политики. 

Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. 

Помимо этого центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.

Однако тесные связи центрального банка с правительством не означают, что оно может безгранично влиять на его политику. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник. Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – Министерству финансов.

Вместе с тем, независимость центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов– денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства.

В связи с этим перед любым центральным банком стоит триединая задача: 1) обеспечения стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы; 2) стабильности и ликвидности банковской системы; 3) эффективности и надежности платежной системы. Для решения этих задач центральный банк выполняет пять основных функций: эмиссии банкнот, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономическую, банка банков и банка правительства. 

За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. При этом регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения – составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. 

Для воздействия на денежно-кредитную сферу центральный банк использует, прежде всего, способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать депозиты, а следовательно, и денежную массу. Однако это не означает, что он может непосредственно определять объем депозитной эмиссии и кредитных операций банков. Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать цепную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов.

Следует отметить, что имеется определенная взаимосвязь между размером резервов, которые банки обязаны хранить на счете в центральном банке, и кредитными операциями банков. Повышение банковских ссуд ведет к росту депозитов и, таким образом, вызывает необходимость увеличения обязательных резервов, уменьшение же ссуд приводит к противоположному результату. Если банк не имеет возможности поддержать требуемое соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают избыточные («свободные») резервы (т.е. сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превышает сумму обязательных резервов), то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты. 

Указанная зависимость получила название эффекта кредитно-депозитной мультипликации. Он означает расширение депозитов путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом. Данный эффект срабатывает, несмотря на то, что каждый отдельный банк не может расширить депозиты в количестве, превышающем его избыточные резервы. 

Методы денежно-кредитной политики центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются следующие: изменение процентных ставок, по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);  изменение норм обязательных резервов банков; операции на открытом рынке, т. е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;  политика валютного курса или курсовая политика. Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.

Кроме того, могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки); регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам. 

Традиционным методом регулирования является изменение процентных ставок центрального банка. Повышение официальной ставки уменьшает возможности коммерческих банков в получении кредита для пополнения своих резервов, что, в свою очередь, приводит к сокращению их ссуд, а значит, денежной массы и увеличению рыночных процентных ставок. Повышая ставки, центральный банк проводит политику ограничения кредита. 

Повышение процентных ставок отражается также на состоянии платежного баланса и уровне валютного курса, поскольку приводит к привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала. В итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, а следовательно, снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка является методом политики расширения кредита – кредитной экспансии. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало проведения политики кредитной рестрикции, снижение – кредитной экспансии. 

Существенное воздействие на ресурсы коммерческих банков и, таким образом, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение норм обязательных резервов. Повышение нормы обязательных банковских резервов означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по ссудам. Снижение нормы банковских резервов увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению рыночного процента.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке (OOP). Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов, если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корсчета, что расширяет возможности банков по выдаче ссуд.  Во-вторых, OOP могут использоваться для регулирования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг. 

Важным методом денежно-кредитной политики является политика валютного курса, или курсовая политика. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и на отечественные товары, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции. 

Регулирование центральным банком валютного курса с помощью валютной интервенции (т. е. купли-продажи иностранной валюты на национальную) непосредственно воздействует на денежное обращение. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, продажа – к ее сокращению.  Аналогично изменение официальной ставки в целях регулирования валютного курса оказывает соответствующее влияние на рынок ссудных капиталов и денежное обращение. При этом необходимо отметить, что на протяжении  13 лет, когда в мировой финансовой системе действовали фиксированные валютные курсы (1960 – 1972 гг.) реальные темпы экономического роста в большинстве стран были вдвое выше, чем за такой же период после введения плавающих курсов. Более того, после отмены фиксированных курсов обострились наи­более чувствительные для населения проблемы - инфляция и безработи­ца, уровни которых в период действия бреттон - вудской системы были значительно ниже.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т. е. кредитором на крайний случай.  Являясь «банком банков», центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны. Он организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем, служит расчетным центром банковской системы. 

В большинстве стран центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками в целях поддержания стабильности и надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. В одних странах (Австралия, Италия, Россия) надзорная и контрольная деятельность осуществляется исключительно центральным банком, в других (Германия, США, Швейцария, Франция) – центральным банком совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией и др.), а в некоторых государствах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) – не центральным банком, а иными органами.

В течение последних десятилетий система банковского надзора постепенно приобретала международный характер, что было связано с интернационализацией банковского дела. Так, в 1975 г. председателями центральных банков 10 развитых европейских стран был сформирован Базельский комитет по вопросам банковского надзора и регулирования, или «Комитет Кука», названный так по имени директора Банка Англии Питера Кука, инициатора создания международного банковского надзора. 

В апреле 1997 г. Базельский комитет представил документ «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью», содержащий 25 принципов, которые являются основой для организации действенного банковского надзора и регулирования. Базельские принципы разработаны странами «десятки» с участием представителей органов банковского надзора из 15 стран. Они одобрены руководителями центральных банков стран «десятки», и органам банковского надзора во всех странах предложено руководствоваться этими принципами. В основном они содержат стандартные требования, уже применяемые в высокоразвитых странах.  В частности, требования минимальной величины банковского капитала и его составляющих; проверки органами надзора политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредитов и инвестированием капиталов, управления кредитным и инвестиционным портфелями; проверки факта наличия у банка общей политики управления рисками.

В пери­од кризиса проявились серьезные изъяны в мировой банковской системе, в том числе в деятельности международных финансовых организаций. Поэтому кар­динального реформирования требует Международный валютный фонд (МВФ), на базе которого было бы целесообразно создать глобальный финансовый регулятор. Основной функцией МВФ должно стать преду­преждение и недопущение глобальных и страновых финансовых кризисов, а не запоздалая помощь в их  ликвидации. Как альтернативу можно рас­сматривать  возможность создания  нового международного  финансового института с аналогичными задачами глобального регулятора.

Базельскому комитету по банковскому регулированию, исходя из уроков нынешнего финансового кризиса, следует внести существенные коррективы в основополагающие принципы и соглашения в плане уже­сточения нормативно-правовой базы регулирования и надзора за деятельностью банковских институтов во всех странах мира. Кроме того, необходима разработка так называемых глобальных стандартов общих правил для деятельности финансовых институтов во всех странах мира.

Назрела необходимость создания новой международной органи­зации, регулирующей движение капитала в глобальной экономике, в том числе деятельность оффшорных центров, принципы трансграничных слияний и поглощений и т.д. Такая организация может быть создана по аналогии с Всемирной торговой организацией (ВТО) на базе уже существующих международ­но-правовых соглашений.

В связи с этим следует проанализировать историю развития и основные функции  международных финансово - кредитных учреждении:

1) Банк международных расчетов (БМР). БМР – первый международный банк. Он создан в 1930 г. на основании межправительственного соглашения между Англией, Бельгией, Германией, Италией, Францией и Японией. Эти государства подписали также Конвенцию со Швейцарией, в соответствии с которой БМР был размещен в Базеле. Среди первых его учредителей помимо центральных банков названных стран были и отдельные коммерческие банки США во главе с Банкирским домом Моргана. Целью создания БМР провозглашалось содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними. К 1932 г. его участниками стали еще 19 стран Европы. 

Являясь учредителями БМР, центральные банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Поэтому БМР часто называют международным банком центральных банков. США представлены в нем не федеральной резервной системой, a City Bank Corp., однако первая имеет тесные отношения с БМР: на ежемесячных совещаниях в Базеле (Базельский клуб) и общих собраниях учредителей БМР всегда присутствует член совета управляющих ФРС. Приоритет в управлении деятельностью БМР традиционно сохраняется за странами Западной Европы, хотя США наращивают здесь свое влияние. 

Более 30 государств в настоящее время являются членами БМР, в том числе европейские — бывшие социалистические страны Албания, Болгария, Венгрия, Польша и др., вошедшие в него еще до Второй мировой войны. Состав участников и география операций современного БМР свидетельствуют о превращении его из региональной западноевропейской в международную валютно-кредитную организацию. 

Управление деятельностью БМР осуществляется общим собранием и советом директоров, а сам банк, в сущности, является акционерной расчетной палатой. Согласно уставу основными его функциями являются обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнение роли доверенного лица при проведении межгосударственных расчетов участников. Банк выполняет депозитно-ссудные, фондовые и другие операции, в том числе с золотом, а также осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Валютой расчетов по операциям принят золотой швейцарский франк, а доллар США используется для выплаты дивидендов акционерам. 

С целью поддержки курсов ведущих мировых валют БМР с начала 1960-х гг. начал проводить специальные операции – совместные валютные интервенции центральных банков («базельские кредиты»). Для покрытия неожиданного роста спроса на иностранную валюту он практикует операции своп с центральными банками участников. Кроме того, БМР является признанным в мире крупным экономическим информационно-исследовательским центром. Он проводит политику активного сотрудничества с другими международными кредитно-финансовыми организациями.

2) Международный валютный фонд. В целях решения проблем восстановления и стабилизации разрушенной Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась представительная международная валютно-финансовая конференция, одним из главных итогов которой стало решение об учреждении двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность мировых валютных систем, а банк - стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглашалось также содействие становлению открытой рыночной экономики в мире. 

Международный валютный фонд начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих –руководящий орган МВФ – состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Директорат –исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в фонде и 16 – от остальных стран, избираемых по географическому признаку. 

Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в SDR (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц. 

В начальный период деятельности фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд. долларов. В настоящее время число его участников увеличилось вчетверо почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть – многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда.

Основные функции МВФ. Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского союза (около 30%). В последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран –экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях достаточно 70%. 

Основными функциями МВФ являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества,  поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений,  предоставление кредитных ресурсов странам-участницам для выравнивания платежных балансов. 

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.  Членство в фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, родственные ему валютно-кредитные организации. Советский Союз, будучи участником бреттон - вудской конференции 1944 г. и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капитала. 

Лишь в 1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 г. все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.

3) Международный банк реконструкции и развития. Международный банк реконструкции и развития начал функционировать с июня 1946 г. в качестве специализированного, независимого в решениях от ООН органа. По мере расширения деятельности банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) в 1956 г., Международная ассоциация развития (MAP) в 1964г., Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) в 1966 г. и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) в 1988 г. В настоящее время эти учреждения в совокупности образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР – их родоначальник.

Всемирный банк представляет собой самое мощное подразделение Группы, обладающее акционерным капиталом в размере около 200 млрд. долларов, а в число его учредителей в настоящее время входят 180 стран. Каждая из них в зависимости от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах. Крупнейшим акционером являются США, имеющие приблизительно 17% голосов.

Совет управляющих — высший руководящий орган банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих банка и МВФ ежегодно проводят совместные заседания. 

Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедельно проводит заседания. Президент банка является его председателем. Совет состоит из 24 человек – по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Председатель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7000 человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя.

Основные функции ВБ:  инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений – от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики; аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;  постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;  посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами. 

Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд. долл. ежегодно), хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются. 

В своей деятельности ВБ придерживается определенных принципов, а именно: выделение ресурсов – только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;  принятие инвестиционных решений – исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов; предоставление кредитов – только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются; направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Продавая облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам, а также физическим лицам разных стран, ВБ привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства высоколиквидные и одни из самых надежных в мире. 

Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом. 

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15–17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее время их размер изменялся в пределах 7–7,5%. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на пять лет. 

За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму, превышающую 300 млрд. долларов, что в 2 раза опережает масштабы МВФ.

Выполняя разные функции, ВБ и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Группы ВБ решают свои задачи и имеют отличительные черты функционирования.

4) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР учрежден в 1991 г. для содействия странам Центральной и Восточной Европы, в становлении рыночной экономики. Учредителями банка в настоящее время являются 60 государств, включая все европейские страны, РФ, ряд стран других регионов мира (США, Японию) и такие организации, как ЕС. Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне.

Совет управляющих во главе с председателем и двумя заместителями руководит Банком и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и представителей от ЕС и ЕИБ. Многие свои полномочия он делегирует совету директоров, осуществляющему руководство повседневной деятельностью и состоящему из президента, 4 заместителей и 23 директоров. Каждый из директоров входит в состав одного из трех комитетов совета: ревизионного, по бюджетным и административным вопросам, по финансовой и операционной политике. Кроме того, организационная структура банка включает ряд территориальных и отраслевых отделов, а также другие функциональные подразделения (департаменты и отделы). Общая численность сотрудников банка превышает 1100 человек (учитывая представительства в странах - операций). 

ЕБРР взаимодействует со многими международными институтами и в первую очередь с Группой ВБ. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения. Качеству финансируемых проектов и прежде всего очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации банк традиционно уделяет пристальное внимание. 

Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, ЕБРР предоставляет свои услуги по коммерческим ценам. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не дает. Банк действует как в государственном, так и в частном секторах экономики, принимая на себя риски, непосильные многим национальным и зарубежным инвесторам.

Основные функцияи ЕБРР: прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов; инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий; предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;  финансирование мелких и средних предприятий. 

К числу операционных приоритетов банка относятся развитие частного сектора, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать экологически чистое и устойчивое развитие экономики, в том числе путем повышения эффективности энергоиспользования. 

В своей деятельности банк придерживается следующих основных принципов:  ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;  приобретение контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями; предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала;  непредставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций.

Прямое финансирование предоставляется главным образом совместным предприятиям и в первую очередь с участием иностранного капитала. При их кредитовании банк обычно не требует правительственных гарантий. Кредиты выдаются в любой СКВ, но в основном в долларах США, и ЭКЮ и погашаются в той же валюте, в которой были выданы. В последнее время банк начал фондировать кредиты (привлекать для них средства) в ряде местных валют. 

Минимальная сумма кредитов ЕБРР составляет 5 млн. ЭКЮ, однако он находит возможности для работы с мелкими и средними предприятиями. В последние годы средние размеры его кредитов в государственном секторе составляли 25, а в частном – 16 млн. ЭКЮ. Срочность кредитов обычно составляет 5 – 10 лет, в исключительных случаях (инфраструктурные проекты) – до 15 лет. Плата за кредит устанавливается с маржей, превышающей ставку ЛИБОР. Кредиты могут предоставляться под «плавающий» или фиксированный процент, а также в некоторых других вариантах. Основная сумма кредитов погашается равными долями каждые полгода. 

Финансируемые клиенты обязаны обеспечивать страхование рисков, к которым банк не относит политические риски и риски неконвертируемости местных валют. Кредиты обеспечиваются залогом активов финансируемых проектов – движимое и недвижимое имущество, акции, переуступка прав и т.д. Кредиты ЕБРР исключаются из сумм государственного долга при его реструктуризации, т.е. банк имеет статус привилегированного кредитора. 

Инвестирование средств в акционерные капиталы осуществляется путем подписки на обыкновенные и привилегированные акции или в других формах. При этом банк не приобретает контрольных пакетов акций и не принимает прямой ответственности за управление предприятиями. Он может также гарантировать размещение акций, выпущенных государственными или частными предприятиями. 

5) Федеральная  резервная  система  США (ФРС). ФРС –это система частных банков, выполняющая роль центрального банка Соединённых Штатов Америки. Созданная в 1913 г. Законом о Федеральном резерве (Federal Reserve Act), ФРС является частной организацией (по структуре собственности капитала), но в управлении которой весомую роль играет государство.

Структура ФРС: совет управляющих ФРС(всего 7, которые назначаются Президентом США); Федеральный комитет по открытому рынку; 12 региональных федеральных резервных банков — фискальных агентов Казначейства США; многочисленные частные банки (получающие неотчуждаемые, фиксированной доходности акции федеральных резервных банков в обмен на вносимый резервный капитал); разнообразные консультационные советы.

История ФРС. Первым учреждением, выполняющим функции центрального банка США, был Первый банк Соединённых Штатов, созданный Александром Хэмилтоном в 1791 г. Его полномочия не были продлены в 1811 г. В 1816 году был образован Второй банк Соединенных Штатов, и его полномочия не были продлены в 1836 г. после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона. С 1837 по 1862 г., в эру свободных банков центрального банка формально не существовало. С 1862 до 1913 гг. в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. С 1913 г. по настоящее время действует Федеральная резервная система.

В течение последней четверти XIX в. и начала XX в. экономика США прошла через ряд определенных финансовых паник. Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стал кризис 1907 г. Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «неэластичной» валютой и недостатком ликвидности. В 1908 г. Конгресс принял акт Олдрича–Вриланда, по которому создавалась Национальная монетарная комиссия с целью исследовать возможные варианты денежной и банковской реформы.

Правовой статус ФРС определен Законом о ФРС в виде особого финансового учреждения, объединяющего черты как независимого юридического лица, так и публичного государственного агентства.

Независимость эмиссионного центра от правительства объясняется стремлением обеспечить баланс между налогоплательщиками и правительством (находящимися в отношениях «нанимателя» и «подрядчика»), а также исторически сложившейся в США банковской системой и предотвратить возможность использования денежной эмиссии в краткосрочных интересах правительства США (например, для покрытия дефицита бюджета).

Текущие функции ФРС: выполнение обязанностей центрального банка США; поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами; обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений; защита кредитных прав потребителей; управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок); обеспечение стабильности финансовой системы, контроль за системными рисками на финансовых рынках; предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным международным учреждениям; участие в функционировании системы международных и внутренних платежей; устранение проблем с ликвидностью на местном уровне.

Любой коммерческий банк, соответствующий стандартным требованиям ФРС, может стать членом (акционером) местного регионального отделения. В 2008 г. в структуру ФРС входили 38 % всех банков и кредитных союзов на территории США (около 5,6 тыс. юридических лиц).


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?