Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Приоритеты обеспечения занятости населения в посткризисных условиях развития Казахстана

29312
Приоритеты обеспечения занятости населения в посткризисных условиях развития Казахстана - e-history.kz

Характерной особенностью посткризисного восстановления и развития республики по сравнению со многими странами мировой эко­номики являются стабильное положение с занятостью населения и сни­жение уровня безработицы с 7,3% в 2007 г. до 5,5% в 2010 г. Важнейши­ми факторами обеспечения стабильности с занятостью и безработицей являются проводимая антикризисная политика Правительства Респуб­лики Казахстан и срочно принятые меры по реализации двухсторонних договоров и трудовых соглашений меморандумов с крупнейшими кор­порациями о сдерживании высвобождения работников, переобучении и трудоустройстве на других работах, своевременно проводимая «Дорож­ная карта» с предоставлением рабочих мест, услуг в социальной инф­раструктуре. Несмотря на достижение стабильности на казахстанском рынке труда, предусматриваются экстренные срочные меры по обеспе­чению занятости населения как главной социальной проблемы страны.

В Послании Президента Нурсултана Назарбаева народу Казах­стана «Построим будущее вместе!» 28 января 2011 года подчеркнута необходимость разработки новой стратегии и принципиально новой программы обеспечения занятости населения. «Сегодня необходимо по­высить эффективность рынка труда, поскольку новая экономика требует новой генерации квалифицированных кадров.

Самозанятое население - это огромный кадровый резерв нашей экономики. Новые предприятия мы строим для того, чтобы там работа­ли казахстанцы. Они должны готовиться к этому, учиться новым про­фессиям.

Поручаю Правительству совместно с Акимами областей, городов Астаны и Алматы до 1 мая 2011 года разработать принципиально новую программу по обеспечению занятости населения.

Правительство вместе с бизнес-сообществом должно предоста­вить бесплатное профессиональное обучение тем, кто хочет работать на индустриальных объектах. Надо обеспечить возможность участия каж­дого казахстанца в масштабной индустриализации страны» [1].

Современный этап посткризисного развития и обновления эконо­мики республики на основе форсированной инновационной индустриа­лизации, диверсификации производства и реализации новых прорывных проектов означает переход к новому качеству экономического роста.

Это связано с решением многосложных проблем на основе комп­лексного подхода, предусматривается модернизация экономики и соци­альная модернизация в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В этой связи намечаются новые цели, приоритеты и решение неотложных задач. Они связаны с обеспечением занятости населения как одной из главных проблем социальной политики государства, решением многих неотложных задач на казахстанском рынке труда, как в городах, так и селах, в регионах.

Посткризисное восстановление и обеспечение устойчивого эко­номического развития стран предусматривает обновление экономики и ее модернизацию на новой качественной основе. Беспрецедентный по своим масштабам и тяжелым последствиям финансовый и экономичес­кий кризис 2008 г. вынуждает заново переоценить его последствия и потери, определить дальнейшие приоритеты и перспективы социально- экономического развития стран глобальной экономики.

По оценкам российских авторов безработица во многих странах является самой большой проблемой. В Америке и Великобритании уда­ется сократить уровень безработицы дерегуряции - сокращения объема вмешательства правительства, а также сокращения налогов, социальных расходов и пособий. В странах Европейского союза увеличивают объ­емы временной занятости. В Голландии поддерживают частичную заня­тость (составляет 38% от общего уровня занятости), но при этом хотят, чтобы частично занятые работники имели те же социальные гарантии и выплаты, что и работники, занятые полностью. В Германии и Фран­ции вместо ускорения дерегуляции и сокращения налогов увеличивают субсидии промышленности. Во Франции, по мнению социалистическо­го правительства, хороший результат дает сокращение рабочей недели (например, с 39 до 35 часов) [2].

В условиях мирового финансового экономического кризиса 2008 г. положение на рынках труда резко ухудшилось во многих развитых и развивающихся станах. В большинстве из них главный вопрос обеспече­ния экономической и социальной стабильности в обществе взаимосвя­зан с преодолением спада производства в реальном секторе экономики и решением проблем безработицы, которая возросла в 2008-2010 годы.

По прогнозам МОТ на мировом рынке труда на 2008 г. ожидалась небла­гоприятная ситуация с увеличением численности безработных в мире. Такие ожидания оказались вполне реальными, в США к началу 2010 г. уровень безработицы составил 9,5%.

В 2008 г. в большинстве стран СНГ отмечались относительно вы­сокие темпы экономического развития, несмотря на кризис в финансо­вой сфере; затем произошло резкое замедление темпов роста в основных отраслях экономики в конце года, ускорение инфляционных процессов, в среднем по странам СНГ валовой внутренний продукт вырос за этот год на 5%. В начале 2009 г. наблюдалось усиление кризисных явлений, как в финансовой сфере, так и в реальном секторе экономики всего мира (и в том числе в странах Содружества). Поэтому в 2009 г. производство валового внутреннего продукта в среднем снизилось на 9%. В промыш­ленности наибольший спад наблюдался в обрабатывающих отраслях; в ряде стран Содружества на рынках труда увеличилась напряженность. Численность безработных в соответствии с методологией МОТ в сен­тябре 2009 г. в целом по странам Содружества оценивалась Статисти­ческим комитетом СНГ в 10 млн. человек, уровень безработицы 7,2%. Общее число безработных в Азербайджане составил 0,3 млн. человек, уровень безработицы - 6,0%, в России - соответственно 5,8 млн. чело­век и 7,6%, в Казахстане - 0,6 млн. человек и 6,4%, в Молдове - 83 тыс. человек и 6,1%, Таджикистане - 0,2 млн. человек и 7,4%, Украине - 2,0 млн. человек и 9,1% [3].

Сложившаяся нестабильная ситуация на мировых финансовых и ипотечных рынках в конце 2007 г. и начале 2008 г. не могла не отразить­ся на экономике Казахстана, и это в первую очередь, проявилось в росте инфляции, угрозе продовольственной безопасности, кризисных явлени­ях в ипотечном кредитовании, финансовой сфере и строительстве, осо­бенно жилья.

Замедление темпов экономического роста Казахстана произош­ло в 2008-2009 гг., когда увеличение объема ВВП составило 103,3% и 101,2% [4]. Положительная динамика данных показателей в республике и тенденция дальнейшего их повышения в 2010 г. до 7% в условиях ми­рового экономического кризиса и продолжающегося спада производства во многих странах позволяет характеризовать позитивные сдвиги в об­щеэкономической ситуации в Казахстане. На казахстанском рынке труда сохраняется сравнительно стабильное положение и происходит сниже­ние уровня безработицы по данным Агентства РК по статистике с 6,6% в 2008 г. до 5,5% в 2010 г.

На современном этапе антикризисного восстановления и обновле­ния экономики определена целенаправленная стратегия инновационной индустриализации на основе диверсификации производства с новейши­ми технологиями, с переориентацией на развитие перерабатывающих отраслей промышленности и агропромышленного комплекса.

Инновационная индустриализация намечена по основным на­правлениям в металлургии и производстве готовых металлических про­дуктов, химической, фармацевтической, оборонной промышленности, энергетике, машиностроении, в строительной индустрии и производс­тве строительных материалов, сельхозпереработке, в развитии транс­портной и телекоммуникационной инфраструктур.

Реализация общей стратегии экономического развития страны на перспективу требует четко продуманного выбора основных направлений промышленной политики, приоритетных отраслей и их инвестирова­ния. Для перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях, творческом труде и интеллекте, необходима активизация человеческого капитала как важнейшего фактора и ценного ресурса, национального богатства общества.

На данном этапе наряду с определением общей потребности эко­номики в трудовых ресурсах, наиболее значимыми являются мониторинг и создание условий для обеспечения рабочими местами востребованных квалифицированных кадров для высокопроизводительного труда. Для реализации 237 проектов, включенных в Карту индустриализации Ка­захстана, будут созданы 235 тысяч рабочих мест. При этом необходима подготовка 108 тысяч работников, которые составляют дефицит квали­фицированных кадров. Наибольшая потребность в трудовых ресурсах выявлена в таких отраслях, как обеспечение транспортной и энергети­ческий инфраструктуры, нефтегазовый сектор, горно-металлургический комплекс, туристская индустрия и машиностроение [5].

Успешная реализация инновационной индустриализации Казах­стана во многом зависит от создания конкурентоспособного человечес­кого капитала для приоритетных секторов национальной экономики. Формирование конкурентоспособного человеческого капитала следует рассматривать как основу долгосрочной стратегии страны. Оно непос­редственно связано с достижением высокопроизводительного труда с применением новейших технологий. Необходимость резкого комплекс­ного роста производительности труда обусловлена сравнительно низким его уровнем: 17 тыс. долларов на одного работника в год в республике, а в развитых странах - свыше 90 тыс. долларов. В 2007 г. индекс произво­дительности труда в Казахстане составил 107,5% к предыдущему году, в кризисных условиях 2008-2009 гг. - 100,0% и 100,1%.

Формирование конкурентоспособного человеческого капитала страны и его востребованность на внутреннем и внешнем рынках тру­да означает, с одной стороны, эффективное использование накопленных знаний, профессионализма работников, с другой, как создание челове­ческого капитала на новой качественной основе с новейшими техноло­гиями в соответствии с потребностями производства. Они способству­ют повышению занятости населения и стабилизации ситуации на рынке труда.

Неэффективное использование накопленного человеческого капи­тала подтверждается сравнительно низким уровнем производительнос­ти труда, несбалансированностью спроса и предложения рабочей силы, несоответствием рабочих мест по профессиям, квалификации и опыту работы. Сложившаяся ситуация выявляет несоответствие подготовки квалифицированных кадров запросам производства и наличию свобод­ных вакансий. На рынке труда наблюдается дефицит квалифицирован­ных кадров по техническим профессиям, информатике и логистике. Для формирования нового качества человеческого капитала необходимо су­ществующую систему подготовки и переобучения кадров кардинально реформировать со значительными инвестициями в данную сферу на ос­нове государственно-частного партнерства.

Главные приоритеты национальной политики занятости населе­ния Казахстана следует определить во взаимосвязи с переходом стра­ны к новому типу экономического роста, ориентированному на инно­вационную экономику. Это, прежде всего создание постоянных новых рабочих мест на индустриальных объектах, подготовка для них квали­фицированных технических кадров и эффективных рабочих мест с со­ответствующей заработной платой. При этом необходимо повышение трудовой мотивации людей, гражданской ответственности, преодоление иждивенчества, что должно соответствовать Концепции МОТ «О до­стойном труде с достойной заработной платой». Возникает необходи­мость постоянного мониторинга структурной безработицы, дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по качеству, прогноза професси­онально-квалификационной структуры, человеческих ресурсов, подго­товки кадров и реформирования системы образования.

В посткризисных условиях развития экономики страны важное приоритетное значение приобретает обеспечение занятости огромного кадрового резерва экономики более 2,6 млн. человек, самозанятого на­селения или 32% экономически активного населения, из него 71% про­живает в сельской местности. Это значительная часть социально неза­щищенного экономически активного населения. В кризисных условиях рост самозанятости имеет свои положительные последствия, сдерживая появление массовой безработицы. В то же время самозанятые представ­ляют реальный резерв потенциальной безработицы, поэтому содействие им в трудоустройстве и повышении занятости является одним из глав­ных приоритетов экономической и социальной политики государства. Эта категория экономически активного населения нуждается в обес­печении занятости с учетом особенностей демографического состава, районов проживания, прежней трудовой деятельности, образования, профессиональной подготовки. Поскольку значительная часть самоза­нятых проживает в сельской местности, то они нацелены на профессио­нальную подготовку, создание малого предпринимательства в аграрном секторе. Очень важной является выдача микрокредитов для создания собственного дела. При этом необходимо поощрение сельского пред­принимательства по производству продуктов, не связанного с торгово- посреднической деятельностью.

В посткризисных условиях стабилизации экономики необходимо повысить престиж общественных работ путем расширения их видов в сфере обеспечения образовательных, медицинских услуг, экологичес­кого оздоровления регионов, проведения культурных и спортивных ме­роприятий. Также следует сочетать общественные работы с профессио­нальной подготовкой и переквалификацией, с возможностями выплаты стипендии и заработной платы с перспективами последующего трудоус­тройства.

Обеспечение занятости населения в посткризисных условиях ус­тойчивого развития экономики на основе инновационной индустриали­зации представляет многосложную проблему, которая требует всесто­роннего комплексного подхода. Она взаимосвязана с решением многих приоритетных задач в деятельности соответствующих министерств, ве­домств и других управленческих структур путем тесного взаимодейс­твия и сотрудничества.

М.К. Мельдаханова

д.э.н., Институт экономики КН МОН РК,

г.Алматы
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?