Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахстанская модель государственного строительства

28999
Казахстанская модель государственного строительства - e-history.kz

Президент Казахстана Н. А.Назарбаев неоднократно подчеркивал в своих программных документах, посланиях, включая Стратегию «Казахстан-2050», важность повышения научного потенциала страны. При этом, отмечается, что государство всегда играет ключевую роль в формировании научно-технической политики. Важным при этом, на наш взгляд являются следующие факторы: продуманная архитектура государственного управления; эффективная организации научных учреждений; своевременное достаточное финансирование науки. Об этом отмечаетЖаркешов Ернар Серикбаевич, директор Научно-исследовательского института Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

На современном этапе развития перед мировыми и региональными лидерами остро встал вопрос активного поиска новых трендов, эффективных стратегий управления и модернизации существующих моделей государственного и общественно-политического развития, как на международном, так и на внутреннем национальном уровне. В среде мировых центров влияния идет острая дискуссия о необходимости пересмотра устоявшихся концепций государственного менеджмента и существующих подходов к управлению социальными и экономическими процессами. Ярким подтверждением этого являются результаты встреч мировых лидеров на глобальных форумах в Давосе, Москве, Сеуле и других платформах. Казахстан также модернизирует собственную общественно-политическую и экономическую модель управления в соответствии с существующими глобальными тенденциями и вызовами, которые расширяют сферы влияния во всем мире. 

Большая часть из многочисленных исследований мирового научного сообщества направлена на изучение дихотомии «Китай – Индия», так как именно эти две страны оставят наибольший след на экономической и политической карте мира в 21 веке. Аналитики подчеркивают, что системы государственного управления Китая и Индии противоположны друг другу, они спорят о том, которая из систем докажет свою состоятельность в долгосрочной перспективе. Но все же, ученые и эксперты не пришли к однозначному вердикту о состоятельности систем госуправления этих стран в долгосрочном плане. 

На глобальных дискуссионных площадках происходит обсуждение мнений разных научных школ относительно построения успешного государства. В этот процесс также интегрируются и ученые Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, публикуясь в зарубежных изданиях и участвуя в международных конференциях, онлайн дебатах. В своей научной деятельности сотрудники Академии исходят из того, что для современного ученого необходимо постоянно публиковаться в признанных журналах, научных изданиях зарубежных стран, участвовать в научных дискуссиях, тем самым доказывая состоятельность своих идей и разработок, их практическую значимость для государства и общества. 

Наряду с этим, однако, приходится констатировать факт, что существует проблема слабой развитости научной школы госуправления в Казахстане.

Исторически сложилось, что государственное управление формировалось как составная часть правовых наук (континентальная Европа), социально – политических наук (Скандинавия), экономических наук (например, Казахстан) или имело большую зависимость от программ по менеджменту и бизнесу (Великобритания). Однако современные тенденции как в мире, так и в Казахстане чётко указывают на факт, что «государственное управление» как сфера науки стоит на стыке ряда дисциплин, а не одной определенной, и мы в мире видим формирование консенсуса среди ученых по вопросу выделения этой дисциплины в отдельную область науки. Такой консенсус должен быть и у нас в Казахстане.

Следующий важный аспект – это финансирование. На сегодняшний день в рамках грантового финансирования науки нет единых подходов по формированию тематики исследований, касающихся государственного управления и государственной службы. Из почти 50 млрд тенге, выделенных на научные исследования в стране в 2012 году, по вышеназванным направлениям исследований в рамках программно-целевого финансирования выделено всего 30 млн тенге. Проведенный анализ показывает, что сейчас стране крайне необходимы научные исследования с практической ценностью с учетом стратегии развития нашей страны. Здесь важно отметить, что у нас свой казахстанский путь, основные стратегические направления которого Глава государства обозначил еще в начале 2000-х годов. Сейчас модель развития нашей страны знают во многих странах мирового сообщества. В Казахстане разработаны свои подходы и принципы достижения социально-экономического прогресса. Поэтому, пришло время создать в Казахстане самостоятельную научную школу госуправления и генерировать свои разработки для решения глобальных вызовов современности. Постоянное копирование международного опыта обрекает Казахстан на отставание.

В этом направлении важно отметить работу Академии государственного управления, которая, являясь специализированным высшим учебным заведением с особым статусом, работающим под патронажем Главы государства – Лидера нации Н.А. Назарбаева, несет ответственность за интеллектуальное обеспечение кадровой политики в сфере государственного управления страны и научно-аналитическое сопровождение административной реформы. 

Профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, докторанты и магистранты Академии активно участвуют как по заказу государственных органов, так и в международных и внутренних научных исследованиях в сфере совершенствования системы государственного управления, государственной службы, судебной системы и международных отношений. Так, в соответствии с Тематическим планом исследовательских работ Администрации Президента РК на 2012 год, Академия осуществила научно-исследовательские работы по пяти темам, результаты которых были внедрены в деятельность госорганов, используются в процессе проведения административной реформы и выработки решений в сфере государственной службы и управления.

С 2012 года впервые сотрудниками Академии выполняются проекты по научно-методологическому обеспечению реформ в области государственной службы, выполняемые по четырем темам по программно-целевому финансированию в рамках государственного заказа Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы (Агентство) на 2012 – 2014 гг. 

В целях привлечения молодых исследователей к практическим научным разработкам по согласованию с Администрацией Президента и Агентством тематика магистерских и докторских диссертаций посвящена актуальным проблемам реформирования государственных органов. В 2013 году в Академии открыт диссертационный совет по защите докторских диссертаций на присуждение ученой степени доктора философии «PhD» и доктора по профилю по специальности «6D051000 Государственное и местное управление». 

Учеными Академии по заказу Агентства в 2012 году также были проведены социологические исследования по определению индекса восприятия коррупции, с опросом 9000 респондентов. В результате подготовлены развернутые отчеты по 4 направлениям: оценка уровня коррупции, оценка уровня удовлетворенности антикоррупционной политикой государства, оценка качества и доступности государственных услуг, оценка информационной открытости государственных органов.

Далее следует отметить, что наши ученые осуществляют исследования по изучению казахстанской модели государственного строительства. В Стратегии «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства», в качестве пятого стратегического направления обозначено «Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии», цель которого состоит в формировании нового типа государственного управления, отвечающего задачам служения обществу и укрепления государственности.

Достижение данной цели требует необходимость системного подхода к данному процессу: подготовки государственных служащих и управленцев новой формации, обретения ими таких качеств, как казахстанский патриотизм, уважение к государственному языку, глубокого знания и переосмысления истории формирования государственных начал на территории современного Казахстана, разработки специальных дисциплин по истории Казахской государственности в академических программах по «Государственному и местному управлению», содержащих богатые учебно-методические материалы по уже тогда высокоразвитым институтам управления Казахского ханства таким, как ханские династии, институты аталыков, бииев, толенгутов и т.д. Решение вопроса воспитания и развития нового поколения государственных служащих также требует проведения серьезных научных исследований. 

В данном направлении Академия уже приступила к активной работе. Например, Научно-исследовательским институтом Академии совместно с внешними экспертами разработана отдельная самостоятельная дисциплина по истории казахской государственности для слушателей Академии, которая в настоящее время находится на стадии согласования. 

Действительно, если в республике готовят следующее поколение высоконравственных, компетентных государственных служащих, патриотов родины, то они, в первую очередь, должны изучать свою национальную историю, корни, мудрость своего народа, знать насколько развитой и сложной была система государственного управления в Казахском государстве. То есть для современного успешного государственного управленца знание исторических государственных начал представляет важную морально-этическую ценность и практическую значимость.

Научные исследования Академии выходят на международный уровень. Платформой для этого служат не только ее налаженные зарубежные связи и партнерские отношения с ведущими зарубежными учебными и научными центрами, но и активное участие Академии в создании Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и ПРООН Регионального хаба по распространению знаний в сфере госслужбы, мероприятия которого предусматривают проведение совместных исследований в данной сфере стран Центральной Азии, Кавказа, России, Украины и Афганистана и ряда других стран-партнеров. Эта уникальная инициатива Казахстана находит искреннюю широкую поддержку в регионе и мире.

Работа Академии по развитию отечественной научной школы государственного управления еще больше расширяется и совершенствуется в соответствии с приоритетами, обозначенными в Стратегии «Казахстан – 2050». 

В связи с этим по инициативе председателя Агентства А. Байменова и ректора Академии, профессора Б. Абдрасилова 4 марта 2013 года в Академии была проведена республиканская научно-практическая конференция «Стратегия «Казахстан – 2050»: совершенствование подготовки кадров и развитие научных исследований в сфере государственной службы», в рамках которой обсуждались актуальные вопросы повышения качества подготовки и повышения квалификации государственных служащих, научно-методологического сопровождения реализации «Стратегии – 2050» в части модернизации государственного управления и укрепления кадрового потенциала государственного аппарата. 

В конференции приняли участие руководители вузов страны, осуществляющих подготовку специалистов для системы государственного управления, региональных центров обучения государственных служащих, представители государственных и частных экспертных, учебно-методических, образовательных и научно-исследовательских организаций, а также ученые и эксперты, деятельность которых связана с различными аспектами функционирования и развития системы государственного управления и государственной службы. 

С учетом проводимых изменений в системе государственного управления, а также введения новой модели государственной службы в стране, в процессе обсуждения были выработаны 19 консолидированных рекомендаций, направленных на развитие науки в сфере государственного управления и на совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Рекомендации были направлены в соответствующие госорганы. В частности, в Высшую научно-техническую комиссию при правительстве РК (ВНТК) и Министерство образования и науки РК была направлена рекомендация о выделении в рамках приоритета науки «Интеллектуальный потенциал страны» подприоритета «Профессиональное государство». Такой шаг позволил бы увеличить финансирование специализированных исследований в сфере госуправления по запросу отраслевых государственных органов. 

Все это должно активизировать работу отечественных ученых по научно-методологическому обеспечению реализации «Стратегии-2050». Понятно, что задачу по вхождению в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира мы не сможем решить только за счет изучения и использования чужого опыта, для этого отечественным ученым необходимо генерировать новые подходы, новые знания и решения, через конкурентоспособные научно-исследовательские проекты. 

Среди предложенных рекомендаций важным является создание на базе Академии Координационного Центра по научно-исследовательским работам в области государственного управления и государственной службы с целью координации научных исследований, мониторинга научно-исследовательских работ для обеспечения взаимодействия ученых и экспертов по приоритетным направлениям развития науки государственного управления не только в рамках страны, но и в регионе.

В этом направлении, 15 марта текущего года была проведена учредительная конференция Регионального хаба в сфере государственной службы. Целью Регионального хаба является создание институциональной базы для непрерывного обмена опытом и знаниями в сфере государственной службы для стран нашего региона. 

В продолжение этого в рамках VI Астанинского экономического форума 22 мая 2013 года в Астане во Дворце Независимости АДГС РК, Академия и ПРООН провели Глобальную конференцию на тему: «Модернизация государственной службы: повышение эффективности в целях устойчивого развития», в ходе которой состоялся полезный обмен мнениями, участники подтвердили заинтересованность в развитии постоянных контактов.

Во время конференции Академией были подписаны пять Меморандумов о взаимопонимании: с Американским Обществом государственного управления (ASPA); Международным институтом административных наук; Бизнес-Школой Хенли (Университет Рединг, Великобритания); Вильнюсским техническим университетом им. Гедиминаса; Каспийским стратегическим институтом (Турция), а также достигнуто соглашение о сотрудничестве с Российской Академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Отдельно стоит отметить, что Академия в 2013 году стала полноправным членом Американского общества по государственному управлению ASPA (American Society for Public Administration), являющимся крупнейшим в США и наиболее известным профессиональным объединением в мире в области государственного управления. Основной целью сотрудничества Академии с ASPA является обмен опытом в сфере научно-методологического сопровождения модернизации системы государственного управления и модернизация ведения научных исследований согласно международным стандартам с четкой практикоориентированностью.

Кроме того, в процессе подготовки VI Астанинского экономического форума по инициативе ректора Академии, профессора Б. Абдрасилова, были проведены следующие три онлайн – конференции на международной коммуникативной площадке «G-Global» с нашими зарубежными партнерами: 

- 23 апреля 2013 г. – онлайн-конференция со Сэнфордской школой государственной политики Университета Дьюк (Duke University, DCID, Sanford School of Public Policy), Американским обществом государственного управления (American Society for Public Administration) и Федеральным Институтом повышения квалификации управленцев при Офисе управления персоналом государственной службы США (Federal Executive Institute of the Office of Personnel Management) на тему: «Построение успешного государства».

- 26 апреля 2013 г. – онлайн-конференция с Университетом Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Франция) на тему: «Построение эффективной системы государственной службы на примере Франции».

- 30 апреля 2013 г. – онлайн-конференция с участием представителей Академии DBB (Германия), Университета Чосон (Южная Корея), Института государственного администрирования Литвы, Российского университета дружбы народов (РУДН) и казахстанских региональных центров обучения государственных служащихна тему: «Вопросы совершенствования системы обучения государственных служащих». 

В целом можно отметить, что в Академии сконцентрирован серьезный научный потенциал, современная материально-техническая база и прочные международные партнерские отношения с ведущими научно-образовательными центрами мира, что дает возможность ее ученым вносить соответствующий вклад в социально-экономическую модернизацию нашего общества.


«www.bnews.kz».


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?