У времени есть своя память — история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, и, особенно — о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки. И потому необходима попытка собрать глыбы народной памяти — памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и страданий и радость надежды в ожидании победы.
Мне повезло, я застала своего прадедушку, Николая Порфирьевича Сабристова, в живых. Конечно, я была еще мала и многого не понимала,
Родился Николай Порфирьевич 13 января 1920 года, учился, работал, мечтал, любил. И вот война... С первых же дней рвался на фронт, но получил повестку только в декабре 1942 года. Воевать начинал вторым номером пулеметного расчета. И тут подстерегла его вражеская пуля. После госпиталя и до конца войны он был связистом. В составе войск пятой армии третьего Белорусского фронта участвовал в боях за Брянск, Оршу, Витебск, Смоленск, Каунас, Вильнюс.
«Связь — капризная штука, — вспоминал прадед. — Идет бой, надо подавать команды, а связи нет. «Связисты, давай связь!» — кричит командир. И бежим вдоль провода, один с катушкой, другой с когтями. Однажды вот таким случаем взобрался на столб, только подвесил провод, немец как жахнет по мне из пулемета. Кубарем свалился со столба. Когти после меня попадали. И ничего, ни пуля не задела, ни ушиба. Повезло на этот раз. А сколько таких случаев было, сколько товарищей потерял на этом деле».
Часто приходилось Николаю «работать» под огнем, потому что связь — это нерв боя, и он должен быть здоровым.
Под станцией Волновышской, на границе своей и чужой территории, войска получили небольшую передышку и штурмом взяли Кенигсберг. Впереди — Берлин, но внезапно получен приказ: 165-ый отдельный мотострелковый батальон отправляется в Японию.
«Когда нас отправляли на восток, война еще не закончилась, — вспоминал прадедушка, — но, судя по всему, победа была не за горами. И встретили мы ее, долгожданную, среди широкой степи. Остановился эшелон, высыпали солдаты из вагонов, помитинговали на радостях, посалютовали радостной вести и снова по вагонам. Спешить надо. Пора и на востоке мир устанавливать.
Высадились мы на станции Мучная. Дальше до самого фронта через сопки и тайгу пешком топать. Санитары из медсанбата предупреждали: берегись клеща, опасный он здесь, энцефалитный. Фронтовики — ребята боевые, им все нипочем. Нас, мол, вражья пуля не взяла, где тут клещу справиться. Однако кое-кому пришлось поплатиться, до боя с самураями попали в госпиталь.
Хоть и крепким был натиск наших войск, хоть и удалось обратить в бегство хваленую Квантунскую дивизию, но и тут друзей терял. А самого меня ни пуля, ни осколок не тронули».
Война для прадеда закончилась только в сентябре 1946 года. Вернулся он в родное село Анненское, отучился к Костанайском кооперативном техникуме и всю свою жизнь отработал: был и продавцом, и кассиром, и бухгалтером. В 1963 году был переведен в поселок Александровка старшим бухгалтером. Женился, вместе с женой Евгенией Филипповной воспитали четверых детей, успели понянчить и внуков, и правнуков. И после выхода на пенсию никогда прадед не сидел без дела: заведовал нефтехозяйством совхоза, присматривал за парком Победы, занимался домашними делами.
Боевые и трудовые заслуги Николая Порфирьевича отмечены орденом Отечественной войны второй степени, медалью Маршала Советского Союза Жукова, и другими медалями.
Моего прадеда отличали ум, доброта, искренность, немыслимая жажда жизни. Просто удивительно, как человек, прошедший через войну, разруху и голод, смог сохранить в душе столько тепла и нежности, что ее хватало на всех нас. За нашу спокойную жизнь, за мирное небо, за возможность жить, учиться и работать большое спасибо, прадедушка, и низкий тебе поклон!
История нашей державы теснейшим образом связана с духовной историей нашего народа. Долгожданная и выстраданная Победа только подтвердила это. Обязательно нужно вспоминать о жестокой войне: «если мы войну забудем, вновь придет война». Да и что будет с нами, какими мы будем без памяти в нашем большом и тревожном мире?
И память находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее. Она заставляет нас помнить о тех, кто погиб ради нас, о тех, кто принес победу ценой нечеловеческих усилий, ценой страданий, о тех, кто видел в своей смерти начало жизни других.
Киреева Евгения,
ученица 11 класса Александровской средней школы,
Село Александровка, Костанайская область
Становитесь участниками нашего фотопроекта «История одной фотографии», и мы опубликуем и вашу историю.