Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История одной фотографии. Липат Семин

1890
История одной фотографии. Липат Семин - e-history.kz

Есть люди, чьи имена у нас на слуху: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков. Но эти великие полководцы ничего бы не стоили без своих солдат, чудо-богатырей, до конца стоящих на поле брани, живота не жалевших в боях за свою Родину.

Люди военного поколения — особые люди. С фронтов Великой Отечественной они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Вечная память павшим! И вечная слава мужественным ветеранам Великой Отечественной! Ведь так мало осталось свидетелей той войны — и тем важнее выслушать их.

В преддверии праздника я встретилась с поистине великим человеком, человеком той поры, Семиным Липатом Петровичем. Сейчас он проживает в селе Меновное. Он с радостью согласился рассказать мне о своей жизни, о жизни фронтового поколения, прошедшего все круги ада.

70fdf5d5aedd20b9c8a7cd340ffb4b43.jpg

«Вспоминаю те годы... В те далёкие времена я был семнадцатилетним парнишкой, и не представлял, что четыре года своей молодости отдам сражениям на фронтах Великой Отечественной войны. Видно судьбе был так угодно. Я даже и не мог предположить, как может огнём своего дыхания опалить война миллионы безвинных судеб. Война оказалась куда страшней, чем я думал. И вот сейчас, честно говоря, не люблю я вспоминать о войне: слишком много человеческих страданий и горя соединилось в этом слове.

Для нас, пожилых, дни летят особенно быстро. Так хочется замедлить их ход... Вообще, перелистывая в памяти страницы жизни, я считаю, что на судьбу роптать не стоит. Больше того — убеждён в том, что я счастливый человек. Дети оправдали надежды, есть ещё здоровье, вкус к жизни. Жизнь прожита не напрасно» — так начал своё повествование Липат Петрович.


Липат Петрович: Родился я 15 мая 1922 года в селе Соловьёво Зыряновского района. В 1937 году здесь я окончил школу. Отучился семь классов. Как большинство жителей деревни, я был колхозником. Такова моя «предвоенная» жизнь.

Автор: Липат Петрович, где и как застало вас известие о войне?

Липат Петрович: Знаете ли, я был в поле на сенокосе. День был жаркий. Мы были увлечены работой, а между делом шутили и радовались. Ближе к полудню мы услышали крики вдали. К нам торопливо бежал наш односельчанин. Когда он подбежал, я заметил в его глазах что-то необычное. По обыкновению его глаза горят огнём, взгляд весел и беззаботен, но в ту минуту они были тусклы, несли, как мне показалось, какой-то страх. Я подумал, что он пришёл сообщить нам печальную весть. Он молчал, и лишь спустя несколько минут, подняв каменное лицо, взглянув напряжённым взглядом, тихо дрожащим голосом промолвил: «Война...». У меня захватило дух, мы вздрогнули, ужасное ощущение охватило нас, чувство тревоги. Надвигается беда!

Автор: Когда Вы были призваны на фронт?

Липат Петрович: В ноябре 1941 года. Я был отправлен на Западный фронт под Харьков в должности рядового пехоты.

Автор: Были ли ранения?

Липат Петрович: Первое ранение получил я под Харьковом в апреле 1942 года. Руку мою зацепил осколок. Я был доставлен в госпиталь Астрахани. Там находился около двух месяцев.

Автор: После ранения Вы были возвращены на свой фронт или в другую часть?

Липат Петрович: В то время начал формироваться Сталинградский фронт — куда я и был направлен.

Автор: Так Вы воевали под Сталинградом?

Липат Петрович: Да, в 1942 году.

Автор: А после Сталинградской битвы в каких войсках продолжали воевать?

Липат Петрович: Я был отправлен на Северный Кавказ. На реке Маныч наш полк был разбит немцами. Живыми остались лишь 37 человек. Оставшаяся часть нашего полка была присоединена к 30-ой Кубанской дивизии. Близился 1943 год. Под Новый год мы овладели г. Сальск и г. Ботайск Ростовской области. Позже вёл бои за оборону Ростова-на-Дону. Именно здесь получил второе ранение — сквозное пулевое ранение в левое пле-чо. После сражения под Ростовом-на-Дону в г. Шахты Ростовской области сформировалась Вторая Гвардейская дивизия. Я был зачислен в 37-танковую бригаду. В боях за Донбасс и Левобережную Украину наш танк был разбит. В танке было, коме меня, ещё три моих товарища, они погибли. Я был сильно контужен, но всё же остался жив. 1943 год подходил к концу. После освобождения Украины я был отправлен на перекоп в Крым. Первый город, который был освобождён, — город Евпатория. Через неделю отправлен в Севастополь. 9 мая 1944 года город Севастополь был освобождён. Тогда нас перебросили под Смоленск, а затем в Польшу, а затем в Восточную Пруссию.

Автор: Принимали ли участие в войне члены Вашей семьи?

Липат Петрович: На фронт был призван мой отец (прим. автора — отцу было 44 года) и старший брат. В деревне осталась мать с тремя детьми. Позже младшего брата забрали на сельскохозяйственные работы. Так моя мать осталась с четырёхлетним сыном и годовалой дочерью на руках.

Автор: Так как же всё-таки для Вас закончилась война?

Липат Петрович: К концу ноября 1944 года я был направлен в военное училище в Свердловск. Проучился там год. Учился я на офицера. Был активным членом комсомольской организации, оформлял боевые листы. Вместо экзамена нас «наградили» отпуском. Я отправился домой. По приезде демобилизовался.

Автор: Липат Петрович, а какие награды Вы имеете?

Липат Петрович: Из числа боевых: «Орден Отечественной войны I степени», медаль «За отвагу», медаль «За победу над Германией», 7 юбилейных медалей, также имею 6 почёт-ных грамот от Иосифа Сталина.

Автор: Как сложилась Ваша жизнь после войны?

Липат Петрович: После училища я остался в Свердловске. Там я познакомился с художниками. Один из них, Чесноков Николай Гаврилович, стал для меня наставником. К тому времени мне было 24 года. Сама жизнь заставила меня взяться за кисть. Первый мой художественный опыт был связан с бытовыми зарисовками, я стал иллюстрировать жизнь в колхозах. Позже начал рисовать портреты. Первым моим портретом бал портрет И. Сталина. В 1951 году я переехал в город Усть-Каменогорск. Работал на стройке плотником. К тому времени у меня уже была семья: жена и две дочери. В селе Меновное я поселился в 1975 году. В 1982 году вышел на пенсию.

Автор: Липат Петрович, Вы сказали, что сама жизнь заставила Вас взяться за кисть. Вы и сейчас продолжаете рисовать?

Липат Петрович: Да, это так. Мне нравиться передавать свои мысли на холсты.

Автор: Так значит живопись для вас — это своеобразный источник сил?

Липат Петрович: Можно сказать и так. Моё творчество стало для меня уже неотъемлемой частью жизни. С 1998 года я всё чаще и чаще стал браться за кисть. С того времени я написал более двухсот картин. К 40-летию Победы 7 моих панорамных полотен были представлены в парке Победы села Меновное. Десять лет назад мои картины были выставлены в этнографическом музее города Усть-Каменогорска (прим. автора — 91 картина, выставка длилась 5 месяцев 7 дней). К 65-летию Победы состоялась вторая персональная выставка. Вернисаж был пополнен новыми работами на военную тематику. Ежегодно в музее искусств проходят мои выставки, посвященные Дню Победы.


Липат Петрович Семин — настоящий герой, равный среди равных, но единственный и неповторимый. Это личность, человек, от которого зависел ход истории, на чьих плечах удержался мир и не скатился в бездну фашизма. Его щадит время, Бог даёт здоровье и силы, люди окружают уважением, по-хорошему завидуют. Годы не погасили блеска в его глазах, его приветливую улыбку. Невзгоды не убили в его душе ни оптимизма, ни веры в лучшую жизнь. Не каждому дано вписать свою страницу в историю, а ему принадлежит не одна, да какая! А он скромен по—прежнему. И о своей жизни рассказывает тихо и спокойно, будто не было в его биографии ничего такого, что зовётся геройством. Просто скромно добавляет, что он выполнял свой священный долг пред Родиной, пред отчим до-мом. Таков всегда был воин, защитник Отечества!


Сайлаубекова Дильназ,
ученица 7 класса Меновновской средней школы,
село Меновное, Восточно-Казахстанская область


Становитесь участниками нашего фотопроекта «История одной фотографии», и мы опубликуем и вашу историю.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?