Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История одной фотографии. Насыр Смагулов

973
История одной фотографии. Насыр Смагулов - e-history.kz

Совсем скоро вся наша большая и дружная семья соберется за праздничным дастарханом и будет отмечать великий праздник — 70-летие Победы. Но не будет за нашим столом моего любимого дедушки, Смагулова Насыра Смагуловича, не дожившего до этого светлого праздника. Будут звучать рассказы мамы и ее близких о тех трудных и страшных годах. И воспоминания эти будут тяжелыми, их не забыть и от них не спрятаться.

Будем в который раз рассматривать старые пожелтевшие фотографии с фронта. Жизнь быстротечна...

Где-то я читала, что человек может прожить долго, лет 300. «Это не правда, — скажите вы. — Такого на свете не бывает». А вот и бывает. Моя мама расскажет мне о моём дедушке, я расскажу своим детям, а мои дети — своим. Так и проживет мой дед много-много лет: он будет жить в наших сердцах, в нашей памяти от поколения к поколению, от сердца к сердцу. Ведь он оставил о себе добрую память, вселил в нас веру в победу над злом, и его забыть нам невозможно.

Из рассказа моей мамы я узнала, что дед родился в Ерейментауском районе Акмолинской области в 1923 году в семье скотовода. Семья была работящая. Но во время голода, в 1931 году, чтобы не умерли дети, его отец принял решение — перебраться в Омск. Это и спасло от голодной смерти моего дедушку, тогда совсем ещё маленького. Мама, рассказывая о детских годах аташки, постоянно задумывается, глаза становятся блестящими. Наверное, ей трудно об этом говорить, но хочется, чтобы мы, её дети, помнили человека, который ей очень дорог и близок.

Когда дед рассказывал о своем детстве, он был твёрдо убеждён, что детство — время великих открытий. Время постижения человеком необычных тайн. Когда в руки ему попадался какой-нибудь механизм, он тащил его на чердак, там рассматривал его. Ему было очень интересно узнать, как работает этот механизм. Ему стыдно было за пустое времяпровождение за домом: ведь у всех столько работы по хозяйству. Уже тогда было понятна его страсть к математике. Семья жила небогато, но очень дружно.

Но наступила война. Дедушка тогда учился в 9 классе. В 1943 году он был призван в ряды Советской Армии.

Моя мама всегда утверждала, что дедушка часто повторял, что некоторые люди высказывали разные мнения и суждения о значении победы в Великой Отечественной войне. Он говорил, что Чингисхан превращал в пепелище целые города и страны, он говорил о том, что был вырублен на корню не один народ. Жестокость его была безграничной, и никто не знал пощады: ни дети, ни старики, ни женщины. Лишь умелым он даровал жизнь и то до тех пор, пока в них была нужда. Но как только они переставали представлять для Чингисхана пользу — он их истреблял. Точно также поступали и фашисты. И дедушка всегда говорил, что если бы люди разных национальностей не встали на защиту своей страны, то ни о каком сохранении культуры, быта и традиций не могло быть и речи.

Вот как аташка вспоминал о своих первых минутах на фронте. Первое его боевое крещение состоялось на I Украинском фронте. Формирование, в котором оказался мой дедушка, в спешном порядке преодолевало за сутки сто и более километров пешком (а мы ленимся пробежать в школе кросс достойно). Спали практически стоя, а ведь были совсем юными; ослабевших солдат пристраивали на идущей рядом технике. «Так мы шли, не нарушая маскировки, но вдруг над нами зависла немецкая «Рама» (это самолёт — разведчик). И буквально через несколько мгновений в небе появились сверкающие точки, как огни от фейерверка — то красные, то зеленые, они не стояли неподвижно, но медленно и безостановочно плыли, прокладывая свой путь среди гаснущих ночных звёзд. Вместе с их появлением донесся рокот моторов. Это были самолеты, и было их 33. С завидной точностью и периодичностью послышались яростные вспышки взрывов, к небу вздымались черные столбы земли, от взрывов бомб не стало видно белого света. Нас охватил жуткий страх от воя и разрывов бомб, гула моторов. Было очень много потерь, много раненых и убитых. Мы, новобранцы, не знавшие, что такое война, вбивались в выбоины, прятались в оврагах и близлежащих лесах, но они и там нас доставали. Эта была наша первая встреча с войной, наше боевое крещение.

Перед первым нашим боем комбат нам сказал: «Дети мои, вам будет страшно только в первом бою, потом привыкните». Так оно и было. А когда на помощь нам, пехотинцам, пришла наша авиация, мы совсем еще мальчики, воспрянули духом. Но никогда нам на войне не было легко».

Дедушка не раз рассказывал об этом маме, а мама рассказывала нам, своим детям. И мне становилось страшно за дедушку. Как он такой молодой смог вынести все эти испытания, выпавшие на его долю, не сломаться, не струсить. Ведь каждый день, который они прожили там, на войне был подвигом. И мне, человеку, живущему в XXI веке, не знавшему горя и лишений, трудно даже представить, что пришлось пережить всем, кто был солдатом на фронтах войны.

Как хорошо, что аташка оставил после себя небольшие мемуары, которые я уже несколько раз перечитывала. Особенно меня потрясло форсирование Днепра. «Бригада, в которой находился я, двигалась по направлению станции Пятихатка, должна была перейти реку. Однако переправа переходила из одних рук в другие. Я, как сейчас помню, эту страшную картинку: на острове горели кусты, которые загодя облили фашисты с самолётов горючей смесью, мечущихся в панике людей расстреливали их пулемётов, глушили минами, река густела от человеческих тел, кроме того, через какие-то минуты появились немецкие самолёты, начавшие свою смертоносную работу... Старые и молодые, совсем ещё зелёные, сознательные и несознательные, добровольцы и мобилизованные, люди разных национальностей — все они кричали одни и те же слова: «Мамочка, Господи!». А пулемёты секли и секли их. И хватаясь друг за друга, раненые и не тронутые пулями люди связками уходили под воду, река пенилась и бугрилась от их тел.

Но мне повезло. Смерь опять прошла мимо. Переправившись через Днепр, мы вели непрерывные бои. Сказать, что я был до конца удачливым, я не могу, в районе станции Пятихатка (дедушка запомнил эту дату, а это было 20 октября 1943 года, память у него была очень хорошая) я получил серьёзное ранение в ногу. В кукурузном поле, где мы залегли, разорвался снаряд. Осколком из моей ноги вырвало кусок мяса, и я был отправлен в госпиталь».

Это сейчас у нас первоклассные больницы, медицинские центры, новейшие оборудование. Дедушка рассказывал, что там была полная неразбериха. Мест практически не было. Лежачие были только те, кому оторвало ноги, осколком вспороло живот. И тогда начальник госпиталя отравился к раненым и предложил ходячим двигаться назад, за Днепр. Запаслись палками — костылями и двинулись в путь. За четыре дня прошли двадцать восемь километров. «В то время, помню, среди солдат поговаривали, что меня представили к награде — ордену Славы III степени. Да видно мы потеряли друг друга».

Свой боевой путь дедушка закончил в ноябре 1944 года согласно приказу командования.

193520d813bcf64a1d11592f06ae58c4.jpg

Дедушка в должности командира танковой роты по технической части прослужил до 20 мая 1956 года и был уволен из рядов армии по состоянию здоровья с заключением: годен к военной службе только в военное время (как хорошо, что оно больше не наступило).

Дедушка вернулся к мирному труду в возрасте 31 года.

Вот уже 7 лет нет с нами моего дедушки. Но память о нём будет жить долго. Ведь он воспитал пятерых детей и одиннадцать внуков.

В мирное время Насыр Смагулович свою жизнь отдал обучению и воспитанию подрастающего поколения, проработав 28 лет директором учебных заведений. Железнодорожная школа № 110 в Ерейментау, начатая им фактически с нуля, стала его любимым детищем. Все его силы были отданы воспитанию подрастающего поколения. Насыр Смагулович является почетным жителем г. Ерейментау.

Открывая семейный альбом, я вижу сдержанное выражение его сильного открытого лица, ясное, с твёрдой добринкой выражение глаз и говорю: «Спасибо тебе, дедушка, ведь именно ты, как и многие солдаты и офицеры, завоевал нам мир, счастье. А мы будем помнить тебя долго-долго и будем учиться у тебя любви к Родине».


Сейсембаева Айсулу,
ученица 10 класса школы-гимназии № 6 им. Абая Кунанбаева,
г. Степногорск, Акмолинская область


Становитесь участниками нашего фотопроекта «История одной фотографии», и мы опубликуем и вашу историю.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?