Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Мангистау – эпицентр политических интересов

1788
Мангистау – эпицентр политических интересов  - e-history.kz
Мангистау был вовлечен в мировой исторический процесс еще в древние времена

Соседство с цивилизациями Средней Азии, Восточного Туркестана, Китая, Индии, Ирана и с древнейшим центром индоевропейской культуры в Азии – бассейном Тарим с одной стороны и с крупнейшими центрами торговли со времен греческой цивилизации, такими как – Черное море, Кавказ, стремительно развивавшиеся государства локализованных вдоль реки Едиль, не могли не повлиять на экономическое развитие Мангыстау и Устюрт.

Из истории известно, что Древняя Византия и Таврида, Кавказ и Хазария, Волжская Булгария и Русское государство непрерывно вели торговлю с Хорезмом, Средней Азией, Китаем, Индией и странами Ближнего Востока. В книге арабского географа Аль-Истахри «Китаб месалик аль-мемалик», написанной примерно в 930-933 годы, упоминается о самом большом поселении Сиях-Кух («Черная гора», в персидских источниках называли полуостров Мангистау), через которое проходили торговые пути мусульманских стран и Хазарии. Аль-Истахри писал: "Я не знаю другого места, кроме разве Сиях-куха, в котором живет кто-нибудь. Здесь проживает племя из тюрков; они недавно поселились там из-за вражды, которая возникла между ними и гузами. Они удалились от них (гузов) и сделали его себе пристанищем; у них там источники и пастбища". Полуостров был похож на оазис, изобиловавший густыми лесами и родниками. Эти благоприятные условия и привлекли тюркские племена, которые вскоре поселились там навсегда. Промышляли они тем, что грабили торговые суда, которые сильными ветрами прибивало к берегу.

Два века спустя историк Мухаммед ибн Наджиб Бекран в своей книге «Джехан-наме», посвященной Хорезмшаху Текешу, написал о том, что у тюрков, населявших Мангистау, был свой хан. Ибн Наджиб Бекран пишет: "Мангышлак – племя из тюрков, которое по причине вражды, возникшей между ними и гузами, ушло из своих мест и попало в пределы Сиях-куха, находившегося вблизи Абескунского залива. Здесь они нашли источники с водой и пастбища и обосновались в этих краях. Их называют людьми Мангышлака, а их правителя зовут ханом". Таким образом, в письменных источниках IX-X веков впервые появляется упоминание о полуострове Мангистау.

425e89a1a27bfd20ddce68b5e5dd33a8.JPG


Историк ибн аль Асир (1160-1234) в книге «Ал камил фи-т-тарих» поведал о том, что Отец Текеша – Атсыз во время похода взял крепость Мангышлак. Атсыз подчинил Мангистау Хорезму. Персидский историк Якут, ушедший из жизни в начале ХІІІ века, приводил такие данные: «Мангышлак – это мощная крепость на самой западной границе Хорезма, граничащая с Саксином и Хорезмом». Во время похода Атсыза в Мангистау, правитель Мерва Санжар выразил свое недовольство тем, что Атсыз разрушил целостность мусульманского мира, посягнув на северные крепости, убивал мусульман. Арабский поэт, который жил в Хорезме, хвалебно воспел жестокость завоевателя по отношению к жителям Мангистау, не пожелавших преклонить колени. Перед глазами предстает явная картина, когда поход Атсыза стал громким и значимым политическим событием тех лет.

Опираясь на эти данные, академик В.В. Бартольд пришел к заключению, что Мангистау обратился в важный торговый пункт в начале ХІІ века. А известный востоковед, археолог П.С. Савельев в своих трудах доказывал, что Мангыстау был важной точкой в сотрудничестве между Хорезмом и городом Итиль и памятники той эпохи – дворцы и крепости еще долгое время оставались нетронутыми.

Восточный ученый Масуди в труде «Китаб эт–Тенбиг» описал, как хорезмские суда, нагруженные всевозможным товаром, направлялись по Волге в город Итиль. Из вышесказанного выходит, что, Мангистау стал центром торговли намного раньше, потому что столица Хазарии была переведена в Итиль в VIII веке, в 764 году, когда хазарское войско под предводительством Раса–Тарана (Ас-Тархан) взяли город Тбилиси. В образовавшийся Хазарско-Хорезмский союз вошел и Мангистауский регион.

Хазария была сильнейшим государством, игравшим значительную роль в политической жизни Евразии. Торговля велась с Византией, Арабским Халифатом, странами Средней Азии. Влияние этой страны распространялось на города вдоль рек Волга, Дон, и по Северному Кавказу.

В конце VIII века политическая сила Хазарии стала слабеть. Решающую роль в этом сыграла смерть последнего кагана–язычника в 790 году и восхождение на престол его сына Обадии, который исповедовал иудаизм. Евреи Восточного Кавказа, Ирана и Крыма стали стекаться в Хазарию. В городе для них открылась синагога, среди населения началась пропаганда 24-х священных книг иудеев. Обадии удалось избавиться от давления Византийской империи и Арабского халифата, от религиозного влияния язычества в своей стране и на основе распространения новой идеологии объединить слабеющее государство. Однако новая религия вместо сплочения пробудила острые разногласия среди народа. Региональная элита не могла смириться с итильской аристократией, которые приняли иудаизм вслед за каганом. Народ поднял бунт. Крым отделил свои границы и вошел в состав Византии. С востока в земли каганата стали вторгаться орды кочевых венгров и печенегов. Арабы называли венгров баджгардами – башкирами. Они обосновались на северных берегах черного моря. Недовольный правлением кагана народ стал примыкать к венграм. Между венграми и хазарами то и дело возникали распри. Население северной Хазарии подвергалось насилию со стороны племени печенегов. По следам венгров печенеги проникли в Хазарию. Хазары, в свою очередь, создали союз с огузами и смогли прогнать печенегов прочь из родной земли. Оставшиеся без земли печенеги отправились в поход и отняли земли венгров между Византией и дунайскими болгарами, где на тот момент оставались только женщины и дети. На своей настоящей территории венгры обосновались в Х веке.

Не смотря на все события ситуация в Хазарии все равно не улучшилась. С одной стороны, их притесняли русские, которые хотели выйти в Хорезм, Каспий и Черное море, с другой – стремившиеся расширить свои пастбища огузы. Святослав создал союз с огузами.

В такой критический момент Хазарский каган был вынужден просить помощи у Хорезма. Историки Востока ибн Мискавейх и ибн Аль-Аср писали о том, что, подвергшись нападению кочевых тюркских племен, Хазария отправила в Хорезм своего посла.

В исследованиях ибн Хаукаля говорится, что посольство вышло из полуострова Мангистау. В записях летописцев того времени говорится: «В 6473 (965) году Святослав вышел в поход против хазаров. Войско хазаров возглавил сам каган. В этом сражении Святослав одержал победу и занял города Белой Вежи. Поражение потерпели также ясы и касоги»

Вот, что писал об этом сражении ибн Хаукаль: «Русские разгромили хазаров и отобрали все земли и имущество хазар, болгар и буртасов. Итильцы, лишившись насиженных мест, скитаясь, нашли пристанище на острове Баб-аль-Аб-ваб. Некоторые из них поселились на острове Сиях-Кук (полуостров Мангыстау)». Это означает, что в Х веке при союзе русских и огузов, Мангыстау оставался землей Хазарско-Хорезмского союза. В 70-х годах Х века хазары вернулись на Волгу. По словам Мукаддеси, «К тому времени жители Итиля уже были не иудеями, а мусульманами». Перед обратившимся за помощью хазарами, Хорезм выдвинул условие о принятии ислама. Вместе с простым народом принять ислам вынужден был и сам каган.

В те сложные времена полуострову Мангистау была отведена важная роль в сложных взаимоотношениях в Хазарско-Хорезмском союзе.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?