Известный ученый-тюрколог Л. Н. Гумилев говорил: «Люди разных народностей отличаются не только своей жизнедеятельностью, но и отношением к покойным».
Мы – казахи оказываем умершим особое уважение, перед захоронением омываем тело. Это очень древний ритуал. «Пока покойные не будут довольны, живые не разбогатеют», - так звучит часто произносимая поговорка.
В знак уважения мы посвящаем им суры из Корана, строим мавзолеи. Храбрые батыры и великие правители – ханы, мудрые би и певцы и поэты – все исторические личности покоятся в могилах, над которыми возведены мавзолеи и купола. Пример этому некрополь Абат-Байтак.
Архитектурное строение Абат-Байтак — это погребально-культовый комплекс в Западном Казахстане, расположенный в 12-ти км к югу от посёлка Талдысай Хобдинского района Актюбинской области. Мавзолей был построен в конце XIV - начале XV веков. На каменных стелах на арабском языке написаны имена людей, их краткие биографии, обозначены родовые метки.
Погребально-культовый комплекс относится к шатровым двух купольным архитектурным строениям. В нем выражены облик великолепного века с неразгаданной историей, вся красота степной культуры. Некрополь имеет четырехугольную форму с коническим куполом. Мавзолей сложен из жжёного кирпича, во внутренних слоях кладки применён слоеный кирпич.
Архитектурный стиль некрополя Абат-Байтак напоминает мавзолеи Хорезма и памятники конца ХІІ и начала XVI веков Арслан, Текеш, Кок-Кесене, Кесене», – так написано в справочнике Казахской национальной энциклопедии.
По данным, которые были взяты из той же энциклопедии, известно, что мавзолей Абат-Байтак установлен в честь похороненного там батыра – сына знаменитого жырау Асана кайгы.
По легенде Абат батыр, сражаясь с врагами, погиб в долине Бескопа. После смерти батыра за очень короткое время население построило на месте его гибели мавзолей. В связи с этим к названию добавился эпитет «Байтак» («всенародный»). Однако архитектурный стиль строения свойственен мавзолеям ханских потомков.
Первые упоминания ученых о мавзолее Абат-Байтак относятся к XVIII веку и принадлежат подпоручику и инженеру Ригельману. В его материалах, а также в материалах историка П. И. Рычкова мавзолей именуется «Байтан».
В 70-е годы ХХ столетия историк М. Мендикулов проводил исследовательские работы. В 1979-1980 годы экспедиция объединения «Казреставрация» при Министерстве культуры Казахской ССР, которой руководил Серик Ажигалиев, провела исследования и взялась за ремонтно-восстановительные работы.
В 2007 году мавзолей Абат-Байтак прошел реставрацию по программе «Культурное наследие» и был взят под защиту государства.
Подготовил: Алтынбек КУМЫРЗАКУЛЫ