Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Происхождение и статус «Ақ сүйек» у казахов

9002
Происхождение и статус «Ақ сүйек» у казахов - e-history.kz
«Ақ сүйек» («белая кость») делилась на два сословия: торе и ходжа

Казахское общество в прошлом четко делилось на «ақ сүйек» («белую кость») и три жуза. Эти группы существенно отличались друг от друга в статусно-правовом, политическом, социокультурном и функциональном отношениях. Белая кость занимала самое высокое положение и была социально изолирована: ее пополняли лишь в силу происхождения, а не благодаря каким-то личным достоинствам и заслугам. 

Первая социальная группа «ақ сүйек» («белая кость») представляла собой закрытую привилегированную группу людей. В силу ее особого династического происхождения, они были сословно замкнуты и изолированны от генеалогической структуры трех жузов. В свою очередь, аристократическая белая кость делилась на два сословия: торе и ходжа. Их представители приобретали высокий социальный статус и вместе с ним все особые права, потомственно принадлежащие этой сословно-кастовой группе, по праву рождения независимо от своего экономического положения и личных интеллектуальных, физических и нравственных качеств. 

ақсүйек, белая кость,

Торе представляли собою основу белой кости. Они являлись потомками Чингиз-хана, сына его Джучи. Торе играли верховенствующую роль в политике, экономической и общественной жизни. Из числа торе избирался хан, наделенный верховной властью и руководивший казахским обществом. Хан правил всеми племенами и родами в своем ханстве. Кроме хана, в число торе входили султаны, выдвигавшие его наверх из своих рядов. В отличие от верховного правителя — хана, просто правитель — султан правил несколькими племенами и родами. При необходимости тот или иной султан передвигался ступенью выше и, будучи поднятым на белой кошме знатными людьми из большинства племен и родов, признавался ханом. Служилые люди — толенгуты послушно и беспрекословно исполняли все повеления высших аристократов как в обыденное, мирное время, так и на войне. 

джуз, жуз, торе, кожа, ходжа

Другое элитное сословие казахского общества — ходжи являлись высшими служителями мусульманского культа. Считалось, что ходжи ведут свое происхождение от Пророка Магомета или правильно — Мухаммеда. Как и торе, ходжи находились на самом верху общества, пользуясь большими наследственными привилегиями и активно воздействуя на духовную жизнь степняков. Правда, политическое влияние ходжей было не столь велико, как у торе. Это вытекало, видимо, из того, что Ислам не пустил глубоких корней в казахской среде. Во всяком случае, так принято считать. 

В отличие от «ақ сүйек» («белая кость»), остальные три жуза не обладали наследственными привилегиями. Принадлежность к ним была доступна любому человеку на основе принципа меритократии и имущественного положения. К элите трех жузов относились сословия родоплеменных вождей — батыров, народных судей-биев и клановых лидеров локального уровня (аулов, родов и их подразделений, племен) — старшин или аксакалов. Основная же часть казахского общества, определяемая как свободные общинники, никак не разделялись по сословным признакам, что отличало ее от господствующей элиты казахов.

Благодарим Национальную академическую библиотеку Республики Казахстан в предоставлении архивных материалов.

Фотографии взяты из книги «Казахские ханы и их потомки». Кокшетау, 2013 год.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?