Занимаясь редакторской работой, мне доводилось иметь дело с некоторыми материалами, касающимися истории появления на территории современного Казахстана переселенцев из регионов, относящихся в настоящее время к территории Украины.
Однако и эти материалы, и те исследования, с которыми удавалось знакомиться, пока, к сожалению, не дают сколько-нибудь полного и систематического описания истории переселений украинцев в Казахстан. Следует подчеркнуть, что это общая «беда» состояния исследований по так называемой Восточной украинской диаспоре, пространство расселения которой простирается на восток от исконно украинских земель.
Малоизученность истории переселений украинцев на восток достаточно резко отличается от разработанности этой темы по диаспоре Западной, по которой к настоящему времени накоплено довольно много основательных и фундаментальных научных работ, о чем отзываются ряд исследователей [1; 2; 3]. Правда в последние полтора-два десятилетия внимание к истории расселения украинцев на восток от материковой Украины приобрело новый импульс, что может быть объяснено, по крайней мере, двумя объективными причинами.
Во-первых, с провозглашением независимости Украины возникла потребность в объективном пересмотре истории украинского государства как такового, а во-вторых, суверенизация постсоветских стран и процессы демократизации в них дали толчок пробуждению национального самосознания проживающих там украинцев, созданию украинских этнокультурных объединений и как следствие — к проявлению интереса к своей истории.
В этом плане очень интересны при всей своей малоизученности сведения об украинских поселенцах в Казахстане. Так единичные поселения выходцев из Украины на территории современного Казахстана имели место еще в ХV-ХVІ столетиях, когда отдельные землепроходцы начинали осваивать пространства Зауралья, Сибири, Северного и Восточного Казахстана, а также Дальнего Востока. Вместе с тем, уже в ХVІІ — начале ХVІІІ вв. наблюдается расширение сферы влияния Российской империи, ее постепенное продвижение вглубь казахских степей — по долинам рек Урал, Тобол, Илек, Есиль (Ишим), Иртыш.
Именно эти территории были использованы по указу Екатерины II для ссылки сюда участников народно-освободительного восстания 1768 года [2, с. 261–262; 5, с. 5], известного в истории как «коліївщина» (от слова «колья», которые были основным оружием повстанцев). Сюда же была выслана и часть запорожских казаков после падения «Запорожской Сечи» в 1775 г. Эти первые массовые переселения, относящиеся ко второй половине ХVІІІ века, имели насильственный — депортационный — характер.
К сожалению, установить точное количество выходцев из Украины среди этих категорий насильственных переселенцев и проследить их дальнейшую судьбу без детального изучения архивных материалов до ХІХ века практически невозможно. В ХІХ веке переселения в казахские степи выходцев из Украины были связаны с реализацией царским правительством политики военно-казачьей колонизации территории Казахстана, проводившейся с 20-х годов ХІХ века вплоть до революции 1917 года.
Нет оснований считать масштабным переселенческий процесс из Украины в Казахстан в первой половине XIX века, а вот во второй его половине, с отменой крепостного права в Российской империи (1861 г.) и особенно с открытием Сибирской железной дороги (1894 г.), переселенческий поток с украинских земель на земли казахские заметно усилился. Основу его составляли выходцы из Полтавской, Харьковской, Екатеринославской, Таврической, Киевской, Херсонской, Черниговской губерний [7; с. 9].
Переселенцы оседали в основном на территории нынешних Акмолинской, Костанайской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей. Интересно отметить, что наибольший прирост переселенцев за всю историю переселений украинцев в Казахстан относится к рубежу XIX и XX веков — времени первой русской революции и последовавшей затем Столыпинской реформы [2; 6; 7; 8]. Именно в этот период и был заложен фундамент украинской диаспоры в Казахстане.
Ряд исследователей считает, что примерно с этого времени переселенческое движение украинского населения (в основном сельского) с украинских земель на восток — в Сибирь, Казахстан, Дальний Восток — можно условно поделить на несколько «переселенческих волн, следующих одна за другой».
Правда не всегда убедительными выглядят концепции относительно количества этих «волн», их продолжительности и характера переселений. Так, например, А. Пономарев считает, что «в восточном направлении выделяются три основные волны миграции» [6] украинцев. А именно:
Первая волна — это конец XІХ века;
Вторая волна — начало ХХ века (от Столыпинской реформы и до революции 1917 г.);
Третья волна, как ни странно, выпадает уже на 50-60-е годы ХХ века (освоение Целины).
Думается, такое деление слишком схематично и не отражает реальной картины переселений уже хотя бы потому, что из такой периодизации выпадают целые пласты переселенческого процесса 20-х — начала 30-х годов, репрессивные и депортационные переселения конца 1930-х гг., военные эвакуационные переселения 1941—1942 гг. и вновь депортационные переселения послевоенного периода вплоть до начала 1950-х годов.
Вместе с тем следует иметь ввиду, что весь сложный процесс переселенческого движения с украинских земель на восток, в том числе и в Казахстан, а речь идет в основном о XІХ-XX столетиях, был разноплановым по хронологии, количественным характеристикам переселенцев, их социальному статусу и другим особенностям. Кроме того, переселения в Казахстан необходимо рассматривать в контексте с общим переселенческим движением из Украины в Сибирь и далее — на Восток.
В настоящей статье хотелось бы, пусть и в схематичном виде, представить общую картину переселенческих «волн» выходцев из Украины в Казахстан. Итак, если говорить о «волнах» переселений украинцев в Казахстан, то первую из них следует отнести к концу XІХ века. Толчком для нее послужили по крайней мере два явления, обусловивших активное переселенческое движение.
Так, первое из них — внедрение царским правительством после отмены крепостного права соответствующих нормативных документов, которыми стали, в частности, «Временные правила в переселении крестьян на свободные казенные земли» (1881 г.), а также Закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и порядке переселения лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время» (1889 г.) [4]. Второе — имевшее большое практическое значение — открытие Сибирской железной дороги в 1894 г.
Следующей, «перехлестнувшей» первую, стала мощнейшая «волна» переселений, связанная с проводимой в царской России Столыпинской аграрной реформой (1906–1917). Об интенсивности этих «волн» красноречиво говорят цифры статистики: так, согласно Первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897), на территории Казахстана к концу XІХ века проживало 86,7 тыс. украинцев [7] (по другим данным — 93,2 или 93,4 тыс.), а к 1917 г. количество переселенцев возросло в 8 раз (!) и составило более 700 тыс. чел.
При этом удельный вес украинцев в общем населении Казахстана вырос с 1,9% в 1897 г. до 10,5% в 1917. — т. е. в 5 раз. Согласно Всесоюзной переписи населения 1926 года, украинское население в Казахстане возросло еще на 150 тысяч жителей и составило 860,201 чел. При этом украинцы составляли большинство населения северных регионов Казахстана на территории протяжностью около 2 тыс. километров к югу от Оренбурга. При этом было зафиксировано также, что интенсивность переселений в годы революции и гражданской войны 1917—1921 гг. шла на убыль.
Следующая мощная «волна» переселений в истории украинцев Казахстана носила репрессивно-депортационный характер. Так, в период насильственной коллективизации крестьянских хозяйств и «ликвидации кулачества как класса» с 1928 г. из Украины было выслано около миллиона лиц, среди которых с ярлыком «врагов народа» были не только так называемые кулаки, но и середняки, а также много интеллигенции. При этом значительная их часть была направлена в Казахстан.
Своего апогея эта «волна» достигла в конце 1930-х годов, когда общая численность населения Казахстана пополнялась спецпереселенцами разных народов, в том числе и репрессированными украинцами и депортированными членами их семей после насильственного присоединения Западной Украины к Советскому Союзу в 1939 г.
Еще одной «волной» массового переселения украинцев следует считать военные эвакуационные переселения в первые годы Великой Отечественной войны. В 1941 г. из Украины было эвакуировано немало заводов и десятки тысяч специалистов. Многие из них остались в Казахстане на постоянное проживание. На протяжении 1941—1942 гг. из Украины в Казахстан были эвакуированы 52 детских дома. Часть детей была передана на патронирование и усыновление, других трудоустроили в колхозах, совхозах, на промышленных предприятиях.
Следует отметить, что рецидив репрессивной «волны» переселений повторился в конце войны и первые послевоенные годы, когда лагеря и спецпоселения Караганды, Джезказгана, Акмолы вновь стали пополняться бывшими военнопленными, побывавшими в фашистском плену, а также узниками-украинцами, участвовавшими в повстанческих соединениях ОУН-УПА, боровшихся как с фашистскими оккупантами, так и с советским сталинским режимом. Так, например, в январе 1953 г. на спецпоселении в Карагандинской области находилось 7,9 тыс. украинцев.
Новая волна переселений украинцев в Казахстан была связана уже с мирным трудом — освоением целинных и залежных земель (с 1954 года). Уже в первые целинные годы в Казахстан прибыло свыше 300 тыс. в основном молодых людей. Причем прибывали они практически из всех регионов Украины, как правило, по комсомольским путевкам и оргнаборам.
Посланцы Украины до конца 1950-х годов организовали здесь 54 совхоза, названия которых говорили сами за себя: «Киевський», «Харковський», «Полтавский», «Херсонський» и мн. др.
Целина стала этапной страницей в истории украинской диаспоры в Казахстане, придав мощный импульс ее развитию. Следует также подчеркнуть, что во многом благодаря переселенцам-целинникам украинская диаспора Казахстана сохраняет свои национальные черты. Следует добавить, что целинная «волна» переселений продолжалась до конца 1960-х годов, после чего, согласно данным статистики, в 70-80-х годах ХХ века наступил период стабилизации в переселенческом движении из Украины, а в конце 80-х — начале 90-х годов количество проживающих в Казахстане украинцев пошло на убыль.
Динамика численности украинского населения в Казахстане, по статистическим данным в этот период, выглядит так [10, с. 71]:
1989 г. — 896240 чел.,
1990 г. — 893780 чел.,
1992 г. — 889759 чел.,
1993 г. — 875434 чел.,
1995 г. — 820871 чел.,
1996 г. — 797716 чел.,
1999 г. — 547054 чел.,
2006 г. — 444700 чел.
А по итогам переписи населения в Республике Казахстан за 2009 г. численность украинцев, проживающих на территории РК, составила 333,2 тыс. человек или 2,1% от всего населения Казахстана. Таким образом, численность украинцев за 10 лет — с момента проведения предыдущей переписи 1999 г. — уменьшилась в целом на 39,1%.
Процесс активного количественного уменьшения представителей украинского этноса на территории Казахстана, очевидно, следует увязывать в первую очередь с двумя главными факторами — миграционными и ассимилятивными процессами. Вместе с тем, наряду с уменьшением количества проживающих в Казахстане украинцев, с распадом СССР и образованием на его пространствах новых независимых государств, в Республике Казахстан возникают украинские этнокультурные организации, у членов которых усиливается интерес к украинскому языку, культуре, традициям.
Заметим также, что сегодня происходит активный процесс национально-культурного возрождения представителей украинского этноса, которое опирается на положение Конституции Республики Казахстан относительно свободного развития культур этносов страны. В настоящее время в Республике Казахстан действуют уже 26 официально зарегистрированных государственными органами РК украинских этнокультурных объединений. Наиболее активные из них действуют в столице Казахстана Астане, областных центрах Павлодаре, Костанае, Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Актюбинске, Актау, а также в районных центрах.
Таким образом, культуру и традиции своего народа в казахских степях бережно хранят уже потомки украинских переселенцев.
Источники:
1. Енциклопедія української діяспори, в 7 т. — К., 1995–1998.
2. Трощинський В.П., Шевченко А. А. Українці в світі. Том 15. — К., 1999.
3. Євтух В., Трощинський В., Попок А. Закордонне українство. — К., 2005.
4. Очерки истории Казахстана. — Сб.: Алма-Ата, 1980.
5. Макаренко А. Ф. Украинцы. — Алматы, 1998.
6. Сергійчук В. «Українізація Росії». Політичне ошуканство українців російською більшовицькою владою в 1923–1932 роках. — К., 2000.
7. Пономарьов А. Українська етнографія http://etno.uaweb.org/book2/index.html (Лекція 13)
8. АлексенкоА.Н., Алексеенко Н.В.,Козыбаев М.К., Романов Ю. И. Этносы Казахстана. — Астана, 2001.
9. http://ukreurotrans.com.ua
10. Мазука Л. И. Закордонне українство в Казахстані: історія та сучасність. (До року України в Казахстані) //Стратегічні пріоритети. — 2008. — № 3(8).
Статьи по теме: