Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Культурная прогулка: мавзолей М.-Ж. Копеева

3353
Культурная прогулка: мавзолей М.-Ж. Копеева - e-history.kz
Машхур Жусуп Копеев (1858-1931) – поэт, этнограф, просветитель, один из ярких представителей казахского народа, был родом из Баянаульского района. На следующий год будет 160-летний юбилей акына

Сегодня, в условиях реализации программы «Сакральный Казахстан», имя этого человека достойно занять свое место в Сакральной карте Казахстана. Его жизнь окутана легендами. Он был теологом, религиозным философом, провидцем. Обладая уникальным даром Машхур Жусуп знал дату своей смерти. За год до смерти он собрал своих родных и близких, дал им поручения, где строить мазар, какой планировки он должен быть, как должны быть расположены комнаты и т.д. самое главное, его тело не должно быть предано земле, а через 20 лет оно останется нетленным. Когда советские власти в 50-х годах снесли старый мазар, всем на удивление, тело провидца сохранилось не тленным.

К 150-летию Копеева в ноябре 2006 года был открыт комплекс. При строительстве куполообразного здания строители столкнулись с трудностями. Несмотря на то, что здание было построено, во время дождей купол всегда пропускал воду, и это создавало родственникам и служителям массу хлопот, надо было чистить, устранять последствия потопа, ежегодно белить стены и потолки и т.д. Несколько лет назад это здание немного изменилось. Был сделан ремонт и мавзолей одели в голубые купола и все предыдущие проблемы таким образом были устранены.

Рядом с мавзолеем видны могилы. Там покоятся ровесники, земляки М.-Ж. Копеева, люди, которые сопровождали его в жизни и деятельности. Здесь лежит Мухаммед-Шарапиден, младший сын Мухаммед-Фазыл, старшая сноха Акзейнеп, младшая сноха Нуриля-апай, а также внуки и правнуки, которые скончались позже. После открытия мавзолея существовало опасение, что люди, сильные мира сего, захотят хоронить здесь своих родственников. К счастью, этого не случилось, земля и мавзолей сохранились в первозданном виде.

Перед посещением мавзолея паломникам надо совершить обряд омовения (дарет алу), это обязательное требование перед подъемом в мавзолей. В давние времена, когда люди шли в святые места, они обязательно совершали омовение перед дальней дорогой.

Мавзолей находится на вершине, к нему ведет лестница. Она состоит из шести пролетов и ровно 73 ступени лестницы символизируют годы жизни Машхур Жусупа Копеева.

За всем комплексом следят родственники, потомки теолога, в частности, ширакшы Кажыман-ага, родной внук Машхур Жусупа Копеева, сын Мухаммед-Фазыла. Для всех поломников он читает молитву.

Рядом с мавзолеем находится музей Машхур Жусупа Копеева, в котором представлены уникальные вещи, которыми пользовался сам философ.

Например, большой красивый ковер, в который он был завернут при погребении. Брюки, размеры которых доказывают, что Машхур Жусуп был человеком крупного телосложения. 

Дорожный коржын, который Машхур Жусуп всегда брал с собой в дорогу. Пояс очень вместительный, в нем могут поместиться и дорожные вещи, и пули для охоты, и другие мелочи. 

Уникальный самовар был приобретен на ярмарке. Сохранились также его часы, книги, чайник, пиалы и многое другое. 

Несмотря на деятельность данного комплекса и множество посетителей, по словам шыракшы, есть проблема, которая требует решения в ближайшее время. Музей находится на первом этаже гостиницы и помещение не приспособлено для содержания музейных экспонатов. Наверху проживают постояльцы, рядом находится столовая. В таких условиях невозможно держать экспонаты музея.

В рамках реализации программы «Сакральный Казахстан» хранители надеются на то, что местные власти помогут в решении этой проблемы в ближайшее время.

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?