Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Бейс хазрет

3070
Бейс хазрет  - e-history.kz
Вышла в свет книга молодого историка Шынгыса Оразалы «Бейіс қазірет». Исследователь в течении 3-х лет собирал материал о крупном религиозном и политическом деятеле казахского народа

Бейс Тактенулы (1849-1917) - один из ярких личностей нового времени, известный просветитель, духовный наставник казахского народа. Уроженец Баянаула Павлодарской области, он учился в медресе Кокилташ г.Ташкента. После окончания медресе в 1865 году продолжил учебу в медресе Кокилташ Бухары. Затем, по приглашению директора медресе Махмудия, одной из самых известных мусульманских школ Медины, он приехал и продолжил свое обучение. 16 лет Бейс посвятил учебе в Мекке и Медине.

Находясь вдали от родины, он всячески поддерживал родичей в святых местах. Кунанбай кажи, совершая хадж в святые места, построил гостиный дом для паломников-казахов, управляющим гостиного дома был Бейс хазрет. Согласно архивным материалам, гостиный дом находился в районе медресе Хамидия, около Мекки, в 2-х верстах от Каабы. К сожалению, этот дом и медресе не сохранились.

Вид города Мекки. Конец XIX века

В 1891 году, узнав, что его народ бедствует и подвергается религиозным притеснениям, Бейс хазрет вернулся на родину. Он работал в Оренбурге в медресе Хусаиния Духовного собрания мусульман по приглашению муфтия Султанова.

В 1892 году по приказу российского императора в Кокчетавские и Акмолинские земли был направлен архиерей для усиления миссионерской деятельности (об этом мы писали на нашем портале в материале Принуждение к ... православию). Чтобы привлечь казахов в христианскую веру православная церковь (РПЦ) для этого даже перевела Библию на казахский язык. Эти события заставили Бейс хазрета переехать в Атбасар, где в 1897 году он открыл медресе, пытаясь всеми силами защитить и сохранить национальные и религиозные традиции народа.

Автор книги, молодой исследователь Оразалы Шынгыс

В начале ХХ века Бейс хазрет вел активную переписку с светскими и религиозными лидерами Османской империи. В 1903 году Бейс хазрет и Науан хазрет написали письмо султану Османской империи Абдулхамиду II с просьбой о помощи в борьбе против религиозной политики РПЦ в отношении крещения казахов. Турецкий султан отправил большую делегацию, которая оказала мусульманам степного края всяческую помощь: были переведены книги по исламу, организовано обучение людей, были открыты новые медресе. Автор книги, Ш. Оразалы, нашел потомков делегации турецкого султана. Среди них Найзабек имам – имам Таврического района Омской области – один из потомков Габдуллы, члена делегации, прибывшей в казахские степи по приказу последнего турецкого султана.

В 1905 году Бейс хазрет принял участие во Всероссийском мусульманском съезде, который проходил в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Официальным делегатом съезда от казахов был Шаймерден Косшыгулов.

За свою активную гражданскую позицию Бейс хазрет был включен российской «охранкой» в список «неблагонадежных лиц» края.

Бейс хазрет прекрасно владел русским, турецким, арабским, персидским, чагатайским языками. При нем были построены десятки мечетей и медресе.

В 1917 году Бейс хазрет умер и был похоронен в Атбасарском районе.

О нем сохранились многочисленные письменные источники в архивах городов Казань, Уфа и Ташкент. Около 600 документов о Бейс хазрете сейчас находятся в процессе перевода, проходят согласование с Министерством по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан.

В ноябре 2017 года планируется выпуск энциклопедии, в которой будут показаны все документы в переводе.

 

Участники презентации книги

Автор книги выразил благодарность руководству Уфимского государственного архива, Казанского государственного архива, Председателю диаспоры казахов Турции.

В презентации книги приняли участие автор Государственного герба РК Жандарбек Малибеков, директор Института истории и этнологии им. Валиханова профессор Зиябек Кабульдинов, профессор Евразийского национального университета имени Л. Гумилева, д.ф.н. Серик Негимов, общественный деятель и потомок Кунанбая кажы Сиязбек Мукушев, Наиб-муфтий ДУМК Наурызбай Таганулы, краевед, поэт и писатель Тортай Садуакас, молодой поэт и ученый Каирбек Кеменгер и многие другие. Были представлены и зарубежные гости из Узбекистана и России, различных городов Казахстана (Павлодар, Алматы, Атбасар и т.д.).

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?