Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

КУЛЬТУРНАЯ ПРОГУЛКА: МУЗЕЙ КИПЧАКОВ В КАРЦАГЕ СО 110-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ

2771
КУЛЬТУРНАЯ ПРОГУЛКА: МУЗЕЙ КИПЧАКОВ В КАРЦАГЕ СО 110-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ  - e-history.kz
После праздника Дня Независимости в декабре мне довелось поехать в Венгрию. Это было хорошей возможностью собрать некоторые материалы про европейских кипчаков

После того, как меня встретили сотрудники посольства, расположили в отеле, я побеседовал с сотрудником Академии наук в Будапеште и знатоком казахского языка Даутом Шомфай Карой. Затем мы взяли путь в город Карцаг. Отец Шомфая Кара, который является учеником известного ученого Коныра Мандоки, немец, а мать из рода кипчаков. По зову сердца он сегодня занимается исследованием шаманства у казахов.

В Карцаге – городе в медье Яс-Надькун Сольнок, расположенном в двухстах километрах от Будапешта и считающемся столицей венгерских кипчаков, проживают около 20 тысяч людей. Интересный факт – один из Европейских городов, ставшим городом-побратимом с городом Мерке в Жамбылской области является это самый Карцаг.

Карта переселения кипчаков в Европу

 

Иштван Коныр Мандоки, известный всему тюркскому миру родился в этом городе. Свою фамилию Мандоки он получил от названия местности «Мандыкты» вблизи Карцага.

Одна из самых красивых достопримечательностей города Карцага – памятник королю Беле IV и Котан хану. В 1239 году притесненные монгольскими захватчиками кипчаки переселились в страну мадьяров. Котан хан, возглавивший 40 тысяч, по некоторым сведениям, 60 тысяч людей, попросил разрешения у короля мадьяров разрешение на переселение. Король Бела радушно встретил кипчаков и выделил им земли.

Памятник королю Беле IV и Котан хану

Кипчаки, переселившись в Венгерское королевство стали частью его населения. Расположились они на равнинных местностях удобных для кочевого образа жизни. Они были приняты на службу венгерским королем и составили элиту его конного войска. Местные жители прозвали их «кунами». Живущие сегодня в Венгрии 100 тысяч кипчаков являются потомками тех самых «кунов». После прибытия кипчаков на эти земли на карте страны появились местности «Надькуншаг» – «Большая Кипчакия» және «Кишкуншаг» – «Малая Кипчакия». В течении нескольких веков кипчаки сохранили свою самобытность и язык.

 

А как пишет Иштван Мандоки Қоныр, кыпчакский язык сохранился до конца ХVІІ века. У входа в музей города Карцага установлен камень балбал (каменная скульптура). Такие памятники очень частот встречаются на кыпчакской земле. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что камни балбал высечены в виде мужчины c усами.

Копия камня балбал в музее

 

По словам научного сотрудника музея и PhD доктора Шандора Береша почти все здешние кыпчакские мужчины ставили усы. «У венгерских кипчаков был обычай «кровь за кровь», то есть они обязательно срубали головы своим врагам. Они ставили усы для того чтобы смотреться грозно, если им самим вдруг срубят головы», - говорит Шандор Береш.

 

 

Камень балбал и интерактивная доска, показывающая период переселения кипчаков 

 

Директор музея, который сопровождал нас, др. Молнар Надь Миклош хорошо владеет русским языком. Он ознакомил нас с работой музея имени Иштвана Дьорфи в Надькуншаге (Большая Кипчакия) и создал все условия. Можно сказать, что музей собрал все ценные материалы касательно кипчаков.

Неотъемлемой частью кочевников является юрта. Перейдя на оседлый образ жизни, кипчаки перестали пользоваться юртой. 

Копия саманного дома возле юрты тому доказательство.

Один из объектов Великой степи – курганы не забыты кипчаками. Уважаемых и почитаемых людей и здесь хоронили в курганах.

Пояс ХІІІ века 

 

На поясе кыпчакских батыров изображен лев. Согласно европейским традициям, у венгерских кипчаков был свой герб с изображением льва, который получил разрешение самого короля. Это было символом смелости и храбрости.

Венгерские кипчаки занимались и рыболовством, и охотой 

Но судя по времени изготовления этих предметов ремесла, можно сделать вывод, что они были сделаны уже после того, как они осели.

Кипчаки, жаждавшие к кочевому образу жизни, специально поставили эту веревку, дабы не забыть прошлое. Посетители если получалось, то завязывают веревку, а те, у кого это не получается просто обвивают ее.

Сундук, использованный кыпчакскими женщинами

 

Хозяйственные инструменты кыпчакских крестьян

 

Кухонные приборы кипчаков в Карцаге

 

Предметы обихода

 

А также во время фоторепортажа Председатель областного совета области Яс-Надькун-Солнок господин Шандор Ковач специально приехал в музей и дал эксклюзивное интервью порталу National Digital History of Kazakhstan. Этот интервью мы опубликуем в ближайшем будущем.

На фото: слева направо Шандор Ковач, Шандор Береш и Др.Молнар Надь 

 

Шандор Береш немного владеет казахским языком. Напоследок он дал наказание «понюхать полынь на казахской земле». Если мы не исполним этот наказ, превратившийся в мечту от Бейбарыса до Береша, это будет злоупотреблением доверенным нам делом.

Выехав из города Карцаг, мы направились в город Сегед. Мы собирались взять интервью у ученого этнографа Жаннет, живущей по кыпчакским традициям и у студентов, изучающих казахский язык.

Олжас БЕРКИНБАЕВ

Астана-Будапешт-Карцаг-Сегед-Будапешт-Астана

Фотографии сняты автором

Выражаем благодарность Посольству Республики Казахстан в Венгрии за оказанную помощь в подготовке статьи

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?