Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ЗАЧЕМ ДЖИГИТЫ ГЛОТАЛИ ТОБЫК (ЛОДЫЖКУ)?

1751
ЗАЧЕМ ДЖИГИТЫ ГЛОТАЛИ ТОБЫК (ЛОДЫЖКУ)? - e-history.kz
В народе было понятие, что лодыжка выйдет с того места, которое называет сам человек. Это желание загадывалась до того, как глотали лодыжку

У каждого народа есть самобытная культура, обычаи, национальный менталитет. Все эти традиции живут вместе с народом и передаются из поколения в поколение. Но не все выдерживают борьбу со временем. Если одни из них исчезают, другие обновляются и меняются. К таким древним традициям, которые сегодня забывается относится традиция «тобық жұту» («глотание лодыжки»). У казахов издревле существовал обычай «тобық жұту». Его обычно выполняли дети и юноши. Они в основном глотали лодыжку для высказывания гордости. Обмениваясь клятвами между собой, высказывая друг-другу наилучшие пожелания, они стремились быть лучшими. Иногда взрослые заставляли своих детей проглотить лодыжку. Посредством глотания лодыжек определяли будущее ребенка, формировали его мечты и стремления. Также, они загадывали самые сокровенные желания и верили, что они обязательно сбудутся. Ученый этнограф, системно исследовавший традиции казахского народа, Бикумар Камалашулы в своей книге «Традиции казахского народа» пишет, что «тобық жұту» - это древний обычай казахов, который выполнялся в целях исполнения желаний. У казахов есть поверье, что поглощенный тобык («лодыжка») выйдет с того места, которое загадали при глотании. Но мало кто видел, как появлялась лодыжка на том или ином месте.

По правилам, человек, проглотивший лодыжку должен был говорить: если буду я батыром – выходи из сердца, если буду я балуаном – выходи из локтя, если буду я оратором – выходи из горла, если буду я мастером – выходи из руки, если буду я быстроногим – выходи из ступни, если буду я счастливым – выходи из лба. В народе верили, что лодыжка вылезет именно из того места, которое загадал человек. Эти пожелания высказывались до того, как проглотить лодыжку. Главной целью этого обычая – придание детям надежды на будущее, устремить их к хорошему, светлому.

Для выполнения этого обычая выбирали лодыжку зайца. Потому что, она была маленького размера, без хрящей. Его удобно было и проглотить.  Среди четырех видов домашнего скота лодыжку верблюда вообще невозможно было проглотить. Но в некоторых источниках есть сведения, что были в народе батыры, которые рискнули проглотить лодыжку верблюда. Одним из них был – Назар (Кырыкканбас) батыр. 

Для перехода на статью о батыре, опубликованной на нашем сайте

Еще один из древних обычаев касательно лодыжки – «Тобық жасыру» («скрывание лодыжки»). Об этой традиции великий писатель И. Есеберлин говорил: «В казахской традиции обмен лодыжками является не только простой игрой между девушкой и джигитом, здесь кроется иная глубокая тайна, которую понимают только две молодые». Скрывание лодыжки – одна из игр, где обмениваются клятвами. Например, джигит и девушка обещают друг-другу подарить часы или дорогой ковер, если не смогут вовремя найти спрятанную лодыжку.  Через год или через пять лет, джигит, который должен вернуть лодыжку спрашивает того, у которого он спрятан. Если тот не находит его у себя – значит он проиграл. Согласно правилу игры, проигравший должен отдать ему обещанную вещь. Таких игр было очень много в древности. Игра воспитывает людей к аккуратности, внимательности и бережливости. Порой игра эта переходила в любовь между молодыми.  По словам известного журналиста Зангара Каримхана, его дед Каримхан затеял спор со своим другом Толеу, играя в игру «тобық жасыру». Аксакал Толеу после того, как загнал свыше двух тысяч овец в скотный двор, попросил Каримхана вернуть ему лодыжку. Тогда Каримхан отдал ему маленькую косточку, спрятанную под язык.

Все эти обычаи и традиции имеют под собой основу воспитания молодого поколения. Почему же нам сегодня не возродить такие древние обычаи, как «тобық жұту» и «тобық жасыру»,  и придать им особенности народной культуры. 

Алтынбек ХУМЫРЗАХУЛЫ

Перевод: Гульнур Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?