Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Реконструкция казахской зимовки

7370
Реконструкция казахской зимовки - e-history.kz

Одна из важнейших задач исторической реконструкции – сделать памятник археологии интересным и понятным для широкого круга. Теоретические основы графической реконструкции стационарного сооружения должны быть научно и методически обоснованными и опираться на аргументированные факты. 

Как и в любой современной науке, в археологической активно используются компьютерные технологии. Спектр их применения чрезвычайно широк — от таких универсальных программ, как офисные пакеты и системы управления финансами, до узкоспециализированных, предназначенных, например, для виртуальной реконструкции древних городов.

Одной из задач научной программы «Палеогеографический фактор в формировании культурогенеза Нура-Есильского междуречья: особенности домостроения и его эволюция» является создание визуального представления о важнейшей составляющей культурогенеза Казахстана – жилищах. Материалы реконструкции могут быть использованы в репрезентации способов строительства казахских жилищ, ее архитектурно-планировочных и конструктивных особенностей как объектов туризма и в культурно-образовательной деятельности.

Основой реконструкции является археологический источник, в нашем случае – материалы полевых исследований казахской зимовки Бозок II, расположенной в верховьях р. Есиль, на восточном берегу озера Бузыкты. Данный объект является историко-культурным памятником местного значения. В течение 2021-2022 гг. Бозокской комплексной археологической экспедицией проведены полевые исследования на зимовке.

В 2021 г. археологическими раскопками исследовались конструкции двух жилых домов. Работы проводились методом сплошного вскрытия, площадью 625 м.2 Выявлены 2 стационарных дома, размерами 16х8 м, 12х8 м. Каждый дом состоял из двух комнат, в большом доме комнаты были разделены внутренней стенкой, шириной 1,2 м, во втором – посередине комнаты располагалась пятиколодцевая печь, разделявшая и отапливавшая 2 комнаты. Высота домов не превышала 2,6 м. Кровля была односкатной, сооружалась из наката бревен и жердей, утеплялась спрессованным камышом, глиняной стяжкой и ежегодно дополнительно подсыпался золой. С западной стороны за пределами торцовой стены большого дома, обнаружен колодец диаметром 1,5 м. 

 

В 2022 г. раскопано третье жилище размером 10х14 м, расположенное южнее от первых домов. Стены дома построены из сырцового кирпича шириной 1 м. По материалам жилище датируется началом XIX в. В культурном слое жилища обнаружены декоративная накладка с растительным орнаментом, монета царского времени (1830 г.), кухонные приборы. 

Возле каждого жилища имеется ряд сооружений для хозяйственных нужд и содержания скота и сена. Тщательное изучение стратиграфии раскопов показало, что хозяйственные помещения были каркасно-столбового типа и строились в виде изгороди из бревен, связанных ветками и жердями. При анализе профилей зафиксировано несколько слоев спрессованного навоза. Когда толщина овечьего навоза достигала 4-х пальцев, казахи рубили его мотыгой на квадраты, летом сушили на солнце, а зимой использовали для обогрева дома. По этнографическим данным, это топливо «қи», которое формируется от экскрементов мелкого рогатого скота.

Остатки сооружений казахской зимовки Бозок II имеют довольно типичный облик, характерный для построек северных регионов Казахстана — постройки прямоугольной формы из сырцового кирпича, от 2 до 3 комнат с печью или очагами из обожженного кирпича. При строительстве домов использовались природные материалы: глина, песок, жерди, камыш, тем самым они подчинены окружающей среде и ландшафту.

 

Культурный слой қыстау содержал большое количество датирующего материала, среди них, фарфоровая посуда, гончарная и лепная керамика, гири, кинжал, предметы из железа, бронзы, стекла, детали декоративного убранства, монета царского времени. Коллекция предметов, найденная при раскопках зимовки, относит время ее функционирования к XIX – начало XX в. Артефакты доказывают, что жилище №3 обживалось в начале ХIХ в., а жилище №1-2 в конце ХIХ в. Если, в первых двух домах было обнаружено большое количество фрагментов фарфоровой посуды и поселенческой керамики, то в третьем жилище, такие находки не выявлены.

Анализ полученных материалов свидетельствует об активной жизнедеятельности на зимовке. Судя по полученным данным, хозяйство обитателей зимовки Бозок II базировалось на скотоводстве. Жители зимовки занимались животноводством, ремеслами, охотой, рыболовством, находки таких вещей как гири, фарфор, монеты свидетельствуют о включении их в торгово-рыночные отношения с местными ярмарками.

Создание графической реконструкции жилищ казахской зимовки подкрепляются этнографическими источниками. Накопленный этнографический материал в основном характеризует зимние дома, построенные в середине XIX – начале XX в. Согласно Энциклопедии культуры: «Кыстау - древнее казахское зимнее местопребывания, обычно располагающееся в местах с водой, убежищем и огнем. Место зимовки в основном огорожено. Вокруг сооружены сараи. Типы зимних стоянок: юрты, қоржын-үй, жертөле, кухни, а также животноводческие помещения, навозные сараи, сеновалы и т. д. Самый распространенный зимний дом имеет прямоугольную форму, где двери и окна выходят на юг, а цельные стены обращены к обдуваемому зимнему ветру. Стены сделаны из сырцового кирпича, дерна, а иногда и камня. Количество жилых комнат от 2 до 4. Зерно и др. продукты хранятся в обожженных ямах (глубиной до 2 м) во внутренней стене. Посередине дома установлен деревянный столб, немного выше стены. На них продольно укладывается основная балка (белагаш), а на балку укладываются горизонтальные салазки - губки. Кроме того, его покрывают камышом и он опирается на шест. Свет проникает через отверстие в потолке». 

В статье В. Михайлова «Киргизская (казахская) степь Акмолинской области», основанная на исследованиях ветеринаров, описываются зимовки северной части Акмолинской области и населявших ее родах. По словам исследователя: 

«В целом казахские кыстау похожи на лабиринт, где табуны и стадо животных заперты, и незнающий человек не может найти дверь в дом хозяина. Особенность домостроения казахского бая в том, что двор находится рядом с домом соседа. А у средних и бедных казахов даже в лесу мало деревянных домов, большинство из которых построены из дерна. Стены толщиной 1 ½ аршин (106,68 см), крыша покрыта камышом, ивами и березовыми ветками и поддерживается деревянными столбами. Напротив входной двери одно маленькое окошко, а если их много, то два. В зависимости от условий для хорошего освещения в нем будет стеклянное окно или высушенный желудок животного. Пол вымощен землей (глиной), камышом или соломой. Справа от двери находится небольшая глиняная печь, а обращенная к двери часть жилища - это комната, где спят хозяин и гости. Остальные предметы: казаны, самовары, седло и т.д. расположены в других свободных местах. Иногда в этих местах содержат новорожденных телят и ягнят. Рядом с домом располагался отдельный сарай для содержания скота. Это крайняя часть зимовки, которая по кругу закрывается наглухо (казахи называют это кора), в лесу - шалы (сарай с открытой крышей), в полностью крытом запирают только овец. Задняя часть зимовки требует тщательного ухода. Сарай состоит из дерна, камыша, ивы и соломы. В сарае и овчарне чистота превыше всего: пол чистят, подметают, навоз выкидывают за кыстау».

В конце XIX века Э. Шне изучил казахские кыстау в Акмолинском уезде. Учитывая природные особенности региона, он написал схему расположения, отличия и типы зимовок. Он пишет, что летними домами акмолинских казахов являются юрты, зимой строят стационарный теплый дом. Поскольку освоение земель в некоторых степных районах было ограничено, они оставляют свои метки на этих местах (зимовки), например: кладбища, мечети, колодцы. Для них такие постройки являются более стабильными и устойчивым, чем юрты, и свидетельствуют об оседании казахов в поселениях». 

Описание строительного дела казахов в исторических источниках, записанные в период их обживания, дают нам возможность наиболее детально представить эти сооружения. Например, описание простого дома: стены укладываются друг на друга так, чтобы стены составляли 1-2 акра (71,12-144,24 см), вдоль стен размещается ряд бревен или веток, служащая крышей дома. Закрывают крышу прямой, слегка наклонной или скатной. В первом случае плоское неразрезанное дерево кладут горизонтально от стены дома к следующей стене; бревна укладываются ровно, открытые пространства между ними засыпаются ветками или камышом; а затем укладывается дерн. Деревянную опору ставят посередине крыши дома. В двухскатной крыше опора ставится на одном уровне с высотой стены от 98 до 196 см, опоры ставятся по обеим сторонам кровли до тех пор, пока крыша покатая, чтобы вода не скапливалась на дерне. Опора поддерживается двумя-тремя шестами от дома; столбы устанавливаются параллельно потолку в прорези.

При раскопках мы фиксируем лишь разрушенные стены, предполагаемые вход, комнаты, опоры и т.д. Источники предоставляют более четкие описания отдельных элементов жилища. Например, описываются столбы-опоры, изготовленные из дерева с различными узорами (круглый, четырехугольный, стержневой, резной и др.). Все эти сведения дают возможность создать наиболее полную реконструкцию исследуемого объекта. 

Таким образом, архитектурное сооружение (пространство) зимовки включало в себя жилище (дом), сарай для хранения предметов домашнего обихода, сарай (қора), сараи-пристройки и открытый сарай. В качестве поселения выбирался участок у реки или у озера. В некоторых районах Казахстана характер используемых в строительстве материалов зависел от природных и климатических условий, поэтому они имели несколько вариантов: получили распространение дерновые, плетневые, камышовые, саманные, сырцовые, каменные и бревенчатые конструкции жилищ. 

Как мы видим археологические исследования зимовки Бозок II характеризуют стационарные сооружения казахов как устойчивые традиции домостроения, подчиненные природно-ландшафтным и экологическим факторам местности. 

Используя комплексные археологические исследования зимовки Бозок II и сведения письменных источников, рабочей группой научной программы создана виртуальная реконструкция казахской зимовки в программе для 3D моделирования SketchUp. Она позволяет создавать относительно простые объекты, такие как: архитектурные строения, предметы мебели, интерьера и т.д. Активно используется для создания трехмерных объектов в таких сферах деятельности, как архитектура, строительство и проектирование, стоматология, как и в археологии. Считается одним из самых популярных приложений для проектирования и моделирования. 

Работа проводилась в несколько этапов. Сначала был изучен археологический материал, который давал обширную информацию: детальные планы различных секторов сооружений, стратиграфия, чертежи, фотографии и т.п. В чертежах все нестыковки изучались с помощью полевых замеров и проверялись по фотографиям местности; часть информации была уточнена на основе исторических архивов.

На следующем этапе в программе SketchUp строилась ортогональная проекция для 3D-модели. Текстуры готовились на базе сохранившихся фотографий. Данные внешнего и внутреннего освещения моделировались программно. Текстуры оказались наиболее важной и сложной частью проекта, поскольку именно они придают виртуальному объекту реалистичность. На основе графических чертежей и описаний с целью установления принципов расположения отдельных структурных частей зимовки Бозок II и построения пространственной композиции использован метод воспроизведения компонентов структуры казахского поселения. 

Изучая мировой опыт, хочется отметить, что археологи для успешной реконструкции используют всевозможные методы, выходящие за рамки археологии, это и трасологические и экспериментальные методы исследования. Использование этнографических источников в построении реконструкции позволяет наиболее ярче интерпретировать археологический источник. 

Жилище как сложный предметно-пространственный комплекс является главным элементом материальной культуры, по которому можно изучить этническую, социальную, хозяйственную, культурную жизнь народа. Методы реконструкции жилищ и отдельных его элементов дают нам возможность визуально представить объекты археологии и интерпретировать их как часть культурогенеза народа.

Внедрение новейших технологических решений в науку позволило создавать реконструкции как погребальных, так и поселенческих объектов. Комплексная 3D реконструкция археологического памятника имеет как научно-исследовательское значение, позволяя интерпретировать историю того времени, так и прикладное – для популяризации памятника археологии, создания буклетов, иллюстрированных книг, публикации в СМИ.

Дальнейшие исследования в выбранном нами направлении позволят создавать реконструкции стационарных объектов археологии с целью их сохранения и популяризации.

 

 А.С. Ганиева, 

кандидат исторических наук 

 

  1. Ганиева А.С., Сакенов С.К., Хасенова Б.М. Результаты исследования кыстау Бозок II (Акмолинское Приишимье) в 2021 г. // Материалы Международной конференции «Маргулановские чтения-2022». Алматы, 2022.
  2. Ганиева А.С., Хасенова Б.М. Коллекция находок поселения Бозок II в северной Сарыарке // Всероссийская научно-практическая конференция «Музей и наука» к 45-летию со дня основания музея «Археология, этнография и экология Сибири». КемГУ, 2022. С. 44-48. 
  3. Жолдасбаев С. Оседлые поселения казахов в XV-XVIII вв. Астана, 2017.  304 с.
  4. Қазақ мәдениеті. Энциклопедиялық анықтамалық. Алматы: «Аруна Ltd» ЖШС, 2005. 656 с.
  5. Қазақтың этнографиялық категориялар, ұғымдар мен атауларының дәстүрлі жүйесі: энциклопедия / ғыл. ред. Н. Әлімбай. ҚР мем. орталық музейі. - Алматы: Алем Даму Интеграция, 2017. 831 с.
  6. Михайлов В. Киргизская степь Акмолинской области (по обследованиям ветеринарных врачей) // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Кн. 15, вып. 3. Омск, 1893. 87 с.
  7. Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Акмолинская область.  Алматы: Аруна, 2009. 567 с.
  8. Шнэ Е. Зимовки и другие постоянные сооружениия кочевников Акмолинской области // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Кн. 17, вып. 1. Омск, 1894. 80 с.
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?