Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Роль Байконура в «Холодной войне». Часть 2

1195
Роль Байконура в «Холодной войне». Часть 2 - e-history.kz
Говорят, что для атомной бомбардировки Оренбургскую область выбрали потому, что ее ландшафт напоминал европейский. Хотели посмотреть способен ли человек и животное выжить в условиях ядерной войны

Роль подопытных в этих учениях отвели 45 тысячам военных. Сразу после взрыва солдатам приказали идти в атаку на эпицентр. Никакой защитной одежды на них не было. Ядерное облако накрыло и оренбургских целинников. Сразу после взрыва Жуков улетел с докладом в Москву, а многие солдаты и целинники впоследствии погибли. Но диагноз «лучевая болезнь» им тогда официально не ставили, тем более что умирали они не сразу, а в больницах разных городов и поселков, куда позже разъехались с целины.

Первый целинный урожай оправдал самые честолюбивые ожидания организаторов этой эпопеи. Правда три четверти пшеницы вскоре просто сгорело. Для хранения зерна не хватило элеваторов. Богатый урожай манил изобилием, которое, казалось, вот оно рядом, и составы с добровольцами, техникой и стройматериалами продолжали поступать на целину по утвержденному графику.

Похоже никто особо не обращал внимание на то, что часть вагонов отцепляли ночью от поездов, в которых ехали целинники. Это происходило на станции Торетам. Куда же исчезали эти вагоны? Их скрытно перегоняли в огромные ангары на секретный полигон. В этих товарных вагонах, которые были умело замаскированы под пассажирские, были ракеты. Шли же они из Куйбышева, Омска и Днепропетровска.

Легенда огузов о черном пастухе, как оказалось, мистически точно описывало место, где в 1955 году Советский Союз построил грандиозный испытательный полигон. Только огненные камни с верблюжьим жиром через тысячу лет люди заменили ракетами и ядерными боеголовками.

15 мая 1957 года на полигоне произвели первый запуск ракеты «Р-7». Она взорвалась в 400 км от старта. Второй пуск 9 июня сорвался – заводской дефект. Поиск причин аварии обнаружился быстро - не запустился двигатель. Ученые обнаружили что, когда делали двигатель клапан поставили наоборот. Третий пуск тоже закончился аварией: ракета приподнялась, повернулась в нужную сторону, закрутилась, взорвалась и упала неподалеку. 21 августа произошел четвертый пуск. На этот раз ракета устойчиво отработала: главная часть отделилась, вошла в атмосферу и пошла к цели на Камчатке, но разрушилась. Попусту сгорела на высоте 10 км. Только после того, как через несколько дней на земле в районе цели нашли обломки было опубликовано сообщение ТАСС от 27 августа 1957 года, которое так было нужно Хрущеву.

 

«В соответствии с планом научно-исследовательских работ в Советском Союзе произведены успешные запуски межконтинентальной баллистической ракеты, а также взрывы ядерного и термоядерного оружия»

ТАСС, 27 августа 1957 года

 

Это сообщение ТАСС было большой политической игрой Хрущева. Формально ракета долетела до цели, но без боеголовки. Для ее доработки потребовалось еще девять месяцев, но Хрущев торопился. Он торопился с сообщениями ТАСС отрезвить американских военных, однако реакция была обратной. Уже к 1960 году американцы имели на боевом дежурстве 18 межконтинентальных баллистических ракет «Atlas». Они выпустили в мировой океан две атомных подводных лодки, каждая из которых имела на борту шестнадцать ракет «Polaris». Атомная гонка началась.

 

Polaris A-1 на стартовом столе, Мыс Канаверал. Фото конца 1950-х годов

 

В этих условиях ракета «Р-7» Королева для боевых пусков подходила все меньше – слишком долго ее приходилось готовить к старту. Шансы СССР на быстрый ответный удар в случае нападения уменьшались. В ракетную гонку включилось конструкторское бюро Михаила Янгеля. Его новая ракета «Р-16» могла стартовать в считаные минуты, отвечал за ее испытания маршал ракетных войск Неделин.

24 октября 1960 года на космодроме все, казалось, было готово к первому испытательному пуску «Р-16». Хрущеву срочно был нужен новый козырь в «Холодной войне». Лишь немногие знали, что ракету доставили на Байконур с заводскими недоработками. Как позже говорили конструкторы, они боялись, что после включения ракеты три двигателя могли заработать несинхронно. Так и получилось. Катастрофа произошла вечером 27 октября во время предстартовой проверки систем управления новой ракеты. Маршал Неделин сидел примерно в двадцати метрах от старта на табурете. Защитным бункером, который был здесь же неподалеку, он не воспользовался. На полигоне к пускам привыкли, так что даже ученые иногда панибратски похлопывали ракеты по корпусу перед испытаниями. Специалисты словно забывали какая страшная мощь сосредоточена в их детище. Была объявлена тридцатиминутная готовность. Вдруг неожиданно включился двигатель второй ступени. После этого начался ад, который запечатлелся на кадрах секретной кинохроники того трагического дня. Когда велись наладочные работы официальных съемок не проводилось: были включены лишь технические камеры, которые позволили частично восстановить картину этой катастрофы.

Люди, пытавшиеся вырваться из пламени, вязли в полосе расплавившегося покрытия. Техники с верхнего этажа стартовой площадки срывались в пламя и сгорали за долю секунды. Температура в эпицентре достигла трех тысяч градусов. Непосредственно взрыв «Р-16» унес жизни 74 человек. Примерно столько же умрет от ожогов в больнице. Маршала Неделина опознали только по маршальской пуговице с гербом.

 

Взрыв Р-16 на Байконуре

 

Уже на следующий день после катастрофы на полигон прибыла государственная комиссия во главе с Леонидом Брежневым. Говорят, он лично беседовал с уцелевшими военнослужащими и членами семей погибших и настоятельно просил всех запомнить, что взорвалась не ракета, а цистерна с бензином.

Именно Брежнев предложил никого не наказывать на аварию поскольку все виновные погибли. Он знал еще одну причину катастрофы, которая не вошла ни в какие официальные отчеты. Дело в том, что Никита Хрущев не желал слышать ни о каких неполадках ракеты поскольку приближалась очередная годовщина Октябрьской революции и народу любой ценой нужно было сделать подарок. После напряженного телефонного разговора с руководителем государства маршал Неделин выгнал со старта офицера, назвав его трусом за то, что тот потребовал соблюдать технику безопасности и слить с ракеты топливо перед ремонтом. Этого не сделали. Позже Хрущев с подозрением спросит конструктора ракеты Михаила Янгеля: «А почему вы остались живы?». Янгеля спасла сигарета: буквально за минуту до взрыва он отправился покурить, а Неделин остался у ракеты.

Александра Курушина назначили начальником испытательного центра полигона через три дня после взрыва Р-16.

Советская пресса эту катастрофу обошла полным молчанием. Лишь четыре дня спустя в центральных газетах опубликовали сообщение о гибели заместителя министра обороны СССР Неделина в авиационной катастрофе. Однако истинная причина смерти маршала очень скоро стала известна не только на Западе. Слухи о загадочной катастрофе разошлись по всему Советскому Союзу.

По роковому совпадению ровно через три года, 24 октября, на космодроме снова произошла крупная авария с человеческими жертвами. С тех пор 24 октября здесь траурная дата – запуски в этот день отныне не проводятся. Но время на Байконуре не собиралось останавливаться. Уже через полгода с секретного полигона взлетит первый спутник.

 

Читайте также: Союза нет, но ракеты летают

 

Старт Гагарина 12 апреля 1961 года окончательно закрепил первенство СССР в космосе. Для всего мира требовалось открыть место старта, но как его назвать если космос еще мирный, а полигон военный и совершенно секретный? Место космодрома пришлось рассекретить: прибегли к прежней военной хитрости. Местом запуска объявили все тот же казахский поселок Байконур, где стояли деревянные ракеты на старте, в 400 км от полигона.

Одна из тайн космодрома серия операций под кодовым названием «Пальма».

 

«Это произошло в 1966 году, когда был приглашен де Голль. Де Голлю была подготовлена программа ознакомления с нашей боевой космической ракетой, показаны схемы работы наших спутников Земли в разведывательных целях, показана и доложена схема Парижа, на которой был поставлен крестик черной краской. Когда де Голль обратил на это внимание, спросил, что это такое, сам Леонид Ильич Брежнев, что это цель для нанесения удара нашей ракеты, потому что там находится штаб НАТО. Де Голль ничего не ответил, но быстро собрался и улетел в Париж. Через несколько дней штаб НАТО из Парижа был удален»

Александр Курушин, начальник испытательного центра полигона «Байконур»

 

Так обнаружили, что «Байконур» обладает потрясающей силой воздействия на лидеров иностранных государств. Все их последующие визиты сюда на космодром получили кодовое наименование «Пальма». Потом руководство Советского Союза стало часто пользоваться демонстрацией своей ракетно-ядерной мощи для решения внешнеполитических задач. «Пальма» превратилась в весомый аргумент в любых переговорах.

«Пальма-2» в октябре 1966 года убедило руководство Кубы и других социалистических стран, что ракеты у Советского Союза есть, они летают и могут достичь территорию США за тридцать минут. Три года спустя отдельная «Пальма-3» была проведена для руководителя Чехословакии Людвига Свободы, «Пальма-4» была устроена для Жоржа Пампиду, президента Франции. Ему показали пуски боевых ракет из подземных шахт. Все эти операции повышали авторитет советского руководства, но снижали секретность полигона. До появления разведывательных спутников у иностранных спецслужб был один способ наблюдения за полигоном – с помощью агентов, которые ездили на поезде «Москва-Ташкент» и в районе спецобъекта записывали все радиосигналы прямо из купе скорого поезда. Но этот канал утечки довольно быстро прикрыли. В момент прохода поезда во всех частях гарнизона вводился режим полного радиомолчания, а впоследствии поставили мощные радиоглушилки вдоль железной дороги. Спутники-шпионы осложнили жизнь более серьезно. Испытательные запуски баллистических ракет с космодрома «Байконур» всегда были нацелены на Камчатку. Сюда, на полигон Кура, падали учебные боеголовки. Чтобы определить четкость поражения цели еще до старта на «Байконуре» на Куру выезжала официальная проверочная комиссия, колонна из 15-20 машин. Лучшего демаскирующего признака запуска и не придумать. Потенциальный противник сразу получал информацию, что в ближайшие дни на «Байконуре» произойдет запуск ракеты.

Впрочем, через десять лет после пуска первых ракет главная задача «Байконура» изменилась. Лидерам конфликтующих держав стало ясно, что победить в ядерной войне невозможно. Новые современные ракеты поднимали престиж советского государства, но их создание вряд ли можно было назвать вопросом жизни и смерти. Для всех «Байконур» стал той точкой отсчета, с которой человечество вступило в новую космическую эру. Космос затмил целину на страницах газет, у молодежи сменились кумиры. Теперь это были космонавты. О целине стали потихоньку забывать: то ли она стала жить своей жизнью, то ли, потому что самую главную задачу прикрытия «Байконура» целина уже выполнила. Печальным итогом целинной эпопеи стало решение руководства страны закупать заграницей зерно на миллиард долларов. Покупать хлеб у противников из капиталистических стран СССР будет еще тридцать лет. Это были секретные сделки, а пропаганда по-прежнему утверждала, что страна продолжает собирать рекордный урожай, в т.ч. и на целине.

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?