Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Меридиональный путь в истории Великой степи

3194
Меридиональный путь в истории Великой степи  - e-history.kz
Поистине огромное значение в истории цивилизации имеет торговля и торговые отношения

Так называемый «Шёлковый путь», контролируемый на всем протяжении тюркскими племенами и государствами, обеспечивал тесную интеграцию не только всей Великой степи, но и всей Евразии. Особой интенсивностью отличались контакты между югом и севером, т.е. традиционные отношения между степными районами Евразии, бассейном Сырдарьи и богатыми земледельческими оазисами и городами Мавереннахра. Вероятно, перемещение в древнетюркское время торговых маршрутов с юга /Ирана и др./ на север /по северному берегу Каспия/, безусловно, принесший большой урон Западной Азии, было в пользу расцвета Западных районов Казахстана, а, возможно и междуречья Урала и Иртыша. Таким образом, внутренняя динамика этого периода стоит на порядок выше, чем все остальные периоды Великой степи.

Период новой истории берёт своё начало с колониальных экспансий XV-XVI вв. Пионерами этого движения были португальцы и испанцы, начавшие интенсивное освоение южных морей. Несколько позже к ним присоединились голландцы и англичане. В результате чего начинается активное освоение Африки, Америки и Юго-Восточной Азии. Еще в XIV-XV вв. арабские купцы стали проводить активную торговлю индийскими товарами. Они наладили интенсивную торговлю между Индией и Западом. При них было построено немало морских портов. Вслед за арабами за сказочными богатствами в Индию потянулись европейские купцы и мореплаватели, гонимые зачастую только жаждой наживы. На рубеже XV-XVI вв. португальцы сосредоточили в своих руках контроль за торговыми путями на юге, вмешивались в межплеменные разборки местных правителей. Этот период можно считать началом коренной реструктуризации Индии, где тысячелетиями жизнь поддерживалась пассионарными мигрантами с севера – евразийскими кочевниками.

На раннем периоде, в XV в., европейцы были обеспокоены поисками прямых морских путей в Индию и Китай. Открытие морских путей отрицательно сказалось на состоянии континентальной торговли и обозначило начало глубокого кризиса в Средней Азии. С другой стороны, борьба между югом и севером /Золотая Орда, Мавереннахр, Иран/ сыграла отрицательную роль в истории степных регионов. Ожесточённая борьба между Тимуром и правителем Золотой Орды Токтамысом велась за контроль над торговыми путями. Тем не менее, Восток ещё оставался оплотом традиционного мира и был мало подвержен модернизации.

До сих пор Великие движения кочевников Евразии в научной историографии рассматривались как движения с востока на запад. Главная задача последующего повествования заключается в ниспровержении этого популярного тезиса и доказательстве того очевидного для нас исторического факта, что стержневая линия как социально-экономического, так и политического развития Казахстана связана с осью север – юг. Особенно уязвимо утвердившееся в нашей историографии положение о том, что территория Казахстана являлась всего-навсего перевалочной базой между Западом и Востоком. Традиция восходит к временам Н.А. Аристова: «… по своему географическому положению, киргиз-казачьи степи помешали все непосредственно спускающиеся в них с Алтая тюркские племена, а потом дали приют и остальным тюркским племенам, обитавшим первоначально в Монголии», – писал этот исследователь в конце XIX в.

Получается, что территория Казахстана служила как бы приютом для бездомных племен, отправляющихся на Запад в целях обретения родины. Этот тезис отрицает, во-первых, преемственность этнических процессов на территории Казахстана на протяжении последних тысячелетий, во вторых, отрицает причастность территории Казахстана к древнейшим культурам человечества, оттесняет ее на транзитное поле.

Известно, что этнический состав казахов представляет собой чрезвычайно сложный клубок племен и родов, в основном древнего и средневекового происхождения. Никто не отрицает того, что в составе казахов имеются осколки древнейших степных народов Евразии. Но никто не может отрицать и того факта, что в большинстве они имели автохтонное происхождение, т.е. испокон веков жили на территории Казахстана.

Одно неопровержимо: в эпоху неолита, когда совершалась величайшая революция в истории человечества, когда осуществлялся коренной перелом в связи с переходом к земледелию и скотоводству территория Казахстана была достаточно плотно заселена. На наших огромных степных просторах люди приходят первыми к одомашниванию лошади, и коневодство становится доминирующим видом хозяйственной деятельности. Мы также знаем, что одновременно во многих районах земного шара, особенно на территории Передней Азии, активно распространяется земледелие, как базовая отрасль хозяйства.

При существующих природно-климатических условиях формирующееся скотоводческое хозяйство требовало подвижности. Про лошадей кочевники говорят «туар мал» /Жалаир/«аяқты мал» - «они любят двигаться» /Ф.Щербины/ и, следовательно, первые коневоды также подчинились этой закономерности. Скот требовал новых пастбищ и хорошего травостоя, обмена. Таким образом, уже в эпоху позднего неолита и энеолита большинство занятого в скотоводстве населения в той или иной степени ведёт подвижный образ жизни.

Наиболее известный у поздних кочевников и, возможно, самый рациональный путь ведения кочевого хозяйства связан с великим меридиональным путем /по маршруту север-юг/. В золотоордынское и постзолотоордынское время этой системой было охвачено, на наш взгляд, не менее миллиона человек, находящихся в состоянии постоянных перекочевок с севера на юг и обратно. Вероятно, по меридиональным путям двигались еще в эпоху неолита охотничьи племена, следующие за стадами диких лошадей, куланов, сайги, лосей, каракуйрыков и т.д. В процессе доместикации лошади,  этот маршрут стал основополагающим в формировании хозяйственно-культурного типа степных кочевников.

Выгодность и преимущество меридионального пути прямо связано с близостью на юге развитого земледельческого региона. К Мавереннахрскому очагу оседлой культуры примыкал связанный с Великой степью маргинальный Туркестано-Ташкентский оазис. Вероятно, еще в поздненеолитическую эпоху, когда на юге действовали Намазги, Джейтун и др., на юге Казахстана, на стыке двух хозяйственно-культурных типов, появились первые городские поселения. Вряд ли стоит доказывать, что причиной появления ранних городов в Туркестано-Ташкентском оазисе /по р. Сырдарья/ была торговля и обмен между кочевниками и земледельцами юга. Именно торговля рассматривается нами как основной градообразующий фактор в указанной маргинальной территории. Город растет, в первую очередь, как пункт торговли, во-вторых, как центр ремесленного производства, и в-третьих, как административный центр.

В эпоху бронзы меридиональный путь, по которому двигались племена охотников и коневодов, превратился в крупную торговую артерию между цивилизациями Востока и Великой степью. В последнем широко развивается производство меди, олова и других цветных металлов. По самым приблизительным оценкам размеры добычи медной руды достигали миллионов тонн и фактически обеспечивали не столько внутренние потребности, сколько внешние запросы. Экспортно была ориентирована не только готовая медь, но и технология получения бронзы и других сплавов. В непосредственной связи, вероятно, следует рассматривать запоздалое появление бронзы в других регионах /Передняя Азия, Китай и др./.

Наряду с возникновением в центральных степных регионах древней металлургии и протогородских поселений, одновременно на юге появились крупные перевалочные станции и города, специализирующиеся в торговле металлом. Медь, олово и другие металлы, добываемые в Центральном Казахстане, поступали в виде слитков в города по р. Сырдарья, оттуда переправлялись в Переднюю Азию, в Северную Индию и т.д. Один из крупных городов среднего течения Сырдарьи назывался Дизроин /город меди/. М.Кашгари пишет о том, что это название произошло от крепости. Вероятно, такая интерпретация не полностью раскрывает первоначальное значение города.

Переход к постоянным маршрутам и стабилизация мест зимних стоянок племен связывается с наступлением сакской эпохи. По мнению К.Акишева, лучшие из стоянок не менялись «за весь период существования кочевого скотоводства на территории Казахстана».

Речь идет о формировании не столько стабильных маршрутов, а скорее всего, комплексного хозяйственно-культурного уклада, сочетавшего кочевое скотоводство в северных регионах и оседлое-земледельческое на юге. Временами, в силу каких-либо внутренних причин, или под давлением внешних обстоятельств, происходит выплескивание части племен за пределы Великого степного пояса Евразии. Эти, так называемые элитные движения, оказывали кардинальное воздействие на судьбы оседлых культур Востока и Запада.

Меридиональный путь с древнейших времен стал служить культурно-духовным целям народов Центральной Азии. В отрогах Великих возвышенностей Улытау появляются первые проповедники зороастрийской веры, и пророк Зороастр не раз путешествовал через Бетпакдалу, распространяя духовные ценности веры. С тех древних лет сложилось священное отношение к земле, как к колыбели человеческой, как к основополагающей субстанции. Арка, суровые величайшие равнины и степной мелкосопочник, назывался отцовским юртом /ата жұрт/, животворный, благодатный, жаркий юг назывался материнским юртом /ана жұрт/. Такая ориентация для казахов стала спасательной в годы различных бедствий /босу/.

Кризис монголо-тюркского степного мира наступил в конце XIV в., после смерти Аз Жанибек хана в Золотой Орде, и после смерти Урус хана в Ак Орде. Тяжёлой политической ситуацией в степи воспользовался Тимур. Сильная степь была постоянной угрозой политическим и экономическим интересам Мавереннахра. Тимур был заинтересован в перемещении политического центра и международных торговых путей на юг. Поэтому он вначале поддерживал всякую оппозицию к центральной власти в Великой степи /Токтамыс, Едигей и т.д./. Подобно тому, как он сначала поддерживал молодого Токтамыса против Урус хана и Мамая, он в дальнейшем поддерживает Тимур Кутлуга и Едыге против Токтамыса, и в конце своей жизни того же Токтамыса – против Едиге, ставшего полновластным правителем Великой степи. В ходе похода Тимура в Золотую Орду /1395-1397 гг./ были подвергнуты беспощадному разгрому все основные улусы с наиболее развитой системой городов и торговых путей.

Таким образом, на территории Великой степи наступил невообразимый и необратимый уже хаос.  В результате сформировалась новая ситуация в мире,  на фоне очищения  Западной Европы  из средневекового мракобесия кризис все больше  охватывает Великую степь. Реалии европейской истории в новое время меняются. Особенно это заметно в конце эпохи Золотой Орды. Это последнее, мощное имперское образование кочевников является одновременно, последней попыткой структурирования Евразийской истории. Несмотря на сравнительную слабость этого пассионарного толчка для Европы, на Востоке её влияние ощутимо. Восток в начале нового времени ощущает двойное влияние: со стороны Европы в – виде первых шагов колониальной экспансии и со стороны степи, – в виде продолжающихся процессов движения кочевых племён. Влияние Европы проявляется в активном колониальном проникновении и налаживании торговых связей. Но, несмотря на это, традиционная структура Востока при этом ещё не претерпевает кардинальных изменений и до начала XIX в. мы наблюдаем типичные отношения. Период с XV до начала XIX вв. – как бы инерционный период, когда продолжали действовать традиционные закономерности, выражающиеся в активном давлении евразийских кочевников на Восток и отчасти на Восточную Европу. Одновременно, начало этого периода совпадает с распадом Золотой Орды, в результате чего на просторах Великой Степи образовался ряд государственных объединений кочевников. Одним из таких новообразований является и Казахское ханство. С историей Казахского ханства, как основного объекта нашего исследования, мы будем связывать историю Нового времени.

 

Главное фото: newizv.ru

Жамбыл АРТЫКБАЕВ

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?