Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ОДИССЕЯ ЗАБЫТОГО КУМИРА

1465
ОДИССЕЯ ЗАБЫТОГО КУМИРА  - e-history.kz
В дни Универсиады в Алматы проходят выставки, посвященные истории казахстанского спорта. Один из экспонатов напомнил о великом казахском борце

В Центральном государственном музее РК представлен уникальный экспонат – это зимний головной убор, тымак, принадлежавший Хаджимукану Мунайтпасову (1871-1948). Подобные раритеты возвращают интерес к легендарным спортсменам, к истории их жизни. В казахстанских архивах хранятся материалы о сложных жизненных ситуациях великого палуана. Об этом рассказал известный историк-архивист Марат Хасанаев (1946-2002) в статье «Одиссея забытого кумира», опубликованной в газете «Казахстанская правда» 21 ноября 2000 года.

Спортивные достижения соотечественников рождают у каждого казахстанца чувство гордости за свою страну. Недавний триумф героев Сиднейской олимпиады является естественным итогом заботы наших властей о спортсменах, как физическом облике самой нации. Прекрасные образцы несокрушимой телесной мощи порождают веру в стабильность мира, его ценностей, они нужны людям в качестве идеала, к которому стремятся новые поколения, находящие в приметах ушедшего загадочные черты вечного и непреходящего.

Но так было не всегда. Вечным укором ушедшей советской эпохе могут служить несостоявшиеся личные судьбы великих спортсменов, когда насущная помощь и участие в их земных делах подменялись восторженными некрологами забытым кумирам.

Не избежал этой горькой участи и легендарный казахский борец Хаджимукан Мунайтпасов.

Случилось это после памятного мая 1945 года, когда понемногу улеглись восторги торжества и безудержной радости победного ликования, когда вслед им пришла тоскливая неудовлетворенность бытием, помноженная на горечь о погибших и пропавших без вести.

26 июня 1945 года старый мастер единоборств пишет заявление на имя председателя Президиума Верховного Совета республики А. Казакпаева, переведенный помощником последнего на русский язык в следующем виде. В коротких строчках видна без хитростная натура старого палуана:

«Старосте Казахского государства товарищу Казакпаеву А.

55 лет своей жизни я посвятил искусству борьбы, спасаясь от многих случаев смерти. Объездил почти все иностранные государства, кроме Америки. Сейчас мне 75 лет. Мое экономическое положение не важное. Сейчас помогаю 10-15 семьям военнослужащих. Помощь, оказываемая мне районными организациями Шаульдерского района недостаточна. Гарантийного снабжения не имею, иногда райторготдел отпускает 1-2 пуд зерна. Помогают мне так же ближайшие колхозы, совхозы и соседний Чаяновский район. В прошлом году в фонд обороны я внес 100 тысяч рублей деньгами. В марте месяце этого года в фонд обороны я засеял 3-4 гектара кукурузы, которую сейчас вместе с пятилетним сыном Айдаром обрабатываю.

В ходе подготовки к предстоящему юбилею 25-летия Казахской республики мое имя не упоминается. Я прихожу к мысли переехать в соседний Узбекистан, где может быть моим именем назовут хотя бы одну улицу. Поэтому прошу Вас разрешить мне переезд из Казахстана в Узбекистан».

Из письма сквозит неприкрытая обида великого борца на невнимание властей. Дальнейший ход рассмотрения заявления Хаджимукана Мунайтпасова нетрудно себе представить – бюрократический аппарат различных законодательных, правительственных, других административных учреждений получил новый повод для взаимной обильной переписки.

26 июля 1945 года председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР А. Казакпаев направляет, в свою очередь, письмо председателю Совнаркома республики Н. Ундасынову.

Уже к середине сентября 1945 года ответственным работником Косубаевым была подготовлена служебная записка на имя зампреда СНК республики А.П. Заговельева для принятия конкретных мер по делу Хаджимукана Мунайтпасова.

Непосредственно за подписью Н. Ундасынова в ЦК Компартии (большевиков) Казахстана на имя секретаря ЦК Г.А. Боркова в сентябре того же года поступило следующее письмо:

«В Шаулъдерском районе Южно-Казахстанской области проживает выдающийся казахский борец Хаджимукан Мунайтпасов. Сейчас ему 75 лет. С ним жена и пятилетний сын Айдар. Хаджимукан происходит из бедняцкой семьи. До 20 лет работал батраком у баев, кулаков. К этому времени он становится непобедимым степным борцом, обладая богатырской силой. В 20 лет он попадает в г. Казань, откуда в Петербург, Одессу, Гамбург, обучаясь искусству борьбы. Примерно через 1,5-2 года учебы Хаджимукан впервые выступает на арене Киевского цирка, с этих пор становится профессиональным борцом - членом [сборной] России. Это было в 90-годах прошлого столетия.

Вместе с группой русских борцов Хаджимукан изъездил почти все страны мира, кроме Америки, отстаивая честь России. Имеет много наград. Фактически он был абсолютным чемпионом мира, так как в борьбе никто его не мог победить. Имя Хаджимукана в свое время было широко известно среди работников цирка России и за границей. Свыше 45 лет своей жизни он посвятил искусству борьбы. С арены цирка он сошел только за последнее десятилетие в ввиду преклонного возраста. Последнее свое выступление он организован в 1944 году в районах Южно-Казахстанской области и собранные деньги в сумме 100 тысяч рублей сдал в фонд обороны, за что получил от товарища Сталина благодарность. Хаджимукан не имеет звания, хотя этого он заслужил своей долголетней деятельностью на цирковой арене, где показал выдающееся мастерство борьбы. В настоящее время он не имеет определенного источника существования.

Надо признаться, что мы до сих пор не обращали должного внимания на бытовое положение Хаджимукана. Считаю необходимым:

1. В связи с исполнением 75 лет со дня рождения представить Хаджимукана к присвоению звания народного артиста Казахской ССР. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 2 июня 1940 г. «О почетных званиях Казахской ССР» предусмотрено присвоение работникам цирка такого звания за выдающееся мастерство.

2. В связи с 25-летним юбилеем республики представить Хаджимукана к соответствующей награде.

3. Назначить Хаджимукану единовременное денежное пособие и промтовары для улучшения его бытового положения.

4. Устроить сына Хаджимукана, по достижении школьного возраста в интернат для обучения с тем, чтобы одновременно дать ему надлежащее физическое воспитание.

5. Поручить Южно-Казахстанскому облисполкому построить для Хаджимукана домик.

Прошу Вашего согласия на проведение в жизнь намеченных мероприятий.

« » сентябрь 1945 г.

Н. Ундасынов»

Казалось бы, наконец-то удовлетворены и общем-то весьма скромные просьбы всемирно известного борца, хотя бы из уважения к его преклонному возрасту и элементарной заботе к его малолетним детям.

Однако документы поступили в ЦК КП (б) Казахстана только в начале марта 1946 года, когда улеглись юбилейные страсти, связанные с 25-летием образования республики. Просьба старого борца начала, видимо раздражать руководящих работников.

3 марта 1946 года секретарь ЦК Борков наложил на служебной записке председателя Совмина республики Ундасынова следующую небрежную резолюцию графитовым карандашом: «т. Ауберекову, подготовьте окончательный проект постановления Совмина, срок 12/111». Затем слово «окончательный» было жирно подчеркнуто. Это была реальность административно-командного сталинского социализма. Высшие законодательные и исполнительные органы власти и управления оказались бессильны перед секретарем ЦК партии, которому была видимо, глубоко безразлична судьба чемпиона мира. Первые лица государства оказались бессильны перед партийным функционером.

А ведь Хаджимукан искренне надеялся на удовлетворение своей просьбы и, в частности на обещание руководителей республики «построить домик», даже не дом, а домик. Каково было старому мастеру на склоне лет оказаться без крыши над головой с малолетними детьми на руках. Ему, вкусившему мировой славы и почестей, полвека появлявшегося на лучших мировых аренах Азии и Европы. Ему, год назад отдавшему два мешка денег в фонд обороны, остаться без средств к существованию. Ничего не было сделано, чтобы обеспечить сносные жизненные условия Хаджимукану.

Через два года, в январскую стужу 1947 года, Хаджимукан пишет второе и последнее заявление на имя Казакпаева и Ундасынова:

«ПРОСЬБА.

Аксакал, разрешите изложить просьбу о моих невзгодах.

Сегодняшнее мое положение весьма плохое. Прошу взглянуть на меня милосердным взглядом - нет у меня ни пищи, ни одежды. В возрасте, когда мне исполнилось семьдесят шесть и пошел семьдесят седьмой год, впал я в подобное положение. В семье нет человека, пригодного для работы. Есть у меня 2-3 малолетних детей. 1 июня 1946 года я переехал в колхоз «Ленинское знамя» Темирлановского сельсовета Арысского района, однако никакой помощи районные организации Арыси не оказывают.

У меня нет дома, хотя обещали построить дом, но не построили. Живу в хлеву, помещении для скота. Помимо сказанного выше очень прошу Вас создать для Хаджимукана условий, приличествующие Хаджимукану. Дайте мне почувствовать мой 75-летний юбилей.

Предел моих желаний - это 1-2 коровы с телятами, чтобы было молоко, да кобылу с жеребенком.

Других просьб у меня нет. Привет от меня!

Ежемесячную пенсию в размере 500 рублей, обещанную Вами, мне так и не выдачи. Жду известий.

Прощайте, с просьбой Хаджимукан.

10 января 1947 г.»

Поступившее заявление Хаджимукана вновь были аккуратно зарегистрированы, с приложением «бегунков» отосланы для рассмотрения в два адреса: председателю Южно-Казахстанского облисполкома Дауленову и зампреду Совмина Шарипову. Аппаратные игры начались по новой спирали. Но старому мастеру уже было не до игр. Родная советская бюрократия поставила непобедимого чемпиона на обе лопатки. Проживание с маленькими детьми в зимнюю стужу в скотопомещении не прошло бесследно: здоровье, богатырское здоровье Хаджимукана было окончательно подорвано. Не было сил, не было крова и пищи, чтобы сохранить силы, не было надежды поставить детей на ноги.

Непобедимый мастер французской борьбы умер теплым августовским днем (12 августа) 1948 года в колхозе «Ленинское знамя», не оставив после себя ни учеников - мастеров борьбы, ни богатства, ни имущества для своих малолетних детей, не дождавшись при жизни официального признания своих уникальных заслуг перед народом.

Сбылся «мудрый» сталинский афоризм: «Нет человека, нет проблемы».

Аппаратные чиновники облегченно вздохнули, с легким сердцем отправив в архив дело Хаджимукана Мунайтпасова. Ушли в небытие неиспользованный уникальный опыт Хаджимукана, фантастические, неразгаданные приемы бросков и подсечек великого мастера.

По иронии судьбы, в архиве в деле Хаджимукана сохранилось письмо председателя Комитета физкультуры и спорта Мухамеджанова в адрес небезызвестного зампреда Совмина Заювельева от 6 декабря 1949 года, где говорится:

«...Борьба, как вид спорта, и без того крайне слабо развивается в Казахстане. Достаточно сказать, что на Среднеазиатской спартакиаде наша республика по борьбе заняла последнее место, проиграв даже команде Киргизии».

Говорят, как-то известный поэт Султанмахмут Торайгыров спросил Хаджимукана, в чем суть борьбы, на что тот ответил:

«Цель борьбы - не в победе или поражении. Она в том, чтобы стоя в тесном пространстве арены, на глазах тысячной публики бороться за свое счастье. Движение - это внешний рисунок борьбы, а главное содержание в том, чтобы не дать себя одолеть трудностям. Процесс познания борьбы - в самой борьбе».

Хаджимукан ушел из жизни непобежденным, он проиграл только одну, последнюю схватку...

материал подготовила Жанар САТАЕВА

пресс-секретарь Архива Президента РК

Из книги Марата Хасанаева «Парыз. Долг». Издательство «Арыс», 2013.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?