Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Путь борьбы за независимость Алихана Букейхана и Ататюрка

2218
Путь борьбы за независимость Алихана Букейхана и Ататюрка - e-history.kz
Их жизненный путь ­– это пример для каждого. Мы далеки от сравнения результатов, которых они достигли в борьбе за независимость. Этому причина...

Причина в совершенно разных политических и военных условиях двух государств того времени. Тем не менее, выявить похожие стороны в жизни этих выдающихся руководителей ХХ века, Алихана Букейхана и Мустафы Кемаля Ататюрка, чьи имена золотыми нитями вписаны в историю тюркского мира, будет интересно и важно. Историк, всячески способствующий популяризации материалов, касающихся истории Алаш, профессор Турсын  Журтбай в одной своей книге нашел очень уместным мнение  профессора Мамбета  Койгельдиева, который называет Алихана Букейхана Сунь Ятсеном и Махатмой Ганди казахского народа и приравнивает его роль со значимостью Ататюрка Турции и Топчубаши Азербайджана (Койгелдиев, 2009; Журтбай, 2008)  

Если обратимся к биографии этих людей, то мы заметим, что оба они с малых лет отличались живым умом, лидерскими качествами и активно принимали участие в общественной жизни. Эти два деятеля в социальных вопросах придавали особое значение учебно-просветительской работе. Алихан Букейхан в своей статье «Учительское собрание» писал: «… чтобы не отстать в развитии от других стран, необходимо строго взять в руки учебно-просветительское дело». Также в данной публикации он искал решение на вопрос, где и как можно найти средства для образования детей (Аккулы, 2016: 21-22).

Ататюрк также уделял огромное внимание образованию и приложил немало усилий, чтобы поднять его до уровня развитых стран того времени. Ему принадлежат слова: «Истинное совершенство жизни - в науке». Оба лидера считали публикацию периодических изданий инструментом, служащим продолжением просветительской работы среди народа и принимали в этом деле активное участие.

Всем известно, что А. Букейхан выпускал газету «Қазақ», которая вошла в историю казахского народа. Под его началом издавались газеты «Иртыш», «Омич» и «Голос степи» (Аккулы, 2016: 442). 

Газета «Қазақ» планировалась к выпуску в декабре 1905 года. Несмотря на то, что редактор газеты Ахмет Байтурсынов и выпускающий редактор Ишан Мустафа Оразайулы получили разрешение на печать, по причине ареста А. Букейхана газета не была выпущена в срок (Аккулы, 2016: 278). Газета «Қазақ» стала печатным голосом национально-освободительных движений 1913-18 годов (Койгелдиев, 1994: 3). Газета «Қазақ» открыто раскрывала все социальные, политические и экономические проблемы народа. Она была подобна корню древа, объединяющего все ветви казахского общества.

Мустафа Кемаль Ататюрк еще, будучи школьником, стал выпускать газету, в которой выражал свое недовольство общественными проблемами, царившими в то время в Анатолии. Именно по этой причине он подвергся гонениям со стороны Правительства Османской империи. Кроме школьных газет он в 1920 году в Анкаре начал выпускать газету «Hakimiyet-i Milliye», что в переводе означает «Власть народа».

Чтобы народ был в курсе процесса борьбы за независимость страны, 6 апреля 1920 года Ататюрк вместе с писателями организовал «Агентство Анатолии». Это агентство существует по сей день.

Еще одна схожесть в деятельности двух дальновидных руководителей: они боролись за права женщин, за их право на получение образования.

Труд, проделанный в то время двумя вождями народа, нашел продолжение в настоящем.

Казахская интеллигенция, взращенная идеями Алаш, внесла свой неоценимый вклад в развитие науки и образования Казахстана. Открыты множество учебных заведений, написаны книги и учебники.  Как и под началом Ататюрка в Турции были основаны высшие учебные заведения, открыты школы, организованы различные научно-исследовательские институты.

Им нравилось читать книги, писать, они любили изучать историю. На основе трудов Алихана Букейхана сегодня составляется 18-томник. Что касается Ататюрка, есть данные о том, что он прочитал более 3997 книг. Достижения двух руководителей родственных народов служат примером для всех поколений.

В политической борьбе два предводителя, как оказалось, использовали одинаковые приемы. В казахской истории для курултаев отведено особое значение. Как известно, 12 декабря 1917 года Алихан Букейхан собрал наибольшее количество голосов и стал вождем Алаш – вождем нации.

Днем, когда Мустафа Кемаль Ататюрк, расчистив страну от иностранных завоевателей, встал на путь борьбы за независимость называют 19 мая 1919 года. 23 апреля 1920 года в Турции было торжественно открыто Национальное собрание. Председателем собрания сначала был формально избран старший по возрасту аксакал, но после, собравшиеся единогласно проголосовали за кандидатуру Мустафа Кемаля. В победе Ататюрка в национально-освободительном восстании огромное влияние оказали организованные им два конгресса: Эрзурум и Сивас, названные так в честь городов, в которых они были проведены.

Алихан Букейхан хотел создать Казахскую автономию. Он верил, что если наша страна после статуса колонии России получит автономию, то и до обретения независимости будет недалеко. А Мустафа Кемаль создал республиканский режим через военные достижения. С точки зрения военного аспекта, известно, что Алихан создал армию (милицию), остро чувствуя необходимость организации и воспитания вооруженных сил (Аккулы, 2016: 271-274). В данном случае важно заметить особенность жизненного пути Ататюрка. Мустафа Кемаль окончил военный лицей и сам участвовал в войне. Он отличался от своих современников качествами полководца, был теоретически и практически подкован. Двух лидеров объединяла одна цель ­– улучшение жизни народа. Ученый алихановед Султан Хан Аккулы писал, что Алихан Букейхан как экономист, опираясь на опыт Японии, планировал за 20-25 лет ввести Казахское государство в ряд самых развитых стран мира (Аккулы, 2016). Согласно анализу другого ученого алихановеда Турсына Журтбая, по видению Букейхана все богатства нашей необъятной земли должны служить во благо казахского государства. Вот его слова: «Каждый камешек, поднятый с земли, должен пуговицей крепиться к кафтану казаха»; а также: «Даже кусок шерсти, выработанный на казахской земле, должен вязаной одеждой лечь на плечи казахского гражданина», то есть наша страна должна была стремиться к экономической независимости и единству (Журтбай, 2011).

Широкий кругозор и глубокие знания казахской интеллигенции начала ХХ века, которые позволяли строить планы на примере экономического развития других стран, сохраняя национальные ценности, не могут не удивлять.

Мустафа Кемаль также как и Алихан следил за процессом развития зарубежных стран и использовал их опыт в улучшении жизни своего народа. При его правлении стремительно стали развиваться металлургическая промышленность, банковская сфера, экономика и сфера инвестиций (Atatürkçülük, 1998). Ататюрк в течение всего 10 лет поставил на ноги государство, несколько ослабевшее после войны.

Подытоживая вышесказанное, среди выдающихся деятелей тюркского мира ХХ века важно выделить имена Алихана Букейхана и Ататюрка.

Они посвятили свои жизни служению народу. Их труд неоценим. То духовное наследие, которое они оставили своим потомкам, с каждым годом, с каждым днем обретает еще большую ценность.

Гульжанат ҚУРМАНГАЛИЕВА ЕРЖИЛАСУН

Доктор исторических наук, Анкара, университет Гази

Перевод: М. Ералы

 Литература:

1. Аккулы Султан Хан. Әлихан Бөкейхан: Зерттеулер, мақалалар және сұхбаттар. Алматы: Ер Жанибек, 2016.

2. Аккулы, Султан Хан. “Әлихан Бөкейханов ЮНЕСКО аясында бүкіләлемдік дара тұлға деп танылды”, http://www.inform.kz/kaz/article/2842432, 24.11.2015.

3. Atatürkçülük: Atatürk’ün Görüş ve Direktifleri, Genelkurmay Başkanlığı, İstanbul: 1998.

4. Журтбай, Турсын. “Әлихан Бөкейханов және біртұтас Алаш идеясы”, http://www.qazaquni.kz/?p=10227, 30.12.2011.

5. Журтбай, Турсын. «Ұраным – Алаш». Алматы: Ел-шежіре, 2008, 3 том.

6. Койгелдиев, Мамбет. “Алаш көгіндегі күн – Әлихан Бөкейхан” (интервью), 05.03.2009.

7. Койгелдиев, Мамбет (сост.+введение). Алихан Букейханов. Сочинения. Алматы: Казахстан, 1994.  

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?