Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ И КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА И СОГЛАСИЯ

1178
НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ И КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА И СОГЛАСИЯ  - e-history.kz
Межэтнические и межрелигиозные отношения в республике служат примером для многих стран. В Казахстане исторически сложились традиции мира и согласия

В соответствии с Конституцией, Казахстан утверждает себя светским государством. Согласно статье 4 Закона Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», религиозные объединения отделены от государства. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству. В соответствии с Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятым в 1992 году, граждане республики имеют право создавать и организовывать религиозные объединения в установленном порядке.

Чтобы понять значение произошедших за последние четверть века в религиозной сфере изменений, следует учесть, что в советское время конфессии находились под жестким давлением атеистической идеологии. Официальной линией была политика на вытеснение религии из социальной жизни. Однако религия устояла в XX веке и, в конечном счете, оказалась жизнеспособнее атеистических политических институтов.

Казахстан — страна с конфессиональной точки зрения преимущественно мусульманская. В 1990 году в Казахстане было создано независимое учреждение - Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), которое организует деятельность религиозных объединений, мечетей и вступает во внешние сношения с иностранными мусульманскими организациями. В 2000-2013 годах председателем ДУМК был ученый-филолог, профессор Абсаттар Дербисали. С февраля 2013 года ДУМК возглавляет Ержан Маямеров. Религиозные лидеры Казахстана вносят немалый вклад в общегражданское согласие.

Одним из основных факторов стабильного развития является межконфессиональный диалог, что исходит из положений Конституции Республики Казахстан, установившей равенство граждан страны вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Граждане страны имеют право защищать и реализовывать свои этнокультурные интересы. К религиозной вере за годы независимости в той или иной степени вернулись, по существу, все этносы Казахстана. В стране наблюдается рост числа верующих. Развивается ислам, возрождается православная церковь, осуществляет деятельность иудейская конфессия, функционируют протестантские объединения. Вместе с тем распространение нетрадиционных религиозных культов вызывает определенную озабоченность населения, так как это может привести к социальной дезориентации молодежи. В некоторых аспектах конфессиональных отношений складывается неоднозначная ситуация. В стране преследуются религиозные направления, ведущие экстремистскую пропаганду.

Исламскую религию в Казахстане исповедует, по оценкам аналитиков, порядка 70% населения. В первую очередь, это казахи, а также целый ряд этнических групп: уйгуры, татары, узбеки, турки, дунгане, чеченцы, азербайджанцы, башкиры, ингуши, курды. Абсолютное большинство казахстанских мусульман составляют сунниты, и только небольшая часть верующих придерживается шиитского направления. Второй по распространению религией в Казахстане является православное христианство, которое в основном исповедуют русские, украинцы, белорусы и ряд других этносов. Также присутствуют католическое христианство, иудаизм и буддизм.

В 1990 году в стране было зарегистрировано 671 религиозное объединение, в 2002 году их стало 2,6 тыс., а в 2007 году - 3,4 тыс., в 2009 году более 4200, в 2015 – 3563.

В Республике Казахстан установлены специальные выходные дни связаные с основными конфессиями страны: 10 зуль-хидж (10 зуль-хидж по календарю Хиджры сдвигается ежегодно на 10—11 дней назад) − Курбан-айт и 7 января − Православное Рождество.

В 2009 году была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (ок. 97 % населения), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос.

За годы независимости Астана стала не только крупным политическим, общественным и научным, но и духовным центром. В столице Казахстана представлены храмы всех основных мировых религий.

6 июля 2012 года в Астане Глава государства Нурсултан Назарбаев принял участие в церемонии открытия соборной мечети «Хазрет Султан». Соборная мечеть является одним из красивейших архитектурных сооружений столицы и олицетворяет духовное богатство казахстанского народа. Крупнейшая в Центральной Азии мечеть во время мусульманских праздников сможет вместить до 10 тысяч человек. Новая мечеть «Хазрет Султан» призвана стать многофункциональным духовным и культурно-просветительским центром мусульман Казахстана

Кроме того, в Астане действуют православный Свято-Успенский кафедральный собор, кафедральный собор Римско-католической церкви, крупнейшая в Центральной Азии синагога «Бейт Рахель - Хабад Любавич». Храмовые сооружения Астаны подтверждают миссию Казахстана как страны толерантного сосуществования различных конфессий, как признанного места проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий.

         

 

Открытие синагоги. Астана, 7 сентября 2004 г.

 

Казахстан посещали руководители крупнейших мировых конфессий. В 1995 году Казахстан посетил Святейший Патриарх Алексий II. Незадолго до этого верующим был возвращен замечательный памятник зодчества - Свято-Вознесенский кафедральный собор в Алматы. В Караганде Алексий II отслужил панихиду по жертвам репрессий и высоко оценил те большие усилия, которые предпринимаются в Казахстане во имя стабильности и мира в обществе и душах людей.

 

Большой общественно-политический и международный резонанс вызвал визит в Казахстан Папы Римского Иоанна Павла II в 2001 году. Понтифик Римско-католической церкви встретился с Президентом Республики Казахстан, совершил мессу в городе Астане, выступил перед общественностью в здании Конгресс-холла, прочитал лекцию в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева.

 

«Мир вашему дому». Нурсултан Назарбаев и Иоанн Павел II

 

 

В январе 2010 года Астану с визитом посетил Святейший Патриарх Кирилл, который встретился с Президентом Казахстана, освятил новый, Свято-Успенский собор в Астане. Затем патриарх провел встречи с общественностью в Алматы.

 

Неоднократно - в 2003, 2006, 2008 годах - Астану посещал Генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Шейх Абдалла Бен Абдель Мухсин Ат-Турки, что свидетельствует о тесных связях Казахстана с исламским миром. Шейх Абдалла Бен Абдель Мухсин ат-Турки поддержал инициативы Президента Казахстана по развитию межрелигиозного диалога. С целью обеспечения реализации прав граждан на свободу вероисповедания, укрепления взаимопонимания и терпимости между религиозными объединениями различных вероисповеданий в 2005 году в стране был создан Комитет по делам религии Министерства юстиции Республики Казахстан, осуществлявший в пределах своей компетенции обеспечение прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями.

 

Шейх Абдалла Бен Абдель Мухсин ат-Турки

 

В 2011 году Казахстан столкнулся с вызовом религиозных экстремистов, посеявших страх среди жителей страны. В мае 2011 года в стране было создано Агентство по делам религий.

1 сентября 2012 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал парламентариев внести законодательные изменения с целью ужесточения контроля за деятельностью религиозных организаций. Согласно закону «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятому в конце 2011 года, в Казахстане все религиозные организации прошли обязательную перерегистрацию. Цель регистрации состояла в том, чтобы деятельность религиозных объединений стала прозрачной как для государства, так и для общественности. Одной из основных причин введения этой нормы на законодательном уровне стало желание уберечь граждан от деятельности деструктивных религиозных организаций, чуждых менталитету, традициям, культуре, которые пришли в страну извне и, прикрываясь религией, ведут разрушительную деятельность.

После перерегистрации, завершившейся 25 октября 2012 года, численность религиозных объединений сократилась до 3088. Сокращение численности было связано с ликвидацией малочисленных групп, не прошли перерегистрацию фактически не действовавшие религиозные объединения. Кроме того, отрицательные заключения по итогам религиоведческой экспертизы получили такие объединения, как Саентология, Церковь объединения (муниты), Ахмадие, «Рухани жол» и другие. Была предложена новая классификация религиозных объединений. Если раньше в стране насчитывалось 46 конфессий, то теперь их число составляет 17, на это повлиял и не совсем верный учет некоторых объединений в качестве самостоятельных конфессий.

Таким образом, благодаря конструктивному сотрудничеству государства и религиозных объединений, в Казахстане сформирована собственная уникальная модель межконфессионального диалога и согласия. Благодаря проводимой Главой государства взвешенной политики в сфере религиозных отношений, существуют и развиваются религиозные объединения, соблюдаются права и свободы верующих, конфликтам на религиозной почве. Это результат целенаправленной политики Н.А. Назарбаева. Взаимодействие и сотрудничество в общественном пространстве современного Казахстана, будет и дальше способствовать сплочению и единству казахстанского общества, совершенствования казахстанской модели государственно-конфессиональных отношений.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?