Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«Всемирная генеалогия чингизидов»: cлед в Великой степи

1979
«Всемирная генеалогия чингизидов»: cлед в Великой степи - e-history.kz
Динамичное развитие каждой страны во многом зависит от уровня патриотизма ее граждан.В казахской истории нет ничего, чего казахи могли бы стыдиться.
Патриотизм — это искренняя любовь к Родине, гордость за страну и ее достижения, беспредельная преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, а также постоянная готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Н. А. Назарбаев в своем Послании народу 2012 года «Стратегия „Казахстан - 2050“ особо остановился на вопросе дальнейшего укрепления патриотизма, отметив, что „надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм“. Это прежде всего гордость за страну и ее достижения». 


Патриотизм проявляется в каждодневных словах и поступках каждого казахстанца. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», к своему аулу, селу, поселку, городу, столице патриотические чувства поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной и искренней любви к своей независимой родине, к его насыщенной событиями истории и богатейшей культуре. В патриотизме гармонично и органически сочетаются лучшие национальные традиции казахского народа и представителей всех диаспор с преданностью к служению нашей общей родине, имя которого Республика Казахстан. 

Овладев умами тысяч, миллионов людей, патриотическое сознание способно творить чудеса, становясь мощнейшим ресурсом консолидации и единения народа и стремления к созданию динамичного и процветающего Казахстана. В Послании народу Казахстана «Нұрлы жол — путь в будущее» общенациональный лидер Н. А. Назарбаев особо подчеркнул: «Я убежден, что в новом ответственном витке истории обретет новое звучание и более глубокий смысл наш главный принцип - Казахстан, только вперед!». 

a415e1f3fef7756bdac4cdeb43bf4840.jpg


А двигателем прогресса и поступательного движения нации вперед может выступить только патриотический настроенный народ, кому есть чем и кем гордиться, который «сформирован» на основе национальной истории. 

Как подчеркивает наш президент: «В казахской истории не ничего, чего казахи могли бы стыдиться». Изложение отечественной истории в новом формате, в направлении деколонизации сознания, гордости за свою историю, какой бы она не была, крайне нужно нам для того, чтобы исправить веками насажденную несправедливость и искаженность общественного и обыденного сознания, привитие в сознание каждого гражданина суверенного Казахстана чувства уверенности в том, что его подлинная история и своеобразная и неповторимая культура являются фундаментом дальнейшего строительства независимого государства. 

Глава государства Н. А. Назарбаев еще на презентации открытия экспозиции Кюльтегин в Астане 18 мая 2001 года, сказал: «переосмысление прошлого, анализ сегодняшней жизни и прогноз на будущее — естественные явления. Несмотря на то, что история есть наука о прошлом, ее значение велико как для настоящего, так и для будущего». 

В этой связи события из прошлого нашей страны начала XIII -XIX веков являются наиболее судьбоносными. Во многом этот период важен и интересен прежде всего тем, что на протяжении ровно 600 лет (1224—1824 гг.) правящая верхушка кыпчаков и казахов состояла из потомков Чингисхана. Они, полностью приняв язык и культуру, обычаи и обряды, религию и традиции местного населения, не только влились в страну Великой Степи, но и составили предмет особой гордости местного населения. 

С их именем олицетворялись: сила и разум, храбрость и мужество, дипломатия и ораторство, патриотизм и горячая любовь к своей родине и народу, которую они олицетворяли. История Казахстана практически не помнит слабых и не авторитетных правителей-ханов. Их выборы проходили в открытой, прозрачной, транспоретной и демократических основах. Как правило, на ханский престол выбирались физически сильные, интеллектуально развитые, диплотически подготовленные и справедливые султаны. Именно они сохранили, передали грядущим поколениям традиции почти трехтысячалетней государственности в Великой Степи. Самое интересное: с их прибытием на территорию Казахстана прекратились взаимные распри и мы достигли единства в составе огромной Тюрко-монгольской империи, Золотой Орды, Ак Орды и собственно Казахского ханства. 

В этой связи, книга, подготовленная Табылдиным Г., Набиевым М. «Всемирная генеалогия чингизидов», вызывает повышенный интерес не только у отечественных исследователей, но и у специалистов данной научной темы из других государств. Более того, это издание поистине раритетное и весьма интересное и для рядового читателя из разных стран мира. И вот почему. 

522bcb4e4f70d682e956af8b9e8f2271.jpg


Во-первых, Чингисхан и его потомки резко поменяли ход мировой истории, когда последняя вращалась вокруг Чингисхана и его славных отпрысков, управлявших великими тюрками-кыпчаками. Об этом наиболее ярко и беспристрастно написал великий французский мыслитель Ш.Монтескье: «Ни один народ в мире…не превзошел татар (тюрков) своей славой или величием… Этот народ поистине владыка вселенной; все остальные как будто для того созданы, чтобы ему служить, он также основатель и разрушитель империи; во все времена он проявлял на земле свое могущество… Этому победоносному народу недостает только историков для прославления его чудесных деяний. Сколько бессмертных подвигов погребено во мраке забвения! Сколько они основали империй, которых происхождения мы даже не знаем!». 

Во-вторых, во всем мире проживают потомки Чингисхана, численность которых по последним данным, судя из этого исследования, доходит до 16 миллионов человек, в том числе и порядка 1,5–1.8% современных казахов по мужской линии состоят именно из его потомков. 

В-третьих, империя Чингисхана дала «жизнь» многим государствам мира - Крымскому, Астраханскому, Казанскому, Сибирскому и другим, в том числе и Казахскому ханству, основателями которого также являются потомки Чингисхана — Керей и Жанибек, юбилей которого мы отмечаем в 2015 году. Они же восседали в Китае. Их же следы остались в Европе и Закавказье. 

В-четвертых, «Великая Яса» как и свод военных и гражданских законов Чингисхана оказала огромное влияние на последующие правовые системы многих государств Евразии, в том числе и современного независимого Казахстана, не говоря о традиционном суде биев, «Қасымның қасқа жолы», «Есімнің ескі жолы», «Жеті жарғы» хана Тауке, Каркаралинскую петицию 1905 года и программу партии «Алаш» образца 1917 года. 

В-пятых, важность этой работы состоит в том, что авторы преподнесли прекрасный урок того, как надо вести и реконструировать свое шежире на примере одного из самых влиятельнейших и могущественных правителей той эпохи, «человека тысячелетия» Чингисхана. Это работа — своего рода лучший «мастер-класс» для тех, кто хочет восстановить свою родословную! Причем это не простое увлекательное сочинение, а самая настоящая научная работа на основе авторитетной научной литературы, состоящей из числа 250 исследований. 

В-шестых, на протяжении почти 800 лет, история, которую великолепно исследуют авторы настоящего исследования, потомки Чингисхана продолжали давать о себе знать как носители особого гена, специфического пассионарного заряда, зачастую — с наилучшей и превосходной сторон. К примеру, в истории Казахстана в 1465 году, т. е. ровно 550 лет тому назад, чингизиды-султаны Керей и Жанибек создали сильнейшую по тем временам кочевую державу — Казахское ханство. По сути, это было одно из первых национальных государств в Центральной Азии. Оно появилось задолго до появления собственно Русского государства или Российской империи… 

В 1643 году в Орбулакском сражении другой чингизид казахский хан Жангир во главе небольшого отряда наголову разгромил многочисленное джунгарское воинство, во много раз превосходивших численность коренных жителей Великой Степи, тем самым восславив память своего Великого предка. Этот подвиг весьма соизмерим с величайшим подвигом мужественного правителя спартанцев царя Леонида… 

Или же: ярким «символом» XVIII века в истории Казахского ханства стал еще один чингизид Абылай хан, которого казахи назвали «как воплотившийся дух, ниспосланный для свершения великих дел». 

А в непростом XIX веке навеки восславил Великую степь не менее знамемитый чингизид — хан Кенесары Касымулы, в течении 10 лет державший в трепете и тревоге всю Российскую империю, которого даже его противники в лице видных русских генералов и высопоставленных чиновников одаривали восторженными эпитетами как «Храбрый до-нельзя», «Митридат киргизской степи», «Бузатор», «Мятежный султан», «Храбрый правитель», «Национальный киргизский герой», «Всесокрущающий степной ураган», «Киргизский Шамиль», «Великий батыр». Хан Кене для нас такой же выдающийся правитель как Александр Македонский — для греков, Тигран II — для армян, Чингисхан — для тюрко-монголов, Наполеон Бонапарт — для французов и Петр I -для русских. Известный русский и советский ученый Л. Н. Гумилев назвал хана Кенесары одной из самых сильных пассионарных (выдающихся) личностей во всей казахской истории! 

Российская империя в отношении благородных и честолюбивых чингизидов повела не совсем корректную и честную игру, проводя сознательную политику по их открытой дискредитации в глазах обычных степняков, особенно при назначении на вышестоящие должности ханов, а затем — султанов-правителей Младшего и старших султанов Среднего жузов, делая «ставку» на заведомо слабых и неавторитетных, но послушных и посредственных чингизидов, не признанных народом и дрУгими чингизидами. По административным реформам 1867–1868 годов потомки Чингисхана были полностью отстранены от властных структур на законодательном уровне. А советская власть, как правопреемница Российской империи, также пошла по этому пути, даже выбрав более жесткий и нечеловеческий путь — физически устраняя пассионарных и инициативных чингизидов, которым их «опасный» ген не совсем устраивал. Это случилось во времена политических репрессий 30-х годов минувшего века. Тогда, выжившие от застенков НКВД, потомки Чингисхана скрывали свое этническое происхождение. Покидали места своего традиционоого проживания, пытаясь физически выжить от всесильного ока репрессивных органов. В то же время они геройски сражались на фронтах Второй мировой войны. А в мирное время хорошо проявил себя первый доктор исторических наук из числа казахов-чингизид Ермухан Бекмаханов, попытавшийся написать более правдивую историю хана Кенесары, но поплатившегося за это ссылкой в советские лагеря. 

Непреходящая ценность, высокая результативность, научная достоверность и неоспоримая правдивость генеалогии Чингисхана и его потомков, предложенной в этой удивительной и давно ожидаемой общественностью научной книге, исследователями Г. Табылдиным и М.Набиевым, не вызывает никаких сомнений и недомолвок. Этот тезис мы аргументируем следующими мыслями и рассуждениями: 

Во-первых, работа авторов зиждется на основе многолетнего труда и использований письменной научной литературы как отечественных, так и зарубежных исследователей, в том числе и монгольских специалистов. 

Во-вторых, авторы настоящего исследования использовали и материалы из архивов разных стран мира.

 В-третьих, тот факт, что работа вышла в Париже, а рецензентом является представитель Кембриджской научной школы из Великобритании Ширин Акинер, а научным руководителем всемирно известный академик, антрополог О.Исмагулов еще раз доказывает глубину и фундаментальность настоящего исследования. 

В-четвертых, исследователи использовали огромнейших пласт и различные варианты генеалогии-шежире, широко бытующих среди казахов, которые до настоящего времени не растеряли уникальную традицию владения искусства шежире своих ближних и дальних предков. Как известно, жители степи прекрасно владели как своей родословной, так и чужой. Вот как гласит известная казахская пословица: «Юноша, знающий имена семерых своих предков, может достойно представлять себя среди семи народов». Степняк был вынужден знать казахское шежире в силу действия ряда причин и обстоятельств. Знание родословной консолидировало степные общины, особенно в условиях внешней угрозы. Владение искусством знание генеалогических таблиц позволяло кочевникам знать места расселения и порядок распределения пастбищных угодий. Необходимость заключения браков не ближе седьмого колена также способствовало хорошему знанию своей и чужой родословной. Наконец, прекрасное знание казахского шежире воспитывало у молодежи патриотические чувства. В своей генеалогии они обязательно находили именитых биев, батыров, акынов, балуанов, поэтов, жырау и баев. Они им подражали и старались воспитывать своих детей в духе их великих деяний. 

Вот как об этом оригинально повествует военный губернатор Тургайской области Л.Мейер: «Ничего нет легче, как составить родословную киргизского народа или даже несколько их, — стоит только расспросить несколько киргизов и записать их предания». 

Особенно сведущи в этом деле были бии, акыны и жырау, которым часто приходилось соприкасаться с представителями других степных общин. Не были исключением и сами чингизиды, которые прекрасно осведомленные о своем благородном происхождении, также тщательно вели свое шежире. В последнее столетие -тайно и с опаской. 

В-пятых, авторы настоящей работы опирались на современные достижения социобиологов, генетиков — генографов, что заметно усиливает научную достоверность полученных результатов. Работа заметно усилена алфавитом имен, где практически о каждом чингизиде имеется подробная информация, чтобы читатель не «блуждал» в длинной и подробной цепи генеалогической таблицы, зачастую повторяющихся имен. 

Рецензия на книгу Табылдина Г., Набиева М. «Всемирная генеалогия чингизидов», издание третье, дополненное и измененное, изданная в Париже, на русском языке на 464 страницах. 

З. Кабульдинов, ученый секретарь Национального конгресса историков Казахстана, д.и.н., профессор 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?