Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Экономические реформы в Казахстане

7501
Экономические реформы в Казахстане  - e-history.kz

Становление Казахстана как самостоятельного независимого государства происходило в сложных условиях разрушения прежней командно-распределительной экономической системы и перехода к принципиально новой для страны рыночной экономике.

Как и большинство постсоветских республик, Казахстан с приобретением независимости погрузился в пучину жесточайшего системного кризиса, который давно уже зрел в недрах советской плановой экономики. Вместе с развалом огромного государства распадались привычные связи, уклад жизни и основные ценности общества.

Как известно, до распада СССР у нас имели место три уровня системы управления экономикой: союзный, союзно-республиканский и республиканский. Причем на долю первого и второго уровней приходилось соответственно 43,3 и 48,3 процента, а на долю республиканского – всего лишь 8,4 процента.

Поставками из других республик обеспечивалось более 40% в товарах народного потребления, в том числе, на 100% в легковых автомобилях, мотоциклах, мотороллерах, телевизорах, фотоаппаратах, холодильниках и других сложных изделиях, цены на которые поднялись в 250 и более раз. Ситуация усугублялась отсутствием рыночных структур при господстве государственной монополии в производстве и распределении.

Кризисная ситуация в экономике страны отрицательно отразилась и на состоянии ее транспортной инфраструктуры в целом, и желез­нодорожного транспорта - в частности. Правительство республики в условиях общего развала производства использовало железные дороги как средство решения острейших экономических проблем. Например, обязывало их осуществлять транспортировку угля к потребителям России в обмен на электричество, газ и нефть для других государственных предприятий; перевозку транспортных грузов и пассажиров из Узбекистана по территории Казахстана в счет погашения задолженности за поставленный природный газ.

В отсутствие платежеспособных потребителей транспортных услуг, железные дороги были вынуждены приобретать большинство необходимых материалов и запасных частей бартером. В 1996 году бартер составлял 65% доходов железных дорог. Бесконтрольность в осуществлении бартерных операций привела к образованию на складах железных дорог огромных сверхнормативных остатков товарно­материальных ценностей. По состоянию на 1 октября 1996 г. запасы товарно-материальных ценностей достигли суммы 12,7 млрд. тенге, что в два раза превышало их годовой расход.

Наряду с «болезнями», доставшимися в наследство от СССР, добавились новые, связанные с разрушением единого организма, скрепленного общей идеологией, экономикой и инфраструктурой. При этом Казахстан оказался в более сложном положении, чем другие республики. Он унаследовал фрагменты централизованной экономики, устаревшую инфраструктуру, предприятия и оборудование, не соответствовавшие мировым стандартам, экстенсивное сельское хозяйство. На рубеже 1980-1990-х годов объем экономики снизился на 55%.

С начала 1990 года руководство Казахстана всерьез начало думать о том, что республике придется самостоятельно выбираться из кризиса. К этому времени фактически распался единый народнохозяйственный комплекс, и для Казахстана последствия этого распада были наиболее тяжелыми. Дело в том, что 95% казахстанских предприятий управлялись из центра, и обрыв управленческих, финансовых и административных связей крайне негативно сказывался на состоянии экономики республики. Поэтому руководство республики понимало и не исключало такого поворота событий, при котором Казахстану придется пуститься в «самостоятельное плавание».

В таких весьма трудных для страны условиях Н.А. Назарбаев в своей работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» выдвигает задачу перехода к рыночной экономике, сочетающей государственные и негосударственные формы собственности. И по инициативе Президента в республике развернулись радикальные рыночные преобразования, положившие начало формированию устойчивой модели социально-экономического развития. В начальной стадии рыночных преобразований (1992-94 гг.) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной базы рыночных отношений.

В данной работе Н.А. Назарбаев сформулировал экономическую стратегию страны на ближайшие три года. Элементами становления рыночной экономики в республике были определены: передача собственности в частные руки, урегулирование денежных оборотов, укрепление банковской системы; свободное ценнообразование и активизация внешней торговли; приглашение иностранных инвесторов.

Без решения этих задач страна не смогла бы преодолеть инфляцию и бюджетный дефицит, привлечь и эффективно использовать иностранные инвестиции для подъема экономики. Реализация указанных задач направлялась на устранение негативных последствий кризиса, структурной перестройки экономики и конверсию оборонных предприятий, преодоление технического и технологического отставания, превращения Казахстана в конкурентоспособную страну с экологически чистыми производствами.

Вспоминая эти трудные для нашей страны годы, в одном из своих очередных выступлений в январе 1999 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе Президент Н.А. Назарбаев сказал следующее: «В этих тяжелейших условиях мы приняли единственно верные решения. Во-первых, продолжая гибкую макроэкономическую политику с сохранением плавающего курса национальной валюты, во-вторых пойдя на серьезное сокращение расходов государственного бюджета и укрепление фискальной (налоговой) дисциплины. В-третьих, мы продолжаем политику наращивания инвестиционного потенциала страны и привлечения прямых зарубежных инвестиций. В-четвертых, мы оказали серьезную поддержку своим предприятиям, поддержали село и малый бизнес».

Таким образом, уже в начальный период независимости в условиях экономического кризиса в республике был взят курс на реализацию собственной модели экономических преобразований и перехода к рынку. Важным звеном в экономической реформе было преобразование государственной собственности. Был принят Закон о разгосударствлении и приватизации госимущества. В ноябре 1993 г. была введена национальная валюта. В результате этих мер с конца 1994 г. наметились первые признаки перелома в экономике: наметилась тенденция снижения спада производства валового продукта; снижение уровня инфляции. Для сравнения: в 1993 г. - 2263%, в 1994 г. - 1259%, в 1996 г. - 60%, в 1997 г. - 30 %; некоторые оживления в отдельных отраслях промышленности; увеличились объемы инвестиции в основной капитал. Болезненный переход от командной к рыночной экономике породил в огромных масштабах бедность и безработицу.

Процесс перехода к частной собственности должен был стать необратимым. Этого требовала сама логика того периода. В июне 1994 года Президент Н.А. Назарбаев внес в Парламент Меморандум об экономической политике на предстоящее трехлетие, в котором была определена экономическая стратегия. Она предусматривала проведение жестких мер по реформированию экономики и установлению макроэкономической стабилизации.

Правовой основой разгосударствления и приватизации стали законы Республики Казахстан «О разгосударствлении и приватизации» от 22 июня 1991 года и «О приватизации» от 23 декабря 1995 года. Закон «О разгосударствлении и приватизации» определял приватизацию как продажу государственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим и иностранным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника, в рамках специальных процедур.

Приватизация в Казахстане прошла в четыре этапа. На первом этапе 1991-1992 годы - приватизация носила инициативный характер, когда государственные органы принимали решение после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры. Была разработана первая «Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР на 1991-1992 годы», которая основывалась на идее максимального вовлечения граждан страны в процессы изменений формы собственности через их трудовые коллективы. В условиях продолжающейся инфляции в качестве платежных средств населению безвозмездно предоставлялись жилищные приватизационные купоны.

На данном этапе приватизации происходило формирование рынка жилья, создание необходимых условий для развития рыночных отношений. Были образованы арендные и коллективные предприятия, с аукционов продавались коммунальные объекты, стал постепенно формироваться рынок услуг. Происходившие преобразования дали толчок развитию предпринимательства, формирующего слой собственников. По итогам первого этапа было преобразовано более 4,7 тыс. объектов государственного имущества. От общего количества приватизированных предприятий объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства и другие составили 60%.

Опыт первого этапа приватизации в Казахстане показал, что теперь необходимо было переходить от инициативной приватизации к приватизации по единому сценарию.

Началом второго этапа приватизации в Казахстане (1993-1995 гг.) стало принятие «Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан». Это был наиболее массовый и сложный период в истории приватизации, которая осуществлялась по четырем основным направлениям: малая приватизация (аукционная и конкурсная продажа объектов торговли, бытового обслуживания и производственных предприятий с численностью работающих до 200 чел.); массовая приватизация (предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 чел.); приватизация по индивидуальным проектам (предприятие с численностью свыше 5000 чел.), приватизация агропромышленного комплекса.

При имеющихся масштабах сферы охвата объектов приватизации важное значение имела малая приватизация. В республике было реа­лизовано более 6 тысяч объектов, появились и начали продуктивно работать тысячи частных предприятий, принадлежавших малому и среднему бизнесу. Развивался также феномен «челноков». Характерной чертой «челноков», как коммерческих мигрантов, было то, что их деятельность носила «неформальный» характер; как правило, они занимались торговым бизнесом без официальной регистрации в государственных органах. Купля-продажа товаров, закупленных «челноками» в других городах или странах, была единственным источником их прибыли.

Важное значение имело акционирование по индивидуальным проектам. Так, Алматинский табачный комбинат и Шымкентская кондитерская фабрика стали первыми предприятиями, проданными по индивидуальным проектам. Особенностью приватизации по индивидуальным проектам, то есть «казахстанской модели приватизации», было то, что отечественные предприятия передавались во внешнее управление обычно авторитетной зарубежной компании, которая приобретала на льготных условиях крупный пакет акций и становилась владелицей или совладелицей крупных предприятий.

Кардинальной трансформации подверглось и отношение казахстанцев к иностранным партнерам. В кратчайшие сроки был подготовлен и принят закон «О государственной поддержке прямых инвестиций в Казахстане», где система льгот для иностранных инвестиций была значительно расширена. После принятия этого закона иностранный капитал стал играть решающую роль в росте экономики. В оппозиционных кругах в 1990-х годах продажу госпредприятий иностранному капиталу часто ассоциировали с «продажей государства, национального богатства». И отношение населения к иностранным инвестициям в экономику Казахстана было весьма осторожным, что видно из данных социологического исследования. Ответы на вопрос «Иностранные инвестиции в экономику Казахстана следует поощрять или сдерживать?» распределились следующим образом: 40% – допускать с ограничениями, 29% – следует сдерживать, 11% – следует полностью запретить, и только 9% были сторонниками всемерного поощрения.

И малая приватизация, и приватизация по индивидуальным проектам с привлечением иностранных инвестиций стали важнейшими факторами трансформации общества в целом. Внедрение крупной, средней и мелкой частной собственности в повседневную жизнь казахстанского общества стало фактором кардинальной трансформации общественного сознания.

Третий этап приватизации (1996-1998 гг.) стал этапом перехода к секторным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли, а также в социальной сфере – здравоохранении, образовании, науке и культуре. Именно в этот период начали формироваться отечественные полноценные инвесторы, способные выкупать крупные промышленные предприятия.

В ходе реализации Программы приватизации были определены 10 ведущих предприятий, в которых государство имело долевое участие. В 1999 году была проведена приватизация части государственного пакета акций АО «Народный сберегательный банк Казахстана», а в конце 2000 года – АО «Мангистау-мунайгаз». В дальнейшем были полностью проданы государственные пакеты акционерных обществ «Алюминий Казахстана», «Казахмыс», «Мангистау-мунайгаз», «Актобемунайгаз», «Народный сберегательный банк Казахстана», «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат».

К началу 2000-х годов в Казахстане основополагающие экономические реформы в основном были проведены. Институт собственности был приведен в соответствие с требованиями рыночного хозяйства.

Таким образом, в результате приватизации из госсектора были выведены такие важные сферы, как общественное питание и торговля; легкая, пищевая, обрабатывающая промышленность, предоставление разнообразных услуг, агропромышленное производство, энергетическая и сырьевая отрасли. Конкурентная среда стала развиваться в сферах здравоохранения и образования, особенно высшего.

Четвертый этап приватизации начался с 1999 года и продолжается по настоящее время, который характеризуется новыми подходами к распределению полномочий между различными уровнями государственного управления в вопросах регулирования и распоряжения государственной собственностью. Начало четвертому этапу приватизации было положено Программой приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-2000 годы.

В результате принятых мер с конца 1994 г. наметились первые признаки перелома в экономике: наметилась тенденция снижения спада производства валового продукта; снижение уровня инфляции. При этом оживлению экономики во-многом способствовало введение в 1993 году национальной валюты – тенге, что позволило стране проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, а вместе с этим начать реальные полномасштабные реформы. Принципиально важным шагом в реформи­ровании аграрного сектора стало регулирование земельных отношений, вве­дение частной собственности на землю.

В 2000 году ЕС, а в 2002-м – США признали Казахстан в качестве страны с рыночной экономикой. В настоящее время в мировой экономике Казахстан относится к числу стран с развивающимися рынками. У республики сформировались все направления и формы международных экономических отношений: торговые, инвестиционные, научно-технические, валютные и др. К началу 2000-х годов в Казахстане основополагающие экономические реформы в основном были проведены. Институт собственности был приведен в соответствие с требованиями рыночного хозяйства.

В 2000-х годах, в условиях экономического роста, у государства появилось больше возможностей для финансирования социальной сферы, в том числе науки. Конкретная забота о решении актуальных проблем в сфере науки прозвучала в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана 1 сентября 2021 года. В частности, Президент поставил задачу обеспечить стабильную и достойную заработную плату ведущим ученым, включив ее в базовое финансирование науки. Для этого он считает необходимым внедрить прямое финансирование научно-исследовательских институтов, занимающихся фундаментальной наукой.

Т.М. Аминов,

старший научный сотрудник Института истории государства КН МНВО РК, к.и.н., доцент 


 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?