«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Жужанский каганат как один из первых казахских государств

3603

Прежде всего, важно отметить, что Жужанское государство правильно называть именно Журжанским. Дело тут в отсутствии звука «Р» в китайской фонетической системе, отчего в китайские летописи, а позже и в анналы мировой истории, название «Журжан» вошло как «Жужан». Жужанским государством правили потомки правителей Уйсунской империи, потерявшие власть над ней в I веке до нашей эры.

Хотя Уйсунская империя и состояла из народа жунди (жүнді), страной правил народ хоныр (хунь-хунны). Последние же называли себя «қоңырмын», а упомянутые выше особенности китайской фонетики превратили самоназвание народа «қоңырмын» в «хуньмо».

Китайские летописи пишут, что правители Уйсун брали в жены исключительно представительниц народа хунь, считая, что только они могли произвести на свет наследников престола. Это значит, что династия, правившая государством Уйсун, и племя Асылұя, правившее империей Хунь, сделали взаимное сватовство традицией. Более того, хунны (хуньмо), правившие уйсунами, скорее всего, принадлежали к племени сұрбөрі (сюйбу), которое отвечало за управление судебной системой в империи Хунь.

До III века до н.э. государство Уйсун было маленьким княжеством в Синьцзяне. В то время основное население княжества составляло племя ошақ. Название этого племени на китайском языке должно звучить как «юэчжакы», склонные к укорачиванию чужих названий китайские летописцы переиначили его на свой лад как «юэчжи». Муде шынуй (Модэ шаньюй), основатель империи Хунь, вырос и возмужал именно в стране уйсун-юэчжи, так что вполне вероятно, что хунну, правившие княжеством Уйсун, были его родней по материнской линии. Следовательно, династия сұрбөрі, правившая княжеством Уйсун, и династия Асылұя, правившая империей Хунь, состояли в сватовских отношениях, которые продолжалась до тех пор, пока правление Уйсун не соприкоснулось с китайцами. Любопытно, но современный казахский род ошақты есть продолжение того древнего племени ошақ-юэчжи, а правители Уйсунской империей қоңыр-хуньмо есть современный ру ошақты – қоңыр.

Во II веке до н.э. княжество Уйсун (страна ошақ-юэчжи), опираясь на помощь Китайской империи, захватило Среднюю Азию и основало Уйсунскую империю. К слову, российская историография называла Уйсунскую империю Кушанским царством. Результатом основания империи уйсунов стало то, что китайцам открылся путь в Среднюю Азию, а следом начался Великий Шелковый путь. Однако уже в I веке до н.э. династия правителей Уйсунской империи разделилась на «прокитайский» и «прохуньский» блоки, каждая из которых оспаривала взаимную власть. В конце концов, прокитайский блок победил, а проигравшие отступили в сторону Каспийского моря. Эти события вошли в историю как «Конфликт юэчжи и уйсунов».

Китайские источники пишут, что в I веке н.э. на северо-западе Кангюйского государства существовала страна Уи-бэй-го. Лев Гумилев в своих трудах название этой страны исказил, назвав угорским племенем. Более того, не существует доказательств в пользу мнения пророссийских историков, что угорские племена жили в Казахстане и Средней Азии. Поэтому, вполне возможно, что правильное название страны Уи-бэй-го «Үй Бөрігун». Если это так, то получается Бөрігун – это хуннское племя сұрбөрі, как мы выше отметили, люди из которого правили империей Уйсун и часть из которых была вынуждена уйти к берегам Каспийского моря (указывается озеро Тенгиз). Так, признававшиеся некогда принадлежностями гуннских правителей древние реликвии, найденные в местности Алтынқазған Мангистауской области, скорее всего, принадлежали именно бывшим правителям, изгнанных из империи Уйсун и позже основавших Жужанский каганат (жужан-журжан).

То, как появилось само название «Жужан» можно проследить в двух вариациях:

1) Хотя сами они были из хуньского племени сұрбөрі , основной силой народа было ру тазжүрек из племени ошақ (юэчжи). По этой причине местные племена Прикаспийского моря называли их «жүр-жан». Каспийское море с того времени до ІХ века называлось Журжаном, а ру тазжүрек образовалось как племя Таз, которое и сейчас находится в этом регионе.

2) Согласно китайским источникам, слово «жужан» обозначает «жер бауырлап жүру» (медленно ползти). Мы уже говорили, что слово «жужан» правильно произносить «журжан», «сидеть, не имея опоры под ягодицами, согнув колени и опираясь на стопы» на казахском языке говорят «жүрелеп отыру», т.е. «сидеть на корточках». В основном так было принято сидеть у горных народов (у таджиков и в странах Кавказа). Мы говорили, что группа жужан-журжан потеряла власть над империей Уйсун в I веке. Небольшое княжество Уйсун возникло в стране юэчжи-ошақ, которая изначально находилась в горном крае Синьцзяна. Поскольку ее правителями были люди Хунь, которых китайцы называли «сюнн» («дикие»), китайцы называли княжество как Ю-сюн (в смысле «дикое королевское княжество»). Народ того же Уйсунского (ю-сюн) княжества, страна юэчжи-ошақ, относится к древнему горному народу жунди-жүнді. Значит, у народа княжества Уйсунь и у его правителей был привычка «сидеть на корточках», те, кто потерял власть над этой страной и поехал в Мангистау, местные жители Мангистау называли «жүр жандар» (в смысле «жүрелеуші адамдар», т.е. люди, сидящие на корточках).

В конце III века эти журжан-жужаны, вышедшие из прибрежных районов Каспиского моря (озера Тенгиз) захватили центральноазиатский регион империи Уйсун и установила там свою власть, тем самым, вернув власть, которая принадлежала их предкам. Лев Гумилев об этом писал, что «китайские данные доказывают, что земли Уйсунов были захвачены хунами в конце III века». Таким образом, в начале IV века на современной территории Казахстана и Средней Азии возникло государство Журжан («жужан»).

Правители империи Уйсун, в свою очередь, сохранили свою власть только в регионе нынешнего Синьцзяня, а также прибрали к рукам власть в Северном Китае. Известно, что главной военной силой уйсуньской династии, правившей в Северном Китае, было племя «табгачи» или «тоба» (табын). Современный казахский ру табын есть их неотрывное продолжение, а табынский ру коныр из правящей династии хуньмо, правившей империей Уйсун и в последующем Северным Китаем. Также казахский ру тобыкты и тувинская нация на Алтае, скорее всего, были образованы из того же племени «табгачи-тоба».

Во второй половине IV века, в 367 году н.э., журжаны (жужаны) начали завоевательный поход и на этот восточный регион, которое позже получило название «Война тоба и жужан». Выше мы говорили, что предки жужанов происходили из усуньской правящей династии. Более того, в китайских летописях говорится, что жужане признавали, что они и правящая Северным Китаем династия тобгач-тоба происходили из одного народа. Другими словами, правители жужана и тобгач-тоба признавали о взаимном родстве, так как принадлежали к династии правителей Уйсун. Так, корни современного ру қоңыр из племени табын ведут к той же уйсуньской династии «қоңыр» (хуньмо). Из этого следует, что тобгач-тоба это и есть племя табын, а их правители – правящая династия Уйсунов.

Российские ученые исказили эти факты, назвав народы тобгачи и жужан монголоязычными народами сяньби. Доказательство тому дается в китайских исторических хрониках «Ляншу» и «Наньши», где сказано, что жужаны являются родственным племенем для хунь. Династийная история «Вэйшу» также указывает на то, что «племя жужанов из суншу». Специфичность китайской фонетической системы предполагает одинаковое звучание для слов «сюнну» и «суншу», т.е. третий факт подтверждает два предыдущих. Российские же ученые, интерпретируя «суншу» как «сяньби», заявили, что «жужаны – сяньбийское племя». Затем, используя родство жужанов с тоба-табгачами, они пришли к выводу, что «тоба-табгачи тоже сяньби». Однако два из трех фактов говорят, что «жужаны - племя, родственное хунь», следовательно, и жужаны, и тобгач-тоба были тюркоязычными народами. К примеру, корни названия тоба и названия народа тува являются одинаковы. Кроме того, всем известно что народ тува тюркоязычным народом.

Во времена жужан-гунн на Кавказе утвердилось хунзакское племя Абыр (абар), от которого образовалась современная аварская нация. Из китайских источников известно, что в I веке н.э. племя абары жили в горах Тарбагатая и остановило сяньби-китайскую армию, которая вытеснила на запад народ хунну. Считается, что сами абары в IV веке переместились на землю империи Уйсун (ныне Алматинская область). Следовательно, племя абар в составе армии журжан, участвовало в захвате империи Уйсун. Известно, что большая группа абарских племен в составе журжанской конфедерации отправилась на Кавказ, а в VI веке - в Европу, где и установила знаменитый Аварский каганат. Очевидно, что современная аварская нация в Дагестане - это абыр-абарцы, которые переселились из наших земель.

Одна из групп мангыстауского племени мангы (маңғы) участвовала в покорении Кавказа в составе той же журжанской конфедерации. Пик Адай-хок в Закавказье, горное ущелье Адай, династия дигорских Адаев, северо-кавказское племя Мангыт (маңғыт), составляющее часть ногайского народа – все это признаки присутствия тут племени мангы. Еще одна большая часть из племени мангы обосновалась на современных терриориях Монголии и Маньчжурии, куда прибыла в составе армии журжанского каганата. Любопытно, но племя маңғыл (мангыл) времен Чингисхана было тем же племенем мангы, прибывшим из Мангистау во времена жужанов. В чингисхановские времена в составе племени мангыл существовал ру тайджут, название которого было лишь китайской вариацией названия адайжұрт (адайжурт). Именно под названием «тайджут» адайжурт вошел в китайские летописи.

В те времена на территории современной Манжурии обитал народ кидан-сяньби. Они называли своих захватчиков - мангы и журжан – «манжур» («ман» - мангы, «жур» - журжан), что и дало впоследствие название этому региону.

Сами киданы были потомками древних сяньби. Сяньби же были образованы благодаря смешению народа древней китайской страны Ся, ушедшей на север, с племенем ху (племя ху - предки японцев и корейцев). Другими словами, сяньби возникли при смешении китайцев и народа ху. По этой причине они позже стали называться «худан» (в значении – от народа ху). Китайская письменность повлияла и на это название, сделав из «худан» «хидан», которое и вошло в историю. Вероятно, сами жужан-манжуры называли подчиненный им народ кидан-сяньби просто «қидан халқы» (киданский народ). Позже это название претерпело изменение, оставив лишь часть «халқы». Поэтому сяньби-киданы позже стали называться «халха». Подтверждением этому служит то, что современные монголы - это те же халха, а монгольский, японский и корейский языки являются родственными.

Под влиянием кидан-халха и, позднее, во времена правления Китая, под влиянием китайского языка манжуры потеряли «жужанский» тюркский язык. Однако у них все еще сохранились «казахские» признаки. Как известно, ру, захвативший Китай в ХVIІ веке и установивший империю Манжур-Цинь, назывался «журжен», и их нужно считать потомками правящей династии каганата Журжан (Жужан). Манжурская армия состояла из кидан-халха, а те халха, что ныне вхожи в состав монгольской нации, пришли в Монголию только в ХVIІ веке. До этого этот регион был занят только казахскими племенами, затем там в течение короткого времени правило Джунгарское ханство, а уже потом туда прибыла империя Манжур-Цинь.

Подводя итог, можно засвидетельствовать, что правильное название жужанов – «журжан», а племя мангыл (маңғыл) времен Чингисхана - это племя мангы (манғы), пришедшее от Каспия (племя тайджут-адайжурт, т.е. племя адай). Далее, племя мангыл времен Чингисхана и современные халха-монголы не имеют родственных связей, но народ манжур, правивший ими, и племя Чингисхана мангыл являются родственными, а правители обоих являются потомками журжанской Асылуя.

Китайские летописцы также обозначали хуннов словом «сюнну», что значило «дикий». Название «сюнну» позже на китайском языке стало читаться как «най», о чем писал в своих исследованиях французский ученый Марсель Гране. Это китайское слово «най» переводится как «молоко». Это же название закрепилось за сюнну-хунь, жившимм в приграничном районе Китая, питавшихся молочной пищей, в значении «народ, питавшийся молоком». Фактически это говорит о том, что китайцы начали называть своих соседей - южных хуннов словом «най» сразу после I века, когда распалась Хуннская империя. Китайские источники показывают, что эти южные хунны создали три мелких княжества, одно из которых называлось Юйвэнь. Во времена тоба-жужанских войн эти княжества исчезли и народы, населявшие их (най-хунь), под давлением Китая ушла на запад. Переезд возглавила группа Асылуя, потому что хунны признавали своими правителями только эту династию.

Китайские летописи содержат сведения о том, что племя теле-телегут, использовавшееся жужанами в качестве армии, восстало и создало свое государство. Вполне вероятно, что тот бунт начали пришедшие с юга и убедившие теле-телегутов в своей власти най-хунны. Такой вывод делается на основе следующего. В том регионе появилось государство Юеван, которое также называли «державой Хунь». Схожее название носило и хуннское государство Юйвэнь, созданное на китайской границе. Китайские летописи подтверждают схожесть названий этих государств и то, что оба государства были основаны хуннами. Китайские данные также говорят, что в состав юеванского государства входили земли нынешней Алматинской и Восточно-Казахстанской областей, т.е. регионы, населенные племенем найман. Получается следующее. Когда государство Юйвэнь на китайской границе было уничтожено, най-хунны ушли на северо-запад, где вступили в союз с племенем теле-телегутов и установили державу Юеван. Отсюда вытекает, что нынешние толегетай в составе найманского племени были образованы из тех теле-телеутов. Позже северная часть государства Юеван подчинилась жужанам, а южная была захвачена эфталитами. Тем не менее, вполне можно сделать вывод, что най-хунны обосновались в этом регионе и управлялись группой Асылуя. Часть из най-хуннов, что жили вдоль реки Найка на севере, дали название этой реке. Вполне вероятно, ру нойгу из киргизов является их потомками. Большая часть этого народа нойгу вместе с татарами были военной силой империи Сяо (Асуя) XI века (Татарское ханство). Это государство было уничтожено Чингисханом, а татары и нойгу отошли на запад и захватили степи до Восточной Европы (времена, когда этот регион стал называться Тартарией). Татары в современной России - это татары, пришедшие с Востока, а народ нойгу - это основа ногайского народа, близкого к казахам родственника. По этой же причине истории современные астраханские татары говорят, что они ногайцы, а Татарстан привлекает их к себе как татар.

Часть народа най-нойгу была близким союзником племени мангы (маңғы). Поэтому их союз назывался «наймаң», а современное племя найман образовалось в результате этого союза. Так, ру найманов (кокжарлы, матай, базархан, караша, каржау, тиней, балыкшы) и ру мангистауских адайцев (жары, матай, базар, караш, каржау, тиней, балыкшы) можно назвать родственными. Племя Асан в составе найманов и племя Акнайман, вероятно, образовалось от людей династии Асылуя, правивших государством Юйвэнь. Поэтому не будет ошибкой сказать, что из части хуннов, оставшихся в I веке на китайской границе во времена жужан, и впоследствии перебравшихся на территорию современной Монголии и Казахстана, образовался ногайский народ и племя найман. Что касается утверждения, что найманы произошли от кидан, то это лишь одна из многочисленных фальсификаций российских иезуитов. Целью этой лжи является попытка доказать, что найманы изначально говорили на языке кидан-сяньби и, следовательно, были монголоязычным.

Династия, правившая царством Жужан, позже стала называться «шивей». Это объясняется следующим образом. Итак, правящей династией журжан были «сұрбөрас». Это составное из двух слов, а именно «сұрбөрі» (сюйбу, название хуньского племени предков правителей жужана) и «асылұяң» (силюань, название племени правителей по материнской линии). Сұрбөрі (сюйбу) это и есть знаменитое племя «көкбөрі», а объясняется это тем, что слова «көк» и «сұр» на казахском языке употребляются в едином значении («көк аспан» и «сұр аспан»).

В персидско-греческих письменах название «сұрбөрас» встречается как «савир». Поэтому государство, установленное жужанами в Закавказье, вошло в историю как Савир. О том, что в то время Каспийское море называлось «Журжаном», а народ государства Савир на Кавказе позже превратился в христианскую нацию «Журзан» (Грузия), свидетельствуют труды арабского историка аль-Масуди. Более того, рукописи византийского историка Прокопия показывают, что город Тифлис был столицей королевства Ивир (Савир) до середины VI века. В этих же рукописях говорится, что народ Ивир (Савир) является пришлим народом из северных степей.

Конечно, современный грузинский язык нельзя назвать тюркским, так как известно, что в далеком V веке савирские цари приняли христианскую религию из Византии, поэтому византийский церковно-греческий язык изменил их казахский-тюркский до неузнаваемости. Правда, у грузин сохранилось много тюркских-казахских слов. Выше мы писали, что военная мощь страны Савир на Кавказе была абыр-аварским племенем. Историкам известны ранние христианские реликвии и надписи, в которых видно, что дагестанские авары и грузины изначально были единоверцами с одинаковой письменностью на основе Византийской письменности. Сам этот факт свидетельствует о том, что савир-журжаны в Закавказье – это и есть современный грузинско-журзанский народ, а авары во времена тех же журжанов - современные дагестанские авары.

Уйсуны происходят от древнего горного народа жунди, символом которого была горная птица Тазкара. Выше сказано, что установившие империю жужан вместо империи уйсун, также являются ветвями династии уйсун. Поэтому у них, у династии сыйбөрас (сұрбөрас), и сохранился символ Тазкара. Произошедшая позже борьба с Тюрки Ашина за власть изменила «сұрбөрас» на «шибөраш» («аш шибөрі», дословно - голодный шакал). Китайские же летописцы переделали «шибөраш» на «шивей».

Существует версия, что «династия Чингисхана - потомки древних шивей», и последующие манжурские журженские правители также признавали себя потомками древних шивей. Династия Чингисхана добилась изменения названия «шибөраш» на «борижигин» (по-китайски «боджигин») после Х века. Их же среднеазиатские родственники, принявшие мусульманство, объединились с простыми племенами и стали обычным казахским племенем. Они сменили неприятное название «шибораш» на «шапыраш». Другими словами, потомок племени Шапырашты был родственником рода Борижигин Чингисхана. Эта же связь, в конце концов, упирается в династию шибораш-сүрбөрас, правившую империей Жужан.

Царство Жужан - одно из самых древних национальных государств казахского народа. Ведь в I веке империя Хунь, существовавшая на территории современной Монголии, распалась, и большая часть ее населения перешла в степи современного Казахстана, населенные сакским народом. Таким образом, два великих кочевых народа, языки которых были связаны и смешаны на современной казахской земле, пережили процесс превращения в единую нацию между I и VI веками. Власть их находилась в руках правителей хуннов, поэтому эту землю народ империи Уйсун называл «Құңзақ» (Хунзах). В названии Хунзаха вместо современного казахского слова «жақ» употреблялось «зақ» в значении «земля хуннов» («құң жері»). Следовательно, соседи называли нашу степь Хунзахом, а потом так стали называть и его народ. Поэтому хунны и саки, соединившиеся в нашей степи, на рельефе нескольких столетий сформировались как единый народ Хунзах. Это произошло между I и V веком нашей эры. В период с V по VІІ вв. название Кунзак было изменено на «Қазақ». Другими словами, часть «-ұң» в названии» «Құңзақ» вышла из употребления. Название сократилось и из изначального «Қзақ» окончательно закрепилось как «Қазақ».

О том, что во времена царства жужана наш народ назывался Құңзақ, свидетельствует племя абыр, которое в IV веке в составе жужанского войска обосновалось на Кавказе. Их народное название «Құңзақ» до сих пор сохранилось в современной дагестанской аварской истории, а значение «Құңзақ» на аварском языке известно ученым как «земля хунь». Известно, что это же абыр-аварское племя установило в Европе знаменитый Аварский каганат, центром которого была нынешняя венгерская земля, народные названия которых сохранились в современной Венгрии (к примеру, названия населенных пунктов «Кишкунзак», «Надкунзак» и т.д.). Однако иезуиты России попытались исказить и это, убеждая, что это «искаженные формы названия кыпчак», и до сих пор популяризируют эти ложные выводы.

Европейские рукописи древности говорят, что абары завязывали свои волосы сзади. Мы уже говорили, что «Құңзақ» - изначальное название нашего народа, а в то время ру абыр был его частью. Оставшихся представителей ру абыр у нас раньше называли «жалды абыр» (дословно – гривистый абыр) из-за традиций собирать волосы на затылке. Позже «жалды абыр» стало «жалабыр», пока окончательно не утвердилось как «жалайыр». К слову, возможно, современная киргизская местность «Шалдабар» изначально тоже было «Жалдыабыр».

Когда распался Журжанский каганат, во времена, когда на его месте династия Тюрки Ашина установили Тюркский каганат, наш народ уже стал называться «ҚАЗАҚ». Эти и вышеприведенные данные, рассказывающие о племенах ошакты, табын, тобыкты, найман, шапырашты, жалаир (жал-абыр), свидетельствуют о том, что казахский народ является прямым неразрывным потомком древних саков и хуньских народов и древних усуньских племен.


Автор: Аян Аден