Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахстанцы в рядах движения Сопротивления

3336
Казахстанцы в рядах движения Сопротивления - e-history.kz
Тема участия казахстанцев в борьбе с фашизмом никогда не теряет своей актуальности, особенно в этом году, когда мы празднуем 75-летие Победы. Советская историография отличалась своими принципами в освещении военной тематики, в частности, подвергалось глубокому моральному осуждению, общественному порицанию исследования судеб казахстанцев, попавших в гитлеровский плен, вступивших в ряды так называемого «Туркестанского легиона».

Не секрет, что многие солдаты, бежали из плена и вливались в ряды Сопротивления, боролись с фашизмом в партизанских отрядах. Как оказалось, это тема достаточно обширная. Лишь с обретением независимости историки, краеведы и любознательные исследователи обратились к этой проблеме. Зарубежные архивы оказались богаты документами, в которых упоминались имена казахов, участвовавших в отрядах движения Сопротивления. В этой связи стоит отметить исследовательскую работу кандидата филологических наук Болата Баймуханова. Сотрудник Актюбинского государственного университет им. К.Жубанова изучил документы, дневники участников-казахстанцев.

Одним из специфических и закономерных явлений Второй мировой войны было Движение Сопротивления. В силу своего происхождения, оно носило не столько национальный, сколько интернациональный характер.

Бойцы европейского движения Сопротивления проявляли международную солидарность в совершенно различных формах сотрудничества: участвовали в европейском партизанском движении, вели антифашистскую борьбу в лагерях военнопленных, концентрационных лагерях, организовывали побеги заключенных, перебрасывали их за линию фронта или за пределы страны и т.д.

В рядах партизанских отрядов отдельных стран против немецких захватчиков сражались представители разных народов, среди которых были советские солдаты и офицеры, совершившие побег из гитлеровских лагерей военнопленных. Советские антифашисты, в том числе казахи по национальности, активно включились в движение Сопротивления и считали своим патриотическим и интернациональным долгом бороться против нацизма и геноцида в той стране, куда их забросила судьба. Антифашистская борьба велась на территории СССР, Польши, Чехословакии, Югославии, Бельгии и других стран. По всей Европе шла ожесточенная борьба за освобождение от фашистского порабощения. Вторая мировая война не была войной одного государства против другого. Война шла за существование не отдельных народов, а мировой цивилизации в целом.

Первый Президент РК - Елбасы Н.А. Назарбаев на торжественном собрании, посвященном 60-летию Великой Победы над фашистской Германией, подчеркнул: «мы с благодарностью вспоминаем и тех, кто мужественно сражался не только на фронтах, но и во вражеском тылу. Свыше 3 тысяч наших земляков воевали в партизанских отрядах России‚ на Украине, в Белоруссии, Югославии, в других странах, героически сражались в рядах движения Сопротивления».

Народно-освободительная война и участие в ней бойцов Сопротивления оставили народам Европы не только победные завоевания, но и летопись героизма антифашистов в виде военных мемуаров, партизанских дневников, писем и записок. Среди таких исторических документов сохранился дневник батальонного комиссара Тультая Шанова. Отважный боец югославской армии, партизан-казах в своем дневнике подробно описал сюжеты героической борьбы. Как писал Т. Шанов, в сентябре 1943 года на базе словенского партизанского отряда был сформирован 2-ой ударный русский батальон при 18-ой дивизии Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) из числа советских военнопленных, совершивших побег из фашистских концлагерей. Командиром этого батальона был молодой казах Бейсен Раисов, а политкомиссаром Тультай Шанов. Более тридцати месяцев бойцы батальона показывали примеры мужества и героизма, участвовали в 180 боях, уничтожили около 9000 фашистских солдат и офицеров, разбили 40 опорных пунктов врага, захватили много оружия и боевой техники противника. Батальон совершил героический рейд по Словении, Бенечии, Гории-Требуш, Ледине, не смотря на мороз, погоду в горах, обходя ущелья и пропасти.

Стоит отметить, что в партизанских бригадах, составлявших основную часть НОАЮ, по сравнению с представителями других народностей, превалировала казахская национальность. Например, только в одном 2-ом Ударном русском батальоне насчитывалось около 100 казахов. И это не случайно. Причиной преобладания казахстанцев в партизанских отрядах Югославии являлось особое уважение к казахскому народу самого Тито - главнокомандующего НОАЮ. История югославского вождя крепко связана с Казахстаном. В годы Первой мировой войны молодой югославский унтер-офицер Тито попал в русский плен. Во время большевистского переворота участвовал в боях за установление Советской власти в Сибири и Казахстане. В 1919 году, после очередных боев с колчаковцами, он оказался в населенном пункте «Домбай» в близи г.Омска, где его спрятал и приютил состоятельный казах Исай Жаксынов, у которого молодой Иосип работал механиком элеватора. Совим трудолюбием Иосип заслужил особое расположение Исай ага, который к нему относился как к своему сыну. В период двухлетнего пребывания в этом дружелюбном казахском ауле Иосип научился многому: языку, ритуалам, обычаям местных жителей, с интересом изучал историю, культуру и традиции казахского народа.

Кроме того, в 30-е годы мать Иосипа Тито - Пелагея Броз была направлена Москвой для налаживания коммунистических связей с Восточным Туркестаном (т.е. с провинцией Синьцзянь), работала в г. Жаркент учительницей, а сын Тито, будучи членом Коминтерна, не раз навещал ее. Частое пребывание и проживание в Казахстане убедило будущего маршала Югославии к мысли о том, что казахи – дружелюбный, искренний, воинственный народ, которому можно доверять самые серьезные мероприятия.

В дальнейшем, в годы войны, главнокомандующий НОАЮ Тито зачастую назначал командиров из числа казахов, всегда бойцов-интернационалистов во главе с ними направлял для выполнения самых ответственных заданий, и после успешных боев их, в первую очередь, награждал боевыми орденами и медалями. Например, Тультай Шанов получил из рук легендарного маршала Тито высшую военную награду Югославии орден «За храбрость», медаль «За героизм».

С окончанием войны и обретением Югославией свободы Президент СФРЮ Иосип Броз Тито подчеркивал, что «Югославия никогда не забудет многих тысяч советских героев, которые в ходе борьбы с фашизмом и на полях сражений в Югославии, плечом к плечу с нашими воинами проливали кровь и жертвовали жизнью». Среди этих героев были бойцы 2-го ударного батальона. 

Как писал в своем дневнике батальонный комиссар Тультай Шанова, вместе с сербо-хорватскими бойцами Миланом Осрадкаром, Очаком Драговичем, Марко Редилоном, Мирко Чекичем, Михо Джуричем, Велемир Петровичем и др. о бок в бок сражались за освобождение Югославию и наши земляки: Бейсен Раисов из Балхаша, Арык Есентаев из Актобе, Бошай Канапьянов из карагандинских степей, Аманжол Сагнаев из Иртыша, Акмаганбет Козыбагаров из Акмолы, Тельжан Желкожанов из Кокшетау и многие другие. Казахские джигиты, воевавшие вдали от Родины, заслужили немало боевых наград Югославской Армии, домой возвратились героями Движения Сопротивления и победителями Великой Отечественной войны.

Однако в родной стране их ожидало непонимание со стороны властей и родственников. Так, например, Т. Шанов - один из 50-ти тысяч советских офицеров и солдат, совершивших побег из фашистских застенков и ставших активными участниками партизанского движения вплоть до 60-х годов прошлого века, не раз испытывал к себе неприязнь и предвзятое отношение со стороны властей. Боевого командира отделения 198-ой стрелковой дивизии по возвращении на Родину поставили на оперативный учет НКВД. Его считали подозрительным элементом, обвинили в измене Родине‚ не причисляя к категории участников войны, сослали в отдаленную местность «Шошкакуль», в 500 км от райцентра, категорически запретили поездки в другие районы области, не принимали в члены КПСС, лишили и голоса избирателя. Тультай Шанов до конца своей жизни оставался рядовым учителем.

Такая же участь выпала на долю боевых друзей Тультая Шанова. Например, преследованиям подверглись бывшие советские военнопленные, которые бежали из немецкого плена и участвовали в Движении Сопротивления в оккупированных Германией странах Европы. Так, Бейсен Раисов из города Балхаш - бывший командир 2-го ударного батальона НОЮА, с кем Т.Шанов вместе руководил ударным батальоном, и о полководческом таланте которого в годы войны непрерывно писала югославско-советская пресса тоже подвергся к преследованию и гонениям со стороны НКВД. Обстоятельства вынудили его перебраться в Туркменистан, где он через несколько лет умер в забвении.

После возвращения на Родину были ущемлены права, ограничена личная свобода и другого легендарного партизана из Казахстана Зиямата Усмановича Кусанова - Героя Советского Союза и Народного Героя Болгарии, бывшего военнопленного, совершившего побег из немецкой тюрьмы, присоединившегося и участвовавшего в Движении Сопротивления, чья золотая звезда Героя своего обладателя (в его лице) нашла через 20 лет после войны. Он тоже как Т.Шанов состоял на оперативном учете НКВД, жил и работал рядовым учителем математики (хотя имел высшее образование и боевой опыт командира), за пределы своего села никуда не выезжал, подозревался в измене Родине, пока живые свидетели его героических подвигов не дали знать миру о нем, как об отважном бойце дважды «погибшего» при исполнении боевых задании под Курском и во вражеском тылу в Болгарии и оказавшегося среди живых.

Почти такую же, даже значительно хуже судьбу переживал другой антифашист актюбинец Кандоз Жаумбаев. Вне зависимости от правильного его поведения в плену, несмотря, на успешный побег из фашистского лагеря и активное участие в партизанском движении во Франции, после возвращения в родное село в 1948 голу он был осужден на 15 лет заключения, 8 лет из которых отсидел в Карлаге, только в декабре 1955 года был амнистирован и вернулся домой, однако, обвинение его в «измене Родине» осталось.

Среди казахстанцев, участников Движения Сопротивления, были и есть ныне люди, невинно пострадавшие и подвергавшиеся преследованиям, всяким лишениям и ограничениям прав и свобод. Вся эта черная полоса в жизни вышеупомянутых героев, отважно борющихся ради жизни на земле в странах Европы: в далеких горах Югославии, на берегу Адриатического моря и полноводных рек Дунай, Савва и Сена, в городах Альби, Тулуза и др., оказалась следствием того, что отношение к советским военнослужащим, попавшим в плен тогда формировалось в соответствии с мнением И.В. Сталина о том, что воину Красной Армии лучше погибнуть, чем попасть во вражеский плен. Эта идея была закреплена в советском законодательстве «Положением о воинских преступлениях» (1927), которое устанавливало равенство понятии «сдача в плен» и «добровольный переход на сторону противника». Несмотря на то, что многие военнопленные в 50-ые годы были реабилитированы, при применении секретного постановления «Об устранении последствий грубых нарушении законности бывших военнопленных», принятых позже снова были ущемлены права бывших военнопленных: они (эти же люди) просто подлежали амнистии, а обвинение их в «измене Родине» осталось.

После распада СССР по настоянию общественности и отдельных политических деятелей вопрос о военнопленных был пересмотрен Президентом РФ Б. Ельциным, в результате чего он подписал Указ «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной и в послевоенный период». Несмотря на то, что властные структуры Казахской ССР в тот период были только непосредственным исполнителями воли центрального руководства СССР, не пора ли сегодня нынешнему правительству РК (как одному из правопреемников тогдашнего правительства Союза) тоже принять примерно такой же документ в отношении казахстанских граждан, невинно пострадавших после войны от произвола авторитарно тоталитарной системы. В материалах по делу военнопленных имеются факты о том, что 49 казахов бывших участников движения Сопротивления в Европейских странах в 1946 году после возвращения на Родину были приговорены к смертной казни, которая позже была заменена лишением свободы на 25 лет. Благодаря процессу обновления общества эти люди позже были амнистированы, однако статья по обвинению их «в измене Родине» за ними осталась.

Итоги и уроки народно-освободительный борьбы в годы Второй мировой войны представляют собой громадную и непреходящую ценность для всех народов мира Время всегда измеряется памятью. Поэтому раскрытие итогов и уроков Движения Сопротивления имеет огромное значение в деле укрепления международного сотрудничества и обеспечения мира во всем мире.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?