Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Откуда появилось Тенгрианство

6056
Откуда появилось Тенгрианство - e-history.kz
Тенгрианство – вера в обожествленное небо, в свое время широко распространенная в среде кочевников евразийского континента

В разные годы об этой религии писали Чокан Валиханов, Лев Гумилев и Олжас Сулейменов. Портал Qazaqstan Tarihy, опираясь на труды исследователя Бекжана Аденулы, также предпринял попытку проследить историю возникновения и распространения Тенгрианства

Материал написан на основе книги «Тайная история казахов» Бекжана Аденулы

III тысячелетие до нашей эры. Дальние предки современных китайцев тогда населяли южные территории равнинной местности Центрального Китая и находились в натянутых отношениях с народом жунди, обитавших в северных и западных горных районах страны. Еще севернее от жундийцев, в засушливых степях жил народ хунь (хоныр).

 

«В III тыс. до н. э. китайцами правил мифический император Хуан-ди. Предки китайцев якобы вели непрекращающиеся войны с другими племенами, такими как жуны — «рыжеволосые дьяволы» и ди. Отмечено племя «хунь-юй», это племя жило в степях севернее жунов». История Хунь

 

Как уже известно, народ жунди состоял из, как минимум, четырнадцати племен. Бескрайние густые болотные леса, туманная, горная местность сформировала внешний облик народа, проявив у них рыжеватый цвет волос и голубые глаза. Еще одной отличительной чертой народа был густой волосяной покров на лице, за что их соседи народ хунь (хоныр) и дали им название «жунди» (волосатый). Жундийцы, к слову, также дали им их название хунь (хоныр, коричневый). 

Видимо, жундийцы поклонялись огромным хищным горным птицам. Как известно, ученые признают, что уйсуны относятся к народу жунди. Мы доказали, что уйсуны - это название княжества племени юэчжи, т.е. уйсун и юэчжи - два названия одного народа. Вообще, "юэчжи" - это китайский вариант произношения слова ошак. Современное казахское племя ошакты в уйсунской группе и есть то самое племя юэчжи. Из древнегреческих источников известно, что юэчжи, создавшие Тохаристан, поклонялись горной  птице Тазқара (в переводе "птица с лысой головой"), в честь чего народ и брил свои головы налысо. Из-за того, что местное население брило голову налысу их княжество получило свое название - Тохаристан. Из всего этого следует, что народ жунди, к которому относилось племя юэчжи-ошак, тоже поклонялись горной птице.

Казахи называют их «тазқара», на русском языке их именуют «черный гриф», а на греческом и персо-таджикском языках - «грифон» и «симруг» соответственно. Эти птицы населяли высокогорные районы Центрального Китая, горы Тянь-Шань и Алатау, в год откладывали всего одно яйцо, а внешне их облик представлял лысую, без опереньев, голову, заостренный хвост, высота превышала метр, а размах крыльев составлял около двух метров.

 

 

О поклонении народа жунди этой горной птице свидетельствует империя Уйсунь (юэчжи-ошак), у которого гербом была птица Тазқара. Хотя его российские историки намеренно или ошибочно искажали как "қарға". Возможно потому, что "қарға" и "тазқара" звучат примерно одинаково. Видимо, народ жунди называли эту птицу как «тәні ірі» («обладающие огромным телом»). Традиция поклонения птице «тәні ірі» позже переросло в поклонение «небесному богу Тәңірі». Об этом свидетельствует современное название горы Тянь-Шань, ставшего родиной жунди, в названии которого ярко прослеживается слово «Тәңір Шың». Деформация слова связана с тем, что в китайском наречии отсутствует звук «Р», из-за чего многие древние географические названия претерпевают значительные изменения. Хотя даже в этом случае, на китайском наречии смысл слова остался неизмененным – «гора небесного бога».

Здесь следует отметить, что традиция почитания птицы Тазқара живо по сей день. К примеру, на гербе России тоже присутствует эта птица. Хотя они и называют ее двуглавым орлом, но в действительности орлы (в отличии от грифов) не имеют клинообразного хвоста. Кроме того, на гербе Русского Царства XVII века отчетливо виден не только клинообразный хвост, но и темнокоричневый окрас и лысую голову грифа. На нем также изображен «всадник, убивающий дракона» (на фото слева). Это объясняется тем, что правители Российской Империи из династии Рюрик (Бөрік) происходят из тех ветвей династии Асылұя, которые правили Уйсунской империей, а позже - Жужанским каганатом.

У казахов есть близкое по значению к арабскому слову «дін» слово «діл». Вполне вероятно, что некоторые жундийские племена, не практиковавшие поклонение горной птице, называли практиковавших словом "діллі", что означает "верующие". Поэтому-то в китайских письменностях эти племена жунди назывались словом «ди» ("діллі").

 

«…Были попытки отождествить «жунов» с «хуннами», но мы видим, что всюду в источниках «жуны» выступают совместно с «ди», так что их, может быть, правильно Бичурин трактует в своем переводе как единый народ – «Жун-ди». Вопрос об «Усунях» весьма сложен. Разногласие возникло из-за того, что Успенский считал «жунов» тибетцами, тогда как на самом деле это был особый народ, а «Усуни» произошли от «Жунов». (История народа Хунну / Л.Гумилев)

 

Под влиянием жунди китайцы перешли в веру в «тәңір», что у последних обозначало «небесное божество». Из-за отсутствия звука «Р» слово «тәнірі» на китайском звучало как «тянь». Это произошло во времена, когда связь этого слова с горной птицей была утеряна, поэтому у китайцев вместе с поклонением богу Тянь сохранилась и традиция почитания дракона.

Уже потом, в III веке до нашей эры, когда по итогам «Пятисотлетней войны» с китайцами народ жунди распался, их земли перешли к Китайской империи, а сами китайцы стали соседствовать со степным народом хоныр (хунь). Китайская империя для защиты от народа хоныр (хунь) соединили укрепления в горах, построенные еще народом жунди, которое сейчас известна как «Великая Китайская стена».

 

«Период Восточное Чжоу, в свою очередь, разделяется на два периода: Чуньцю (VIII – V вв. до н.э.); Чжаньго (V—III вв. до н. э.). В период Восточного Чжоу власть центрального правителя — вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату Неба (тянь-мин), — постепенно ослабла. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под своей властью. При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены (валы) северных чжоуских царств и создана Великая китайская стена». История Китая

 

Китайские источники сообщали, что в ІІІ веке до н.э. после поражения бОльшая часть жунди ушла на запад (т.е. в сторону Центральной Азии), вторая группа ушла на северо-восток, в земли племени «ху». Однако вместе с тем, существовала и третья группа, которая добралась до степей северного народа коныр (хунь). Из представителей народности жунди на своей родине остались разве что племя юэчжи в Синьцзяне да жунди в Тибете. Те, кто остались в Тибете, позже через принятие буддизма смешались с китайскими этносами и сформировали тибетскую нацию. Китайские летописи утверждают, что часть народа жунди, что осталась на своей исторической родине, создала союз Байды, состоящий из семи племен.

В летописях ушедшие на территории хунь (хоныр) жунди были показаны как динлин и деле. Выше мы уже говорили, что некоторые племена жунди назывались діллі. Китайцы переняли вероисповедание Тянь (тәнір) от народа жунди, что некоторые племена жунди называли себя «дилли» («обладающие верой») и что последних китайцы нарекали «ди». Часть жундийского племенного союза Байды встречается в составе диллинов виде «Байеги», что говорит о том, что вошедшие в состав империи Хунь дилины (динлины) были частью народа ди-жунди. Китайские источники сообщали, что народ племени динлин поклонялся как народ Центрального Китая, что значит они поклонялись подобно китайцам, исповедающим Тянь (тәнірі) в те времена. Исходя из вышесказанного получается, что именно дилин-жунди распространили в народе хунь (хоныр) веру Тәнірі (Тенгри).

Ученые говорят, что племя «хэгу» в составе племен дилин, на самом деле - племя «қырғы» (кыргы), а «уху» мы считаем племенем «уақ» (уак). От племени кыргы народа дилин сформировались народности киргизов, башкир и хакасов. Утигур, оногур и кутригур, жившие VI веках на территории бывшей Гуннской империи - представители родов племени кыргы. Племя уак из народа дилин-жунди сохранилось в составе казахского народа. В V-VI веках дилины встречаются под названием «деле» («теле»). Множество алтайских тюркоязычных народов также были сформированы народом теле (телеут). Большая группа народа теле-телеут позже вошла в состав казахского племени найман под названием «толегетай».

 

«Динли́ны (прим. "деле", "теле") — древний народ Южной Сибири и Монголии, упомянутый впервые около 202 до н. э. Источники недвусмысленно подчеркивают тюркоязычие динлинов. Несколько раз упоминается, что они говорят так, как Хунны, но с небольшими отличиями: «Любят удары грома. При каждом ударе грома кричат и стреляют в небо, а затем покидают это место и переходят в другое. Осенью следующего года, когда лошади зажиреют, снова посещают место, где гремел гром, закапывают там в землю чёрного барана, разводят огонь, вынимают [из ножен] кинжалы, а шаманки произносят заклинания, подобно тому как молятся в Срединном государстве, чтобы отвратить несчастье. В середине I тыс. племенная конфедерация гаоцзюйских динлинов включала и кыргызов (хэгу). Племен очень много. На востоке от Западного моря, по горам и долинам повсюду. Ряд элементов духовной и материальной культуры, социальной структуры и истории динлинов позволяет обнаружить близкие аналогии у средневековых народов Саяно-Алтая. История Динлин

 

Итак, ушедшие в северные районы, жунди распространили веру в Тәнірі (Тенгри) среди народов, населяющих территорию Хуннской империи. В свою очередь через них вера в Тәңірі пришла к сакам (скиф) сначала через Царство Кангью, вассалов Хуннской империи. Позже в І веке уже хунны, ушедшие со своих земель после распада Хуннской империи, смешавшись с сакским народом, живущими в степях нынешнего Казахстана и России, распростанили веру в Тәңірі среди местного народа.

 

«Главным божеством Хунов был Тенгри. Хунны ежегодно весной приносили жертву своим предкам-небу-земле-духам. Ежедневно «шаньюй» дважды совершал поклонение. Утром – восходящему солнцу, вечером – луне. «В жертву войнам», очевидно, прадедам, приносились храбрые пленники, и духи требовали жертву через уста волхвов. Отсюда видно, что человеческие жертвоприношения были связаны с сибирской струей хунской религии, с очень древным китайским шаманизмом. (История народа Хунну / Л.Гумилев)

 

Древнегреческий историк Геродот писал, что в первом тысячелетии до н.э. сако-скифский народ, проживающий на территории Центральной Азии и современного Казахстана, поклонялся Аресу и «специальному мечу» с помощью которого проводится обряд жертвоприношения пленника. В свою очередь, в более поздние века казахи свои лучшие мечи именовали «Алдаспан» (от каз. «алды» - принял, «аспан» - небо), что означает «небо приняло». Это создает параллели со специальным сако-скифским мечом для жертвоприношения пленника Небесному Богу. Из этого следует, что сако-скифский народ искренне верил в то, что через святой меч Небо принимает их подношение. Название меча «Алдаспан» сложилось в далекие времена у сако-скифского народа, что указывает на общность казахов и их языка со сако-скифским народом. Что касается словам Геродота о том, что сако-скифский народ поклонялся имени Арес, то это можно трактовать как традицию поклонения народа к духам предков, племени Арыс.

 

«Геродот отмечал, что в каждой области Скифии было святилище Ареса, которого на вершине огромных куч хвороста символизировал меч. Геродот перечисляет названия следующих божеств: Табити, Папайос, Апи, Ойтосир, Аргимпаса, Фагимасад; кроме того, он упоминает о Геракле и Аресе. Табити, божество семьи, домашнего очага, пользовалось особым уважением, считалась покровителем скифов. Изображением бога войны был меч; раз в год ему приносили жертву — различных животных и пленных. О родстве номадов с богом войны упоминал и Дионисий Периэгет. Его работы относятся к I—II вв. н. э. Латинский автор описывает кочевников, живущих в близи Меотиды, и в их числе «племена савроматов, славный род воинственного Ареса». История скифов и сарматов.

 

Мы видим, что вера в Тәңірі распространилась в современной казахской степии (включая нынешние степи от реки Волги до реки Дон) только во времена Царство Кангью и с приходом большой части хуннов в І веке нашей эры.

В Средней Азии вера в Тәңірі начало распространение сначала в III веке до н.э., с приходом народа жунди во главе с правящим племенем Арын (арғын), во времена появления Парфиянского царства и во II веке до н.э., когда под поддержкой Китайской империи Среднюю Азию завоевало племя юэчжи-ошақ или народ небольшого княжества, вышедшего с территории нынешнего Синьцзяна. Последние создали в Средней Азии империю Уйсунь, название которой под влиянием российских историков вошло в историю как Кушанское царство. Таким образом, Парфиянское царство потеряло Средную Азию, сохранив только территорию нынешнего Ирана и Закавказья. Поэтому основным государствообразующим народом Парфиянского царство стали иранцы, народные верования которых взяли верх над верованием пришлых правителей из племени Арыншаков (арғын). Как известно, часть юэчжи-ошах также завоевали территорию современного Таджикстана, создав там самостоятельное княжество Тохаристан.

Во II веке до нашей эры, Китайская империя значительно усилилась. Китайцы ушли от веры Тянь и перешли сначала в конфуцианство, а позже большая часть из них перешла в буддизм. Скорее всего, ближе к ІІI-IV вв. буддизм получил распространение на территории Уйсунской империй, который был в тесных отношениях с Китайской империей.

 

При императоре У-ди (140—87 до н. э.) была взята на вооружение иная философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо дискредитировавшего себя легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечной практикой. Одновременно здесь укрепляет свои позиции буддизм — на севере и юге построено уже несколько десятков тысяч монастырей с более чем 2 млн монахов. История Китая

 

Вера в Тәңірі занова распространилась в Средней Азии только во времена Жужанского и последовавшим за ним Тюркского каганатов. Эта вера, в которой существовали некоторые элементы Единобожия стала удобна для быстрого перехода тюркских народов Средней Азии и современного Казахстана к Исламу в VIII-IX вв. н.э. 

Материал написан на основе книги «Тайная история казахов» Бекжана Аденулы

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?