Мельдаханова М.К
ПРИОРИТЕТЫ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
КАЗАХСТАНА
Национальная экономика любой страны представляет собой сложную хозяйственную,социальную, организационную, научно-технологическую систему, в которой происходят структурные, организационные изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы, определенными тенденциями и закономерностями развития [1].
Долгосрочная стратегия социально-экономического развития Казахстана предусматривает построение социально ориентированной экономики и на ее основе формирование эффективной модели развития человеческого потенциала и достижение казахстанского национального качества жизни.
Главные приоритеты по основным направлениям развития страны четко обозначены вПослании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» (Астана, 29 января 2010 г.)., в частности подготовка экономики к посткризисному развитию, достижение устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры,обеспечение казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами, укрепление межнационального согласия, повышение национальной безопасности, дальнейшее развитие международных отношений, активное инвестирование в будущее в целях повышения конкурентоспособности человеческого капитала. Именно выбор в качестве важнейшего приоритета создания конкурентоспособного человеческого капитала и его успешная реализация являются одними из главных ресурсов обеспечения ускоренного индустриально - инновационного развития страны, посткризисного восстановления и стабильности национальной экономики.
В начале нового тысячелетия, когда в мире происходят становление и переход к «экономике знаний», особое значение приобретает накопление каждой страной человеческого капитала. В условиях форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана и перехода к инновационной экономике главным ресурсом является человеческий капитал на основе повышения образования, профессионализма и интеллекта. В долгосрочной перспективе предусматриваются формирование и реализация идеи национального проекта «Интеллектуальная нация-2020», что означает формирование и развитие«системы образования в течение всей жизни». При этом следует отметить, что по данным Всемирного банка, в странах с переходной экономикой лишь 16% уровня экономического роста зависит от производственного капитала, а 64% - от человеческого капитала.
Формирование конкурентоспособного человеческого капитала как одно из приоритетных и важнейших направлений посткризисного развития Казахстана предусматривает становление инновационной экономики. Создание конкурентоспособного человеческого капитала взаимосвязано не только с переходом к шестому технологическому укладу и форсированной индустриализацией национальной экономики, но и с реализацией Стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран.Достижение высокой конкурентоспособности человеческого капитала повышает востребованность рабочей силы на рынках труда и создает потенциал к трудоустройству.
Выбор социально ориентированной стратегии долгосрочного развития Казахстана и ее поэтапная реализация в перспективе стали возможными в результате достигнутого в 2000-2007 гг. устойчивого экономического роста.
Постепенное смещение акцента с повышения уровня жизни на улучшение ее качества, здоровье и образование населения, развитие человеческого потенциала, нацеленность социально-экономической политики государства на первоочередное решение социальных проблем является закономерным процессом.
В современном мире происходит возрастание социальной ориентации экономической политики, проводимой в развитых и развивающихся странах. Для многих стран стратегические цели в сфере экономики становятся весьма схожими, а именно:
-обеспечение стабильного экономического роста;
-создание условий для повышения занятности населения и сокращения безработицы;
-сдерживание темпов инфляции;
обеспечение высокой конкурентоспособности продукции;
-достижение и сохранение относительно высоких стандартов уровня жизни и социальных гарантий.
При этом предусматривается, прежде всего, увеличение социальных инвестиций в человека, на его образование и поддержание здоровья.
К началу XXI в. сформировалась совокупность национальных моделей экономики,которые представляют широкий спектр сочетания рыночных отношений и государственного регулирования, национального капиталистического предпринимательства и социальной ориентации, экономических закономерностей и неэкономических факторов.
Социально-экономическая направленность формирования и развития национальных экономик стран СНГ определяет их ориентацию на социальную рыночную экономику.Однако общие закономерности в конкретных условиях каждой страны преломляются через своеобразие региональных особенностей развития национальной экономики, регулирующей роли государства в обеспечении социальных гарантий населения и в целом проводимой государственной социально-экономической политики. Поэтому на вопрос о формировании общей модели развития экономики для всех стран или применении готовой модели какой-либо страны вряд ли можно дать однозначно положительный ответ.
В долгосрочной перспективе по мере достижения устойчивого экономического роста на основе высокотехнологичной инновационной экономики во многих странах реально появится возможность построения общей модели социальной рыночной экономики с ориентацией на общие приоритеты. На данном этапе социально-экономического развития стран СНГ происходит формирование национальных моделей социальной рыночной экономики, которые характеризуют особенности белорусской, казахстанской, украинской, узбекской моделей.
Однако даже в условиях развитой рыночной экономики невозможно полностью копировать чей-то опыт без учета своеобразия, региональных особенностей конкретной страны, национальных традиций, политической ситуации и экономической конъюнктуры.
Что касается модели казахстанского рынка труда, то она формируется в соответствии с международными стандартами, включая наиболее привлекательные элементы имеющихся моделей с учетом реальных возможностей их применения, а также региональных особенностей и своеобразия социально-экономического, демографического и политического развития республики.
На сегодня формирование новой модели занятости и казахстанского рынка труда во многом предопределяется выбором модели экономического роста республики. Это означает обоснование собственной модели ускоренного экономического роста Казахстана с использованием имеющихся в стране преимуществ и наиболее приемлемых элементовз арубежного опыта.
Целевая функция становления и регулирования казахстанской модели рынка труда определяется общей стратегией стабилизации экономики и социальной сферы, переходом к устойчивому экономическому росту и обеспечением на этой основе качества жизни населения страны. В реализации этой стратегии эффективное функционирование рынка труда является неотъемлемой частью, способствующей стабилизации ситуации в сфере занятости и снижению безработицы (борьба с бедностью и безработицей, создание новых рабочих мест, распространение общественных работ, разработка экстренных мер по снижению напряженности на рынке труда, осуществление активной политики занятости в стране и регионах).
По мере стабилизации экономики и экономического роста страны эффективное функционирование рынка труда осуществляется в направлении достижения намеченных параметров занятности и безработицы, реализации концепции гибкого рынка труда, обеспечения основных параметров уровня занятости и безработицы в соответствии с ожидаемым экономическим ростом страны в среднесрочной, а затем и в долгосрочной перспективе.
Стабилизация экономики и устойчивый экономический рост республики начиная с 2000 г. и в последующие годы создали реальные предпосылки для повышения занятости населения, увеличения спроса на рабочую силу на казахстанском рынке труда и снижения безработицы.
Как показывает мировая практика, взаимосвязь между показателями экономического роста и занятости населения зачастую находится под воздействием других факторов, поэтому экономический рост не всегда сопровождается увеличением занятости населения.Главным препятствием для увеличения занятости является сохранение слабого спроса на рабочую силу не только в тех странах, которые еще не преодолели кризис переходного периода, но и в тех, где уже добились некоторого экономического роста.
Одной из причин экономического роста без увеличения количества рабочих мест является сохранение значительного избытка рабочей силы на многих крупных предприятиях. Даже в условиях спада производства, несмотря на некоторое высвобождение работников, они сохраняли основной персонал с переводом его на режим неполного рабочего времени, что повлекло за собой большие масштабы неполной занятости, или скрытой безработицы. В то же время создание новых рабочих мест в сфере услуг и на малых предприятиях оказалось недостаточным для трудоустройства безработных.
Новые отношения в сфере занятости будут развиваться по мере повышения качества рабочей силы, взаимодействия основных партнеров на рынке труда: работодателей, наемных работников и профсоюзов.
На данном этапе социально-экономического развития республики неизбежно возникает вопрос о формировании казахстанской национальной модели занятости и рынка труда,основанной на:
-развитии социально направленной рыночной экономики;
-достижении устойчивого социально-экономического развития страны;
-решении первоочередных задач по регулированию рынка труда.
Национальная политика занятости населения и регулирования рынка труда с определенными целями, задачами, принципами направлена на формирование модели занятости рынка труда.
Построение казахстанской модели занятости и рынка труда невозможно без социально-экономического сценария, прогноза и учета взаимодействия демографических факторов, традиций, трудового образа жизни, региональных особенностей.
Построение казахстанской модели занятости и рынка труда и основных ее параметров на среднесрочную перспективу должно осуществляться с учетом не только сложившейся ситуации на рынке труда республики и регионов, но и меняющейся конъюнктуры на мировом рынке.
Анализ ситуации на мировых рынках труда позволяет определить сложившийся средний уровень безработицы в пределах 5,0 - 7,0% и высокий уровень безработицы от 7,0%и выше. В соответствии с данной группировкой можно отнести к странам со средним уровнем безработицы США - 5,0%, Великобританию - 5,4%, Швецию - 5,6% , Финляндию - 6,6%, Италию - 6,5%. К третьей группе стран с высоким уровнем безработицы относятся такие, страны, как Германия - 7,8%, Франция - 7,8%, Польша - 8,1%, Португалия - 8,2%, Испания - 8,6% [2]
При этом важнейшими факторами обеспечения стабильности и занятости в республике явились следующие:
антикризисная политика Правительства РК;
принятие мер по реализации договоров трудовых соглашений;
принятие крупнейшими корпорациями меморандумов о сдерживании высвобождения работников;
переобучение и трудоустройство на другие работы;
программа «Дорожная карта» с предоставлением рабочих мест, распространением социальных и общественных работ, услуг в социальной инфраструктуре;
ускорение инновационной индустриализации экономики и реализация прорывных проектов.
Форсированное индустриально-инновационное развитие Казахстана в 2010 - 2014 гг. предусматривает кардинальную модернизацию экономики на основе новейших технологий, реализацию 162 проектов с общим объемом инвестиций 6,5 трлн. тенге, что составляет более 40% от ВВП страны и позволит создать свыше 250 тыс. новых рабочих мест только в ближайшие три года.
В перспективе реализация общей стратегии экономического развития страны должна быть основана на выборе основных направлений промышленной политики, приоритетных отраслей и их инвестирования. Для перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях, творческом труде и интеллекте, необходима активизация человеческого капитала как важнейшего фактора и ценного ресурса национального богатства общества.
На данном этапе наряду с определением общей потребности экономики в трудовых ресурсах наиболее значимыми являются мониторинг и создание условий для обеспечения рабочих мест востребованными квалифицированными кадрами для высокопроизводительного труда. Для реализации 237 проектов, включенных в Карту индустриализации Казахстана, будут созданы 235 тыс. рабочих мест. При этом необходимой является подготовка 108 тыс. работников, которые составляют дефицит квалифицированных кадров.
Так, наибольшая потребность в трудовых ресурсах выявлена в нефтегазовом секторе,горно-металлургическом комплексе, туристской индустрии и машиностроении [3].
Успешная реализация инновационной индустриализации во многом зависит от создания конкурентоспособного человеческого капитала для приоритетных секторов национальной экономики и рассматривается как основа долгосрочной стратегии страны,связанной с достижением высокопроизводительного труда в основных отраслях с применением новейших технологий. Главным преимуществом в данном направлении является накопленный в Казахстане значительный образовательный и научный потенциал с высокой долей лиц с высшим и средним специальным образованием.
Формирование конкурентоспособного человеческого капитала страны и его востребованность на внутреннем и внешнем рынках труда означают:
с одной стороны, эффективное использование накопленных знаний, профессионализма работников;
с другой - создание человеческого капитала на новой качественной основе с новейшими технологиями и в соответствии с потребностями производства.
Неэффективное использование накопленного человеческого капитала сопровождается сравнительно низким уровнем производительности труда в экономике, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности и сельском хозяйстве. Недоиспользование человеческого капитала происходит в условиях нарастания структурной безработицы вследствие несбалансированности спроса и предложения рабочей силы в первую очередь не по количеству, а по качеству: по профессиям, квалификации и наличию опыта работы.
Оптимальное взаимодействие органов образования и подготовки квалифицированных кадров в соответствии с запросами производства требует прогноза обучения и переподготовки работников на основе постоянного мониторинга происходящих тенденций. Реализация прорывных проектов по инновационной индустриализации осуществляется путем создания новых рабочих мест, требующих высокой квалификации и профессионализма.
Для формирования нового качества человеческого капитала необходимо существующую систему подготовки и переподготовки кадров кардинально реформировать и увеличить инвестиции в данную сферу.
Ускоренное формирование конкурентоспособного человеческого капитала возможно при достижении стабильности в экономике и устойчивого посткризисного экономического развития страны, поскольку означает целенаправленную реструктуризацию занятости на основе высокотехнологичных производств. Поэтому обеспечение в перспективе устойчивого экономического развития страны для решения поставленных задач по ускоренной инновационной индустриализации приобретает первостепенное значение.
Структурные преобразования экономики на начальном его этапе будут сопровождаться реструктуризацией занятости и качественным развитием человеческих ресурсов, некоторым замедлением темпов экономического роста, снижением безработицы, что является вполне закономерным процессом при становлении высокотехнологичной и инновационной экономики.
В среднесрочной перспективе замедление темпов занятости населения будет связано с качественным этапом экономического роста, увеличением объема валового внутреннего продукта в большой степени за счет производительности труда, а не численности занятых. При этом основным показателем оценки степени влияния экономического роста на занятость населения страны является коэффициент эластичности занятости по ВВП - ЭЗ.
Положительная динамика экономического развития будет достигнута в условиях проведения форсированной инновационной индустриализации экономики и повышения конкурентоспособности человеческого капитала. Реализация поставленных целей и задач в данном направлении должна быть обеспечена разработанным механизмом их решения и тесным взаимодействием соответствующих органов и структур.
Список использованных источников:
1. Национальная экономика. – М. 2002. – 590 с.
2. Статистические показатели социально-экономического развития Республики Казахстан и ее регионов. 1/2008. Агентство Республики Казахстан по статистике. – Астана, 2008. – С.149-150.
3. Квалифицированные кадры – индустриальному Казахстану//Казахстанская правда. – 2010. – 5 июня.