Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Влияние идей «Джадидизма» на национальную интеллигенцию Казахстана в начале ХХ века

7449
Влияние идей «Джадидизма» на национальную интеллигенцию Казахстана в начале ХХ века - e-history.kz
Усиление колониальной политики требовало от казахской национальной интеллигенции новой тактики и стратегии борьбы.

Колониальная политика царизма оказала сильнейшее влияние на политические взгляды казахской молодежи. Усиление колониальной политики требовало от казахской национальной интеллигенции новой тактики и стратегии борьбы. Поэтому в этот период осуществление свободы должно было идти не через проливание крови, а через  политическую борьбу, в поиске новых путей и средств борьбы. Идея мусульманского единства всех народов, лежавшая в основе панисламистского движения, способствовала объединению тюрко-мусульманского движения российских колоний и способствовала росту антирусских настроений. На рубеже веков рост национального самосознания во многом был обусловлен слиянием двух идей – просветительства и религии, получившие свое окончательное оформление в джадидизме. Следует отметить, что казахская интеллигенция создала свою национальную идеологию национально-освободительного движения казахского народа – Алаш.

Сегодня в массовом сознании, в публицистике восточных стран нередко встречается оценка джадидов прошлого, как (и сегодняшних их последователей) как «коллаборационистов», русификаторов, врагов ислама, так как джадидизм представляет  собой довольно широкий комплекс взглядов и подходов, сложившийся вокруг идеи модернизации традиционного мусульманского общества. Начавшись, как реформа, традиционного исламского образования, джадидизм перерос в широкое движение исламских интеллектуалов, преимущественно представителей тюркских народов Российской империи, за модернизацию традиционных мусульманских социумов и активизацию роли мусульман в общественно политической жизни России.

Конечно, нельзя отрицать, что среди тех, кто называл себя джадидами (т.е. буквально «новыми») могли быть сторонники крайних взглядов модернисты, вестернизаторы, секуляристы и т.д. Существует тенденция показывать джадидов только как борцов против колониализма (Алаш – ордынцы в Казахстане), игнорируя их европеизм. Поэтому чрезвычайно актуально сейчас определить сущность джадидизма – как подлинно исламский ответ на вызов Запада. Прав был А. Беннигсен, назвавший Джадидизм «бриллиантом» исламской цивилизации.

Молодая казахская интеллигенция  и передовое мусульманское духовенство живо впитала в себя все взгляды прогрессивной мусульманской интеллигенции, а также боролась с темнотой и невежеством своего народа. В этой борьбе Абай, который стоял у её истоков, смог уловить веяние времени и взгляды прогрессивной мусульманской интеллигенции, быть примером и маяком, показывающий светлую дорогу в будущее для всего многострадального казахского народа. Могучую роль в сплочении и пробуждении сознания народных масс сыграли – кажи, имевшие  большой авторитет среди народа.

Рост национально-освободительного движения казахского народа шел вместе с ростом всего мусульманского движения в  Российской империи. Поэтому, царизм  в целях борьбы с мусульманством шел на разные уловки и хитрости, вплоть до того, что говорил о «панисламизме» и «пантюркизме» среди мусульман Российской империи, которого на самом деле и не было. Все это было нужно царизму для  разъединения действий мусульман Российской империи. Это все говорит о том, насколько глубокую помощь в установлении связи со всеми мусульманами Российской империи в их борьбе за свои человеческие права и свободы играла религия – Ислам и насколько опасной ислам представлялся правящей власти в их стремлении установить полную гегемонию над мусульманскими народами империи. Но обстановка, которая сложилась в мусульманской части Российской империи, мешала совместному выступлению всех мусульман, поэтому в разных частях России оно шло по-разному, при этом вобрав в себя свои национальные черты, имеющие своеобразный колорит.

В Казахстане оно выразилось в национально-освободительном движении – Алаш. Главной задачей новой казахской интеллигенции и мусульманского духовенства стал не вопрос освобождения всех мусульман Российской империи от оплота царизма, а было лишь стремление к освобождению только своего казахского народа.  В этом благородном деле казахская интеллигенция и мусульманское духовенство начала CC века смогла показать себя как подлинный защитник и выразитель чаяний своего народа.

Газета «Казах» и журнал «Айкап», где  сплотилась вся передовая казахская интеллигенция, стали настоящим трибуном и гласом народа. Взгляды казахской интеллигенции соприкасались в одном в защите своего народа и всех мусульман, живущих на территории Российской империи. Но в отношениях дальнейшего развития мусульманства в отдельности, будущего устройства жизни казахского народа в целом, между представителями казахской интеллигенции были различные точки зрения. Различие взглядов по поводу будущего развития народа наиболее ярко выразились на Всероссийском съезде мусульман, проходившем в 1914 году. Выступавшие здесь лидеры казахской интеллигенции, такие как А.Букейханов и Б.Каратаев, отстаивали разные точки зрения  по поводу развития мусульманства, языка, культуры и традиций казахского народа.

Казахское передовое мусульманство в лице кажей – М. Кашимова,  Ш. Кудайбердиева, М. Копеева не только поддерживало деятельность лидеров казахской интеллигенции, но и активно участвовала во всех начинаниях интеллигенции, сплотившейся вокруг газеты «Казах», а затем ставших во главе государства – Алаш – Орды.

Казахская интеллигенция и передовое мусульманство в лице мулл и кажей смогла достойно ответить вызовам времени и повести весь казахский народ за собой. Несмотря на различие взглядов казахской интеллигенции по поводу будущего развития Казахстана, всех их объединяла одна мысль – дать права, землю и свободу своему народу, а также защитить его культуру, язык, традиции, религию.

Жунусов Б.Н.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

Литература:

1.  Шаяхметов Н. «Ел – бүгіншіл, менікі – ертеңгіүшін». А.,2001,С.23

2.  там же. С.26

3.  Айкап/ҚұрастырғанУ.Субханбердина, С.Дәуітов. Алматы: Қазақуниверситеті, 1995.С.-386(101)

4.  Нуртазина Н.Д. Духовное наследие народов Центральной Азии в снеге межкопфессионального диалога (суфизм и джадидизм)./Глобализация и диалог конфессий  в странах центральной Азии. А.,2002,С.170.

5.  Там же. С.171.

6.  М. Әуезов. Ахаңның елу жылдық тойы.//Қазақстан мектебі 1998.,6 июня.

7.  «Қазақ газеті».1916.№181, №203.- Алматы Қазақ энциклопедиясы.1998.

8.  Шаяхметов Н. «Ел – бүгіншіл, менікі – ертеңгі үшін».А.,2001,С.64.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?