Аграрная
реформа, разработанная мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС, была попыткой перевода сельского хозяйства на интенсивный путь развития. Намечены были меры по
перераспределению национального
дохода в пользу аграрного сектора, решению социальных проблем села, внедрению хозрасчета, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Но
при этом неизменным оставались
производственные отношения и система управления этой сферой народного хозяйства.
Сельское хозяйство республики получило крупные инвестиции. В 1971—1989 гг. в него было вложено 58,2 млрд. руб., в том числе по объектам производственного назначения — 43 млрд. руб. Основные сельскохозяйственные производственные фонды в расчете на одного работника увеличились более чем втрое12. В результате к 1985 г. были полностью механизированы основные полевые работы — пахота, сев, уборка зерновых культур, на 75—98% — основные работы в животноводстве. Однако комплексной механизации всех отраслей не было достигнуто. Ручной труд преобладал при посадке и уборке овощей, сборе плодов и ягод, на ремонтных работах13.
Попытки решить проблемы сельского хозяйства только за счет увеличения объема капитальных вложений не дали ожидаемого эффекта. Более половины из них, до 55% направлялись на сооружениедорогостоящих гигантских жвотноводческих комплексов, водохозяйственное строительство, приобретение сельхозтехники, вместо использования их на повышение плодородия земель, электрификацию, создание предприятий по хранению и переработке сельхозпродукции. Остаточный принцип господствовал и в социальной сфере обустройства аула и села. Такое пренебрежение к нуждам людей обернулось тем, что в 1987 г. более половины аульно-сельских населенных пунктов не имели учреждений здравоохранения, почти половина сельских больниц размещалась в неприспособленных помещениях, каждая пятая больница не имела водопровода, канализации и пищеблоков.
Не оправдались надежды колхозов и совхозов улучшить свое положение за счет повышения закупочных цен на продаваемую государству сельхозпродукцию. Цены были увеличены примерно вдвое, а на промышленную продукцию для сельского хозяйства они поднялись в 2—5 раз. При этом цена на технику была оторвана от ее производительности. Монопольное право промышленных предприятий устанавливать произвольные цены попирало ценовой паритет между промышленностью и сельским хозяйством. Предприятия вынуждали совхозы и колхозы брать ненужную им технику, которая чуть ли не сразу шла в ремонт. Аул и деревню буквально «грабили» предприятия Сельхозтехники, Сельхозхимии, мелиоративные и др. организации. Все это вело к росту себестоимости сельхозпродукции, сокращению размеров прибыли в сельском хозяйстве, снижению материальной заинтересованности сельских тружеников.
Предпринятые государством меры встретили поддержку крестьянства и на первых порах оживили хозяйственную деятельность совхозов и колхозов. В конце 60-х- начале 70-х гг. улучшилось снабжение населения продовольствием, промышленности — сырьем. Однако ожидаемого перелома в развитии аграрной сферы не произошло. Многое из того, что первоначально декларировалось и планировалось, осталось нереализованным. В то время как потребности населения и промышленности в сельскохозяйственной продукции, сырье росли, темпы ее прироста из года в год снижались.
Наращивание производства сельскохозяйственных продуктов в республике проходило крайне неравномерно. Наиболее высокие темпы прироста были достигнуты в девятой пятилетке — 3% в год и в 1986—1989 гг. — около 4% в год. В1981—1985 гг. фактически прироста валовой продукции не произошло13. Снижалась эффективность производства, его фондоотдача, производительность труда, прибыль хозяйств, росла себестоимость продукции. Налицо были все признаки кризиса.
Неустойчивым было развитие зернового производства. При стабилизации посевных площадей на уровне 25,5—25,1 млн. га урожайность зерновых имела тенденцию к снижению.
На протяжении трех пятилеток (1971—1985 гг.) несколько увеличились валовое производство и государственные закупки хлопка, картофеля, овощей, но сократилось производство сахарной свеклы. Повышению урожайности и росту производства овощей и картофеля способствовало создание вокруг городов промышленных центров, специализированных государственных предприятий и совхозов пригородного типа, в которых концентрировалось производство этих культур. Здесь использовались прогрессивные методы и способы производства, повышающие урожайность, город оказывал селу экономическую и трудовую помощь.
Неравномерным было производство животноводческой продукции. Резкий скачок в увеличении производства молока в совхозах и колхозах произошел в девятой пятилетке (22%), в 1976—1980 гг. темпы прироста снизились до 8%, а в 1981—1985 гг. до 6%. В целом производство молока за 1971—1985 гг. возросло на 17,3%. Но этот прирост произошел исключительно на экстенсивной основе, за счет роста поголовья коров, так как средний надой в общественном хозяйстве за эти годы остался неизменным. После длительного застоя положение несколько изменилось в 1986—1989 гг., когда средний удой молока от одной коровы возрос до 2238 кг (12,3%).
В 1971—1985 гг. не было устойчивого роста производства мяса. Если в девятой пятилетке среднегодовые темпы прироста составляли 4,2%, то в 1976—1980 гг. они упали до 0,5% и несколько поднялись в 1981—1985 гг. (3%). Начиная с десятой пятилетки производство мяса в республике составляло более 1 млн. т. Примерно от одной четверти до одной пятой от общего производства мяса поставлялось в общесоюзный фонд.
Наибольший темп прироста производства мяса был достигнут в птицеводстве, где среднегодовое производство продукции в 1989 г. в сравнении с 1970 г. возросло в 5 раз. Это стало результатом строительства широкой сети государственных птицефабрик, перевода отрасти на промышленную технологию с централизованным кормообеспечением из государственных ресурсов.
Традиционной отраслью сельского хозяйства Казахстана являлось овцеводство. Поголовье овец до одиннадцатой пятилетки хотя и медленно, но возросло с 31,8 млн. в 1971 г. до 35,2 млн голов в 1981 г. В 1981—1985 гг. рост почти прекратился, а производство баранины в 1970—1985 гг. сократилось с 272 тыс. т до 220 тыс. т. или на 19%. Причина тому — существенное сокращение мясной продуктивности. Не случайно в 80-е гг. торговля в больших размерах стала реализовы-вать баранину ниже средней упитанности, т. н. «тощак». В этой отрасли накопилось немало проблем, сдерживающих ее развитие. Одной из них являлось культивируемое системой безразличие к тяжелому чабанскому труду, игнорирование трудовых навыков казахов в содержании скота, утрата прошедших испытания веками народных производственных технологий.
В целом предпринятые государством меры по развитию сельского хозяйства оказались половинчатыми и мало что изменили в этой важнейшей отрасли народного хозяйства. В стремлении унифицировать сельскохозяйственное производство центральные органы управления мало учитывали интересы республики в разделении и всестороннем развитии труда, региональные потенциальные возможности и потребности. В условиях действия единого народнохозяйственного комплекса страны усиливалась зависимость республики от центра.
Одной из причин бедственного положения сельского хозяйства являлась безраздельная власть над крестьянином административнойсистемы. Неоднократные решения о расширении хозяйственной самостоятельности колхозов и совхозов глушились этой системой. Райкомы партии, райисполкомы, сельскохозяйственные органы являлись средством, позволяющим административным путем как-то компенсировать отсутствие в селе нормальных экономических отношений. Хозяйственная инициатива кадров парализовалась, ответственность их за результаты хозяйствования снижалась, канцелярщина заменила конкретную организаторскую работу. Предпринимавшиеся время от времени попытки радикально изменить систему управления сельским хозяйством оказывались бесплодными. Очередным таким шагом к ликвидации колхозной самостоятельности стало решение ЦК КПСС (1976 г.) о развитии в сельском хозяйстве специализации, кооперации и агропромышленной интеграции. На его основе происходило по существу насильственное соединение колхозов и совхозов в межхозяйственные и так называемые агропромышленные объединения. При создании этих объединений допускались крупные просчеты.
У хозяйств-пайщиков отнимались финансовые и материальные ресурсы, а интересы их мало учитывались аппаратами межколхозных организаций.
Малорезультативными оказались и попытки радикального изменения системы управления сельским хозяйством через создание районных агропромышленных объединений (РАПО) на основе решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС. В состав РАПО наряду с совхозами и колхозами объединялись предприятия обслуживающих отраслей и пререрабатывающей промышленности. Как показала практика, такое объединение оказалось во многом формальным. РАПО не удалось развить интеграционные связи и преодолеть ведомственную разобщенность. Интеграторами нередко выступали обслуживающие организации и перерабатывающие предприятия, которые присваивали себе прибыль, созданную в значительной степени усилиями хозяйств.
На рубеже 60-х—70-х гг. усилились административные методы управления аграрным сектором экономики вопреки концепции хозяйственной реформы 1965 г. Заметно стал сворачиваться процесс демократизации колхозного самоуправления, усилился контроль со стороны партийных, исполнительных и административных органов за финансово-хозяйственной деятельностью колхозов и совхозов.
Закупочные цены часто не покрывали себестоимость продукции, отсюда нарастало число убыточных хозяйств. Если в 1970 г. удельный вес убыточных хозяйств совхозов составлял 26%, а колхозов — 4%, то в 1985 г. убыточными были 53% совхозов и 49% колхозов. Прибыль в колхозах сократилась за этот период с 240,8 млн. до 83,4 млн. руб., совхозов с 597,4 млн. прибыли до 35,7 млн. руб. убытка. За исключением производства птицы производство всех остальных продуктов животноводства было убыточным.
В условиях отчуждения труженика от средств производства и результатов труда, внеэкономического принуждения даже позитивные на первых порах меры, предпринимаемые государством, обращались в свою противоположность. Так было, например, с введением в июле 1965 г. гарантированной денежной оплаты труда в колхозах. На первых порах это подняло заинтересованность сельских тружеников в результате своего труда. Однако в дальнейшем денежная оплата утратила характер эквивалента труда. В оплате возобладали уравнительные тенденции, платили за отдельные операции независимо от конечного результата. Единые государственные тарифы, коэффициенты и нормативы, на которых строилась зарплата тружеников села, слабо учитывали разницу в условиях труда, сложность и многообразие работ, люди часто получали деньги за выход на работу, а не за результат работы. Оплата труда опережала рост его производительности. Это вело к тому, что нередко фонд оплаты труда в колхозе был выше валового дохода.
Нельзя сказать, что общество равнодушно относилось к положению в сельском хозяйстве. На местах велись поиски лучшей организации производства, повышения его эффективности. Но они не только не находили поддержки, но порой и карались. Трагически закончилась попытка изменить организацию труда в производстве и управлять опираясь на экономические рычаги, для руководителя опытного хозяйства по производству травяной муки совхоза Акчи Куртинского района Алма-Атинской области И. Н. Худенко. Социальная сущноть его эксперимента, проведенного в конце 60-х — начале 70-х гг. в совхозе «Илийский» и в опытном хозяйстве, заключалась в соединении функций производства и управления, и выполнения этих функций непосредственно крестьянином, преодолевая его отчужденность от результатов труда. Условия эксперимента были согласованы с союзными и республиканскими органами. На основе внедрения новых форм организации и управления производством производительность труда в опытном хозяйстве увеличилась в 6 раз, заработки втрое по сравнению с обычными совхозами. Оплата труда была поставлена в зависимость от конечного результата. Хозяйство построило поселок с полным набором инженерного оборудования. В несколько раз снизилась себестоимость производства, работники осознали себя полными хозяевами производства. Но вместо поддержки и развития эксперимента хозяйство решением Минсельхоза республики было ликвидировано якобы по причине убыточности. Над организаторами эксперимента была учинена форменная расправа. Партийное руководство республики поддержало чиновников Минсельхоза в ликвидации эксперимента. Его итоги могли оказаться заразительными для других, подрывали существующую систему. Они «кололи глаза», показывая истинное положение дел в системе сельского хозяйства республики.
Система жестоко расправилась с экспериментаторами. И. Худенко исключили из партии, обвинили в попытке хищения государственных средств и судили. В тюрьме он скончался. Только в конце 80-х годов И. Н. Худенко был посмертно реабилитирован решением коллегии Верховного суда Казахстана и названы поименно губители эксперимента.
В начале 80-х многострадальное сельское хозяйство, замученное бесконечным преобразованиями, укрупнениями, новыми видами управления, экспериментами с технологией, с ценами, интеграцией и специализацией и т. д., находясь под жестким административным контролем, оказалось в кризисной ситуации. Попытки изменитьположение путем принятия новых решении не дали существенных результатов.
В одиннадцатой пятилетке в республике сократились закупки зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнечника. Некоторый рост госзакупок мяса, молока и молочных продуктов, яиц не мог компенсировать возросшего спроса населения на эти продукты14. В городской местности было введено нормированное снабжение по ряду основных продуктов питания.
Выдвинутый в апреле 1985 г. ЦК КПСС курс на ускорение социально-экономического развития страны, предполагавший изменения и в сельском хозяйстве, довольно быстро обнаружил свою несостоятельность. В агропромышленный сектор усилились капитальные вложения. Были повышены закупочные цены, списаны долги с колхозов и совхозов, проведены очередные «совершенствования» управления агропромышленным комплексом. Но, несмотря на многочисленные решения о расширении самостоятельности хозяйств, на практике сохранялись нажимные методы руководства, а возросший аппарат управления не пытался найти оптимальное сочетание централизма и местной инициативы.
Неизменными оставались экономические отношения в сельском хозяйстве. Попытка изменить их путем введения арендных отношений не удалась. Процесс перевода хозяйства на аренду приобрел характер очередной кампании и проводился административными методами. Арендные коллективы противопоставлялись другим формам хозяйствования, создание их необоснованно форсировалось. Аренда не затронула глубинных экономических отношений, не изменила принципиально возможностей трудящихся и их коллективов в присвоении средств и результатов труда, создаваемого дохода и распоряжения им. Крестьянин по-прежнему не являлся ни собственником средств производства, ни хозяином производимой им продукции. Не получила к 1990 г. широкого распространения система фермерских хозяйств и свободных кооперативов. С одной стороны, ее внедрение тормозилось руководителями колхозов и совхозов и местными партийными органами, с другой — психологической инерцией работников колхозов и совхозов. В итоге происходило дальнейшее падение аграрного производства.
© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013