Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в XVII – н. XVIII вв.

13124
Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в XVII – н. XVIII вв. - e-history.kz
К власти пришла новая династия - Аштарханиды, возводившая свое происхождение к астраханским ханам – потомкам Тукай-Тимура (сына Джучи).

Ханом казахов, после смерти Таукел хана, стал Есим хан (1598 – 1613/14; 1627 – 1628 гг.). После смерти Абдаллах хана в 1598 г. фактически прекратилось господство династии Шайбанидов в Бухаре. К власти пришла новая династия - Аштарханиды, возводившая свое происхождение к астраханским ханам – потомкам Тукай-Тимура (сына Джучи). Предметом постоянного и длительного спора между казахскими владетелями и Аштарханидами стал Ташкент – важный торгово-экономический центр. Власть над Ташкентом постоянно переходила из рук в руки от Есим хана к Аштарханидскому хану (Вали Мухаммад хан с 1606 по 1610 гг.; Имамкули хан с 1611 по 1642 гг.), а от него к другому казахскому правителю, Турсун хану.

Отношения с калмаками, продвинувшимися еще в конце XVI в. значительно на запад, стали занимать в XVII в. важное место во внешней политике казахских владетелей. Отсутствие естественных границ между их владениями и постоянное соперничество из-за обладания кочевьями служили причиной частых столкновений и войн.

В китайских источниках западные монголы называются элютами. Слова калмаки, ойраты, элюты, а также термин джунгары (люди «левой стороны», «левого крыла») – это разные названия западномонгольских племен чорос, хошоут, торгоут, дэрбэт. Они во второй половине XIV в. составили «ойратский союз» племен, вышли из-под власти всемонгольского хана и стали управляться своими предводителями (тайши). В конце первой половины XV в. калмаков возглавил Эсен-тайши. Он сумел объединить все ойратские племена и поколения в один союз и даже распространить свою власть на Восточную Монголию. Однако со смертью Эсетайши (1455 г.) фактически кончилось на время и политическое могущество калмаков. Лишь в начале XVII в. среди ойратов вновь появились энергичные и воинственные вожди. Первым из таких вождей был чоросский Хара-Хула-тайши, который сумел объединить основную часть ойратов. Он возглавил общеойратскую кампанию против казахов, именно его энергичные действия привели в конечном счете к становлению государства, получившего название Джунгарского ханства. Хара-Хула-тайши умер в 1634 г., тогда же власть над ойратскими владениями перешла в руки его сына Батур-хунтайши, а 1635 г. признан в науке годом образования Джунгарского ханства.

С первых  десятилетий XVII в. соотношение сил Казахского ханства, раздираемого междоусобными распрями, и ойратской группировкой, объединенной в единый союз, изменилось и стало неблагоприятным для казахов.

После смерти Есим хана в Казахском ханстве вновь начались усобицы и продолжались несколько лет. В конце концов, ханом был провозглашен сын Есим хана – Джангир (Джахангир, Янгир, Янгар). Вся его жизнь прошла в борьбе с калмаками из-за обладания кочевьями Семиречья.

В этой войне предводитель казахов Джангир попал в плен к калмакам, и только какая-то счастливая случайность возвратила ему свободу. Освободившись от плена, он остался на всю жизнь непримиримым врагом ойратов и не переставал беспокоить их частичными набегами.

Со своей стороны Батур-хунтайши, желая усмирить беспокойного соседа, собрал 50-тысячное войско и вторгся в 1643 г. в кочевья казахов. Удачный вначале поход окончился поражением хунтайши и отступлением калмаков с большим уроном. В этой войне на стороне казахов выступили ополчения кыргызов и отряд эмира Бухарского ханства Ялангтуш-бия.

Джангир хан погиб в одном из сражений с калмаками. Он похоронен в г. Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмада Ясави.

В Xvii – н. XVIIi вв.  у казахов степных районов сохранялась исторически сложившаяся отрасль хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство. Основными видами скота были овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот разводился в небольшом количестве, главным образом в местах оседлости.

Закрепились ранее сложившиеся маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кыстау). Скотоводство зависело от природных условий. Заготовка кормов не производилась, зимой скот находился на подножном корму. В суровые зимы нередко происходил массовый падеж скота, кочевники-скотоводы разорялись, многие переходили к оседлости. Хотя и медленно, сами формы ведения кочевого скотоводства и его продуктивность улучшались. Сохранялись и постоянно совершенствовались навыки ведения животноводческого хозяйства. Жилище казахов  - юрта, а также хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания и обработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи. Оно давало казахам продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты, транспортные средства для перекочевок.

  Кочевники-скотоводы занимались домашними промыслами, главным образом, по переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотя хозяйство казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты,  произведенные городскими жителями и земледельцами. На рынки городов Туркестана – Сыгнака, Саурана и др. – кочевники – скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также холодное оружие, изделия из дерева, продавали пушнину, меховые шубы и шапки. В обмен скотоводы получали хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного, металлического производства, готовые изделия из тканей и кожи, оружие и многое другое.

   Казахи знали оседлое и полуоседлое земледелие и городскую культуру. Постоянная связь кочевого хозяйства степных районов и районов оседлого земледелия и городского хозяйства была неотъемлемой чертой экономической жизни казахского общества. Кочевниками в местах зимовок создавались очаги земледелия, оседлые и полуоседлые поселения.

  Экономическая система Казахского ханства базируется на двух взаимодополняющих хозяйственных укладах – кочевом скотоводческом и оседло-земледельческом, городском.

  В Южном  Казахстане продолжала развиваться городская жизнь. Каждый из городов был центром обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Искусственное орошение продолжало развиваться в больших размерах и основывалось на каналах, арыках. В городах имелись ремесленные кварталы, развивались ремесла – керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительное дело. В городах была развита фортификационная система. Строились жилые постройки, культовые и общественные здания – мечети, медресе, мазары, бани, крытые рынки, караван-сараи.

Общественные отношения у казахов в Xvii – н. XVIIi вв. большинство исследователей считают патриархально- феодальными. В степных районах господствовала общинная форма землепользования. Скот находился в частной и семейной собственности и был главным мерилом богатства кочевников, их имущественного положения. Верховным распорядителем земель был хан.

В южных районах Казахстана сложились устойчивые формы феодального условного землевладения и земельной собственности. Источники называют такие формы землевладения и собственности, как сойургал, икта, мильк, вакф.

В основе деления казахского общества на сословие лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому сословию – ақ суйек (белая кость) относились Чингизиды: ханы, султаны. Все остальное население ханства относилось к низшему сословию – қара суйек (черная кость), независимо от имущественного положения.  

  Внук знаменитого казахского хана Есима, сын и преемник хана Джангира Тауке около 35 лет (1680 – 1715/18 гг.) находился во главе казахского общества, а эпоха его правления навсегда запечатлелась в исторической памяти кочевого населения региона как «золотой век» истории казахского народа. По мнению историка А. Левшина: «Сей золотой век есть царствование знаменитого хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы».

В условиях территориальной разобщенности кочевий и обособленности районов на обширной территории перед Тауке стояла трудная задача укрепления хозяйственно-политических связей между жузами и преодоления политического распада Казахского ханства.

Со ссылкой на казахские предания творцом «Жети Жаргы» принято называть хана Тауке. Он будто бы собрал для совета трех биев – Толе-бия из Старшего жуза, Казыбек-бия из Среднего жуза, Айтеке-бия из Младшего жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. Согласно другому преданию, Тауке хан собрал в урочище Куль-Тобе (Сырдарьинская область) семь биев и эти бии соединили старые обычаи ханов Касима и Ишима в новые обычаи, называемые «Жети Жаргы». Поэтому в научной литературе «Жети Жаргы» именуется также «Уложением» хана Тауке и «Законами» хана Тауке.

По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта – с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с джунгарами. К тому же внутри ханства не прекращались распри. Чтобы внутренне укрепить ханство и были приняты эти законоположения.

В «Жети Жаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. «Законы Тауке хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

Согласно «Жети Жаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания – курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие. Вместе с тем, Тауке стремился ограничить власть султанов, укрепить централизацию путем управления тремя жузами через ответственных биев.

Уголовно-правовые нормы предусматривали преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство и др.

Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину – 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. В целом нормы обычного права были приспособлены для защиты собственности, охраны привилегий казахской знати.

Хану Тауке на время удалось преодолеть внутренние междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?