Политический строй государства караханидов формировался по мере утверждения власти на завоеванных землях. В основе традиций лежат древнетюркские корни Тюргешского и особенно Карлукского каганатов. Но караханиды унаследовали и другие традиции покоренных ими народов. Внешне верховная власть в государстве была облачена в патриархальную (родоплеменную) оболочку. Но в действительности она базировалась на принципе феодальной иерархии.
На раннем этапе истории Караханидского государства власть над завоеванными областями принадлежала предводителям самых крупных и сильных этнополитических объединений, в первую очередь вождям чигилей и ягма, что подтверждается титулатурой верховных караханидских правителей, которые именовались титулами «арслан» («лев») и «богра» («верблюд»). Генезис титулов восходит к очень древним тотемическим представлениям, но в условиях развития социальных отношений эти и другие почетные звания уже отражали иерархическую структуру политической власти.
Титул арслан-хана (арслан кара-хакан) носил правитель чигилей, а титул богра (богра кара-хакан) – вождь ягма. Арслан кара-хакан считался главным правителем, а богра кара-хакан, возможно, являлся его соправителем. В иерархии титулатуры общий набор употребляемых титулов на разных этапах не был одинаковым, значение отдельных титулов менялось [1].
Земли считались собственностью правящей династии. Всем государством правил хан ханов, верховный каган, который чаще всего имел статус тамгач-хана [2]. Хакан, гиперболически именовавшийся «правителем мира» (азун туткучи), имел штат придворных и чиновников (тапукчи). Одним из наиболее приближенных к хану людей был везир, который в источниках нередко сравнивается с конюхом, а народ – с конем, стоящим наготове у ворот дворца [3].
Везир был близок к должности коль-эркина, существовавшей у карлуков. По мнению Махмуда кашгари, коль-эркин являлись советниками-соправителями, или наместниками верховного правителя, и характеризовались как «ум полный, подобный озеру» [4].
Караханидское государство по сути имело удельную феодальную систему с делением на крупные и более мелкие области – уделы, во главе которых были местные правители (чаще всего, представители правящей династии), часто носившие титул «илик». Такая система порождала междоусобицы, сопровождавшиеся частой сменой правителей. Владетели крупных и экономически развитых провинций обычно лишь номинально признавали власть своих сюзеренов.
2. Бартольд В.В. Очерки истории Семиречья// Соч., т. II, ч. I. М., 1963. – С. 41-47.
3. Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. М., 1983. – С. 187.
4. Махмуд ал-Кашгари. Диван луга тат-турк, т. 1, С. 107-118.