«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Обеспечение национальных интересов – ключевой аспект интеграционной политики Казахстана

4441

Согласно законодательству, под национальными интересами Республики Казахстан понимается «совокупность законодательно признанных политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества и основ конституционного строя» [1].

За годы независимости Казахстана были осуществлены фундаментальные меры по решению целого комплекса проблем по обеспечению таких жизненно важных национальных интересов, как суверенитет, территориальная целостность, успешное социально-экономическое развитие.

Отказ от ядерного оружия позволил государству получить международные гарантии безопасности со стороны ведущих ядерных держав. Юридическое оформление сухопутных границ Казахстана обеспечило международно-правовые гарантии неприкосновенности и целостности его территории.

В настоящее время основные приоритеты национальной безопасности страны представляют собой не только противостояние внутренним и внешним угрозам (экстремизму и терроризму, распространению оружия массового уничтожения, межэтническим и межконфессиональным конфликтам и др.). Ключевым фактором государственной политики, наряду с общественной, военной, политической, информационной безопасностью, признаётся экономическая безопасность. Большую роль в обеспечении нормального функционирования страны играют экономические факторы – конкурентоспособность производства, благосостояние и качество жизни населения, обеспечение финансовой, энергетической, продовольственной и транспортной безопасности, стабильности и устойчивости развития национальной экономики, в том числе ее индустриально-инновационной составляющей, а также недопущение изоляции Казахстана от мировой экономической системы.

Мировой опыт показывает, что только модернизация и технологическое и инновационное обновление могут обеспечить сохранение высокой динамики социально-экономического развития. С этой точки зрения, предложенные Президентом страны Стратегия «Казахстан-2050», а также Послание «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», конкретизирующее содержание казахстанских реформ, имеют фундаментальное значение.

Вхождение в число 30-ти развитых стран мира предполагает глубокую модернизацию, создание наукоемкой модели экономики, повышение уровня инвестиций, научных разработок, производительности труда, развитие малого и среднего бизнеса, повышение качества жизни населения. Одним из важных механизмов осуществления этой амбициозной цели является углубление интеграции экономики Казахстана в региональную и глобальную экономические системы.

Определяя приоритеты внутри– и внешнеполитического курса, руководство Казахстана исходит из того, что интеграция есть требование времени, отказ от которой отбросит страну на периферию мировой экономики. В современном мире только совместные усилия могут способствовать достойному ответу на текущие и потенциальные глобальные угрозы и вызовы. Поэтому сотрудничество в рамках евразийских интеграционных образований является одним из ключевых направлений внешней политики страны.

В Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы в качестве одной из основных целей определена «дальнейшая интеграция в систему региональных и международных торгово-экономических отношений» [2].

Не только для Казахстана, но и для всех участников интеграционного процесса объективно повышается значимость стратегии по углублению интеграции. По мнению Президента Н. А. Назарбаева, именно общность стратегических интересов стран ТС и ЕЭП, суть которых заключается в повышении конкурентоспособности своих производств, уходе от сырьевой направленности, критической необходимости инновационного и технологического рывка, создаёт пространство для совместных действий и возможность обеспечить реальный рост экономик и вывести формирующийся ЕАЭС на ведущие позиции в глобальном мире. В интересах всех стран – максимальное использование транзитного потенциала Евразийского экономического союза, возможностей создания международных коридоров с современной транспортно-логистической системой, которая может обеспечить многократное сокращение сроков поставок товаров на европейские и азиатские рынки.

Создание совместных научно-исследовательских центров и общего продовольственного рынка, макрорегиональной энергетической системы и единого цикла производства мирной атомной энергии, развитие аэрокосмического кластера и объединение усилий для ведения геологоразведочных работ, – вот лишь неполный перечень позиций, по которым страны евразийского пространства могли бы полноценно взаимодействовать, получая от этого значительный экономический эффект [3].

Еще одна грань понимания национальных стратегических интересов в евразийской интеграции была раскрыта в контексте предложенной казахстанским лидером идеи G-Global – идеи качественно нового мироустройства в XXI веке. Ее главной целью является создание привлекательной модели мирового устройства, базирующейся на конструктивном сочетании трех ведущих трендов – глобализации, регионализации и национального возрождения [4]. Такая постановка вопроса представляется тем более востребованной на фоне продолжающихся острых дискуссий о содержании и роли национального интереса в глобализирующемся мире. Принципы, приемлемые для организации нового миропорядка, воплотившиеся в девизе «Четырех Т» – Trust (доверие), Traditions (традиции), Transparency (транспарентность), Tolerance (толерантность), – могут стать основой как для глобального сотрудничества, так и для евразийской интеграции.

При этом идея G-Global предполагает не конфронтацию национальных интересов, а установление максимального баланса между ними.

Заинтересованность Казахстана в активных действиях по созданию международных экономических объединений – ТС, ЕЭП, будущего ЕАЭС, определена конкретными экономическими потребностями и долгосрочными приоритетами. При этом создание региональных интеграционных структур  рассматривается не как самоцель, а как механизм, инструмент для реализации важных задач, связанных с обеспечением основных потребностей – формированием фундаментальных условий для успешного перехода к неоиндустриальной стадии общественного прогресса.

Вхождение в Таможенный союз предоставляет Казахстану возможность выхода на огромный рынок с населением в 170 млн. человек. Согласно прогнозам, прирост ВВП каждой из стран-участниц к 2015 году составит около 15%, а общий эффект участия в ТС для Казахстана оценивается примерно в 16 млрд долларов [5].

Устранение барьеров во взаимной торговле должно способствовать расширению торгово-экономических связей, увеличению взаимного товарооборота между членами ТС. Кроме того, устранение административных барьеров и обеспечение свободного передвижения товаров является основным стимулом для привлечения иностранных инвестиций, развития совместных предприятий, кооперации взаимодополняющих производств.

В рамках Таможенного союза создаются благоприятные условия для роста взаимных инвестиций. Участие в ТС является серьезным стимулом для повышения конкурентоспособности со стороны казахстанских производителей.

В интересах Казахстана – участие в процессе формирования Единого экономического пространства. Реализация в рамках ЕЭП свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников создает возможность для решения многих вопросов, которые не могут быть разрешены в других условиях. Так, осуществление свободного движения товаров предусматривает замену применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

Реализация «четырех свобод» свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы предполагает обеспечение взаимного доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, транспортировки газа, включая основы ценообразования и тарифной политики. Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО, что создает предпосылки для унификации национальных норм и правил с международными стандартами.

Участие Казахстана в евразийских интеграционных проектах открывает возможность для ведения равноправного экономического диалога с крупными рынками КНР, Индии, Японии, которые, как правило, вступают во взаимодействие только с глобальными игроками.

Экономика Казахстана в последние годы продолжает демонстрировать положительные темпы роста, но она еще подвержена значительным рискам. Сохраняется негативное воздействие глобальной рецессии, возможны негативные колебания мировых цен на нефть, существует неопределённость с восстановлением экономик США и Евросоюза. Всё это может негативно отразиться на состоянии мировой экономики и стать серьезным препятствием на пути инвестиционной активности и темпов промышленного роста в Казахстане. В этой ситуации участие Казахстана в ТС и ЕЭП рассматривается как фактор расширения возможностей для развития взаимной торговли, ускорения товарооборота и реализации продукции в рамках Единой таможенной территории.

Большое значение в системе стратегических интересов Казахстана имеет развитие транспортной инфраструктуры и реализация его транзитного потенциала. По данным экспертов, потенциал казахстанского транзитно-транспортного рынка составляет более 2 млрд. долларов, в то время как республика реально получает около 800 млн. долларов [6]. Это свидетельствует о том, что транзитный потенциал используется не полностью. Согласно прогнозным подсчетам, к 2015 году объем товарооборота между континентами может достичь 1 трлн. долларов, а доходы от транзита составят 80 млрд. долларов.

Президент РК Н.А. Назарбаев поставил перед Правительством задачу сформировать Казахстан как торговый, логистический, деловой «хаб» региона к 2016 году [7]. С этой точки зрения для Казахстана представляется актуальным использование потенциала Единого экономического пространства, в пределах которого существуют все предпосылки для развития интегрированных услуг транспортно-логистической сети, создания её единой технологии, стандартов качества и ценовой политики. Это важно с точки зрения дальнейшей координации действий по разработке технологических параметров развития инфраструктуры транспортных коридоров.

Посредством интеграционного проекта с региональными партнерами в рамках ТС-ЕЭП Казахстан может реализовать свои интересы в осуществлении проекта «Экономический пояс Великий Шелковый путь» с целью установления более тесных контактов с КНР. Свидетельством этому является уже состоявшееся подписание меморандума о развитии транзитных перевозок из провинции Чуньцин в Европу и обратно, что является первым большим результатом объединенных усилий Казахстана, России и Беларуси, который должен обеспечить перевозку до 20,5 млн. тонн дополнительных грузов.

Казахстан заинтересован в участии в соглашениях, регулирующих доступ к транспортной инфраструктуре стран ЕЭП. Унификация внутренних железнодорожных тарифов на перевозки грузов выгодна казахстанским компаниям, занимающимся экспортом и осуществляющим транзит грузов.

При этом специалисты отмечают, что в реализации этого интереса существуют значительные трудности:

–  в связи с отдаленностью рынков сбыта транспортные тарифы существенно увеличивают стоимость экспортных товаров, что оказывает влияние на их конкурентоспособность;

–  в РК, РФ и РБ действуют разные железнодорожные тарифы для импорта, экспорта и внутренних направлений;

–  железнодорожные перевозки в России традиционно дороже, что скажется на казахстанских и белорусских потребителях и производителях [8].

Последовательное разрешение этих проблем при тщательном согласовании позиций сторон должно обеспечить реальное обеспечение свободного движения товаров и услуг, устойчивый рост экономики и наращивание потенциалов трех стран.

Большой интерес для Казахстана представляет взаимодействие со странами ЕЭП в топливно-энергетической сфере. Казахстан заинтересован в тесном сотрудничестве в области разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья на мировые рынки через магистральные трубопроводы России и Беларуси, организации совместных производств, а также в совместной модернизации нефтегазодобывающих предприятий.

Такое взаимодействие имеет важное значение в условиях наличия ряда особенностей, характерных для развития нефтегазового сектора республики, к которым, в частности, относятся:

–  Зависимость казахстанской нефтяной промышленности от поставок российской нефти. На казахстанских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) объем переработки российской нефти составляет 50% на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) и около 50% на ПетроКазахстанОйлПродактс (ПКОП).

–  Зависимость от поставок природного газа из Узбекистана и России в связи с отсутствием газопроводов по транспортировке газа из западных регионов.

–  Имеющиеся разногласия с ОАО «Газпром» по предоставлению равного доступа к газотранспортной системе России для транспортировки казахстанского газа в третьи страны и установления справедливой рыночной цены на казахстанский газ.

–  Наличие избыточных мощностей и большого накопленного опыта по осуществлению морских проектов в соседних странах (Азербайджан, Россия), что усиливает их конкурентные преимущества.

–  Риск ограничения поставок нефти из России или взимания экспортной пошлины в отношении таких поставок.

–  Возможный дефицит газа вследствие ограничения поставок из Узбекистана и России [9].

В рамках евразийских интеграционных проектов Казахстан заинтересован в развитии сотрудничества со странами ТС-ЕЭП в области геологоразведки. В Стратегии развития до 2050 года этому направлению придается особое значение в контексте перспективы выхода отрасли на мировой рынок.

Существующие проблемы в развитии геологоразведочной сферы сегодня могут быть решены за счет использования как внутренних, так и внешних ресурсов. В этом плане актуальным для Казахстана является запуск новых проектов по созданию международных разведочных консорциумов, способных придать геологоразведке решающую роль в деле подпитки энергетической отрасли как основы казахстанской экономики [10].

Участие Казахстана в ТС представляет интерес с точки зрения развития возможностей казахстанского машиностроения. По мнению специалистов, увеличение импортных пошлин в результате введения новых таможенных тарифов должно стать стимулом для организации совместных сборочных производств с ведущими автомобильными компаниями мира и экспорта продукции на территорию стран Таможенного союза.

Увеличение объема рынка для реализации автомобилей, производимых в Казахстане, позволит организовывать в республике автопроизводства полного цикла, создавать производства автокомпонентов, постепенно повышая величину казахстанского содержания.

Большие надежды возлагает Казахстан на сотрудничество в рамках ЕЭП в электроэнергетической сфере. Для страны значительный интерес представляют возможности доступа к услугам естественных монополий стран ЕЭП, решение вопросов ценообразования и тарифной политики в сфере электроэнергетики, а также создание общего электроэнергетического рынка на основе параллельно работающих энергосистем государств – участников ЕЭП. Особое значение имеет то, что у Казахстана появляется шанс на обеспечение межгосударственной передачи электроэнергии из одной части энергосистемы государства – участника ЕЭП в другую через энергосистему сопредельного государства.

Такой подход представляется особенно актуальным в связи с тем, что западные области Казахстана имеют энергодефицитный характер и не связаны с электросетями других регионов. Посредством участия в новых интеграционных проектах будет решена проблема обеспечения электроэнергией Западного Казахстана из северных регионов РК через российские сети по так называемой транзитно-замещающей схеме. Обеспечение доступа к услугам естественных монополий стран ЕЭП позволит существенно оздоровить финансово-экономическую ситуацию энергоснабжающих компаний Казахстана.

Другим преимуществом может стать возможность поставок по российским электросетям энергии из Казахстана в Беларусь. Удовлетворение существующих потребностей должно повлечь за собой значительный экономический эффект. Так, по предварительным подсчетам в 2015 году производство электроэнергии в РК может превысить ее потребление на 2,95 млрд кВт. в год. Данный объем составит экспортный потенциал Казахстана, который может быть направлен как в Россию, так и в Беларусь. Прогнозируемая прибыль от экспорта электроэнергии через территорию России в 2015 году, по расценкам 2010 года и с учетом расходов на передачу по электросетям Казахстана и России, составит 7,16 млрд тенге в год [11].

Значительный интерес для Казахстана представляет взаимное сотрудничество со странами ЕЭП в сфере АПК. Этот интерес усиливает то обстоятельство, что Казахстан обладает наибольшей долей сельских жителей в общей численности населения по сравнению с другими странами ТС-ЕЭП (45,3%) [12].

 В РФ и РБ этот показатель не превышает 30 %. Соответственно для РК характерна самая высокая доля занятых в сельскохозяйственном производстве – 27,3 % против 10,3 % в Беларуси и 8,1 % – в России.

Вхождение в ТС и последующее  вступление в ВТО рассматриваются Казахстаном с точки зрения преодоления главных препятствий в развитии агропромышленного сектора: низкого уровня производительности, несовершенной технологической базы и мелкотоварности сельскохозяйственного производства [13].

В этом плане для Казахстана большой интерес представляет разработка единых подходов к субсидированию аграрной отрасли в рамках ЕЭП, аналогичных требованиям Соглашения ВТО по сельскому хозяйству. Это поможет создать дополнительные возможности для постепенной подготовки сельхозпредприятий к деятельности в условиях наиболее жесткой конкуренции при выходе на мировые рынки.

При этом имеющиеся различия в предоставлении господдержки стран – участниц ЕЭП (в Беларуси уровень господдержки составляет около 18 %, в России – около 6 %, в Казахстане – около 4 %) рассматриваются в качестве дополнительной возможности для Казахстана в увеличении объемов поддержки аграрной отрасли. Создание равных условий господдержки для казахстанских предприятий, занимающихся переработкой сельхозпродукции, должно привести к сокращению доли импорта по продуктам глубокой переработки молока, сахара во внутреннем потреблении и окажет позитивное влияние на хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, что в целом положительно скажется на развитии перерабатывающих отраслей АПК. Подобный подход будет эффективен и в случае предоставления субсидий промышленным предприятиям.

Чрезвычайно актуальным для Казахстана является развитие сотрудничества в космической сфере. Решение ряда задач создания целевых космических систем связи, дистанционного зондирования Земли, научно-технологического назначения, высокоточной спутниковой навигации, развития наземной космической инфраструктуры, научной и научно-технологической базы космической отрасли, подготовки кадров сегодня практически невозможно осуществить вне системы межгосударственного взаимодействия.

Большое значение для казахстанских ученых имеют тесные контакты с крупными научно-исследовательскими организациями космического профиля России. Благодаря реализации космических проектов на основе международного сотрудничества Казахстан сможет сформировать полноценную космическую отрасль, которая станет одной из движущих сил национальной экономики.

Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии тесных партнерских связей в области науки и современных технологий.

Укрепление сотрудничества между высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями трех стран в области информатики, геологии, экологии, физики, новых материалов, стратегических информационных технологий, комплексных исследований человека, энергоэффективности, наноматериалов и бионаносистем способно создать прочную основу для формирования солидной научной базы, которая позволит развивать наукоемкие производства на основе местных разработок. Такие исследования особенно важны в контексте решения общей задачи, стоящей перед всеми участниками интеграционного процесса – задачи преодоления сырьевой направленности экономики и экспорта, обеспечения перехода к экономике инноваций и высоких технологий.

Определенные интересы возлагались Казахстаном на партнеров по интеграции в деле совместного вступления в ВТО. Вступление России во Всемирную торговую организацию летом 2012 года заставило по-новому оценить возможности и перспективы страны. В определенной степени оправдались ожидания тех, кто изначально апеллировал к сложностям в достижении консенсуса между участием в ВТО и региональных интеграционных объединениях. Одним из последствий вступления России в ВТО стали сложности с согласованием уровня таможенно-тарифной защиты, которая выдвигается США и ЕС, с работой в Таможенном союзе. Именно этим обосновано предложение Президента Казахстана Н. А. Назарбаева о совместном с Россией проведении переговоров  по изменению уровня защиты страны при вступлении в ВТО.

Что касается неэкономических факторов интеграции, то среди них безусловным является влияние внешних геополитических условий (дестабилизационные процессы в сопредельных регионах, события на Ближнем Востоке, ожидаемый вывод американских войск из Афганистана и, как следствие, прогнозируемый рост угрозы терроризма и экстремизма на южных рубежах Центральной Азии), а также желание сохранить внутриполитическую стабильность в обществе. Эти процессы ставят перед страной ряд серьезных задач в сфере безопасности, подчеркивая необходимость углубления взаимодействия с целью противостоять деструктивным тенденциям, ориентируют Казахстан на углубление интеграции на евразийском пространстве.

Безусловно, интересы Казахстана в евразийской интеграции осуществляются в условиях тесного переплетения с интересами стран – членов ТС-ЕЭП. При этом в конкуренции участвуют не только государства, но и регионы, отрасли, компании разных форм собственности, ТНК и их филиалы.

В рамках деятельности интеграционных объединений реализуются интересы разных групп, прежде всего крупного бизнеса, предприятий – экспортеров нефтегазовой и металлургической промышленности. Первостепенное значение для государства также представляет защита всех национальных субъектов, в том числе перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), массовых отечественных экспортеров.

Наделение Национальной палаты предпринимателей соответствующими функциями по защите бизнеса также, на наш взгляд, будет способствовать решению проблемы соблюдения казахстанских интересов на разных уровнях экономической интеграции.

Выступая 28 апреля 2014 года в МГУ, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев вновь подчеркнул, что суть его евразийской инициативы «изначально заключена в искренней заботе об интересах простых граждан Казахстана, России, Беларуси, а также других стран Евразийского пространства» [14].

 

1. Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» (с изменениями по состоянию на 13.01.2014 г.). URL: http://online.zakon.kz (дата обращения: 15.01.2014).

2. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000741. – Обращение: 14.05.2014 г.

3. Назарбаев Н. А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего // Известия. – 2011. – 25 октября. URL: http://izvestia.ru (дата обращения: 11.12.2012 г.).

4. См.: Назарбаев Н. А. G-GLOBAL – мир XXI века / Нурсултан Назарбаев. – Астана: Деловой Мир Астана, 2013. – С. 32

5. Глазьев С., Клоцвог Ф. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц // Российский экономический журнал. – 2008. – № 7/8. – С. 24-34.

6. Уркимбаев А. За счет логистики в странах – членах ТС формируется 10–12 % ВВП. URL: http://kapital.kz (дата обращения: 15.01.2014 г.

7. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». URL: http://www.akorda.kz/ (дата обращения: 12.11.2013 г.).

8. Кошанов А. Создание Таможенного союза и Единого экономического пространства – важный фактор мобилизации и увеличения экономических потенциалов стран-участниц. URL: http://www.e-cis.info (дата обращения: 10.11.2013 г.).

9. Программа по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010–2014 годы. URL: http://adilet.zan.kz (дата обращения: 09.11.2013 г.).

10. Кононенко О. Новая жизнь казахстанской геологоразведки // Панорама. – 2013. – 8 ноября.

11. http://www.zakon.kz (дата обращения: 16.11.2013 г.).

12. Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. 29 мая 2013 года. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 15.11.2013 г.).

13. Программа по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020». URL: http://adilet.zan.kz (дата обращения: 09.11.2013 г.

14. http://www.akorda.kz/ru/page/page_216601_vystuplenie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-v-moskovskom-gosudarstvennom-universit – Обращение: 14.05.2014 г.