«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

ONE DAY TOGETHER WITH ZHAKHANSHA 120 PEOPLE WERE SHOT

945 0
ONE DAY TOGETHER WITH ZHAKHANSHA 120 PEOPLE WERE SHOT
During the first regional Congress of Kazakhs in Uralsk, Zhakhansha Dosmukhamedov submitted the idea of creating autonomy. This idea he once again voiced at the First All-Kazakh Congress in Orenburg

This year marks the 100th anniversary of the Alash Party, which worked for the sake of the independence of the country and raised the issues of creating national autonomy. Each region marks this significant date as possible. And yet, the Akzhayik region, nicknamed the center of Western Alash-Orda, is particularly active in terms of holding a loud celebration in honor of this event. First of all, with the support of the akimat of the West Kazakhstan region, it is planned to open a museum complex where the rich heritage of Alash figures will be collected, valuable relics - things that they used during their lifetime. Already, work is being intensively carried out.

Looking back, we see that in the Akzhayik region, in Uralsk, Zhympity, and Karatobe, constituent congresses of Kazakhs passed. And this region with stage play once again refreshed in the memory of the descendants the events of these congresses. The scientific and practical forum was also organized by the region of Akzhayik. The Akimat of the West Kazakhstan region organized two historical and cultural expeditions to Semey and Moscow, where traces of the Alash figures remained. All these good events are dedicated to the 100th anniversary of the formation of the Alash Orda government and the 130th anniversary of the chairman of the Western Alash Orda, prominent political figure Zhakhansha Dosmukhameduly. And in this regard, we talked to a member of the expedition “Zhympity - Semey” and “Zhympity - Moscow”, a famous scientist, Alash-Orda and Zhakhansha studier Dametken Suleimenova about the First Kazakh Congress, which took place in Orenburg and its impact on the congresses that took place in the west end, about valuable information found during the expedition "Zhympity - Moscow", we tried to find answers to these questions.

- Dametken Dosmukhanovna, this year marks 100th anniversary since the founding of the Alash party and the First All-Kazakh Congress, proclaimed the idea of ​​creating a government or a political party. What place in history takes the Orenburg All-Kazakh Congress held on July 21-27, 1917?

- If we look at the long life of our people, we will see many bright examples. One of them is the Alash movement. This year marks the 100th anniversary of the movement of Alash and the First All-Kazakh Congress, which was held in the city of Orenburg. These two significant dates have a special historical significance, because the leaders of Alash at this congress announced the formation of a political party. Also at this congress was formed the management system of the future state. Over time, the history and lessons of this great movement and Kazakh Congress in Orenburg combine the entire Kazakh steppe around the idea of ​​freedom, become more apparent.

It is known that the figures of Alash did a lot in the name of the nation. We believe that it's time to study the "white spots" in the history of Alash. The country achieved independence, recognized lies and truth. The world began to recognize the country as a fundamental state with a rich history. Therefore, the study of the history of the statehood of our country is a historical necessity. And the contribution of Alash figures in the formation of independence is enormous. This truth does not require proof. The 100th anniversary of the Alash movement will be celebrated at the state level. And you should not detach from this historically significant date and Orenburg All-Kazakh Congress. The creation of the first national political party, the creation of autonomy is a bright victory of this Congress.

- How did the organization of the congresses begin in the Kazakh steppe? Tell us about the important issues that were raised at the First All-Kazakh Congress?

- After the February Revolution of 1917, the organization of the regional All-Kazakh congresses began in the Kazakh steppes. In the Ural, Akmola, Semipalatinsk, Turgay regions congresses were held one by one, they became a call for the First All-Kazakh Congress in Orenburg. Zhakhansha Dosmukhamedov and Khalel Dosmukhamedov proposed a draft "Temporary Provision on the Management of the Steppe Part of the Ural Region" at one of the regional congresses - in the Ural Regional Kazakh Congress, which covered the system of local and regional government in full. All the delegates unanimously voted for it. At the Second All-Kazakh Congress in December 1917, the People's Council was proclaimed, which later became a government known as Alash Orda. First, at the First All-Kazakh Congress, the course of explaining the political events taking place on the Kazakh land was discussed. Secondly, the issue of uniting all Kazakhs in one place, issues of state administration, land management issues was raised. The people were organized to the political struggle. Therefore, All-Kazakh and regional congresses developed the idea of ​​creating a Kazakh autonomous state and political party.

- Delegates from all regions took part in the All-Kazakh Congress in Orenburg. Among them was the western region. You are engaged in researching the life and activities of the figures of the Western Alash-Orda. Tell us about the figures of the Western Alash-Orda who participated in the First All-Kazakh Congress?

- The Alash intelligentsia in December 1905 in Uralsk made its first attempts to create a political party. Therefore, it can be said that the figures of the Western Alash-Orda occupy a special place at the First All-Kazakh Congress. To participate in the First All-Kazakh Congress representatives of the Western Alash-Orda arrived in two groups. The first group consisted of representatives of the Bukey Alash-Orda and the second group included representatives of the “Oyil Ualayaty”, later created. One of the most prominent at this Congress was Zhakhansha Dosmukhamedov. During the First Regional Kazakh Congress in Uralsk, the leader of Alash presented the idea of ​​creating autonomy. And he once again raised this idea during the First All-Kazakh Congress. During the congress of the Ural Kazakhs, which was held on April 19-22, 1917 in Uralsk, issues of state administration, land management, the Kazakh autonomy, the army, education were raised. The questions put forward by the First All-Kazakh Congress coincided with each other. They pursued one goal, one interest. And thanks to this, at the Fourth Congress of the Ural Kazakhs, the question of proclaiming the Provisional Government "Oyil Ualayaty" - a national and territorial structure capable of influencing the entire western region, was considered. The activists of Alash supported the Congress of Kazakhs, which took place in the town of Zhympity on May 18-21, 1918, and was given the name "Western branch of the Alash Horde". And this government of the Western Alash Horde was born thanks to the All-Kazakh congresses and left its mark in history.

- This year, the outstanding figure of Alash Zhakhansha Dosmukhamedov turns 130 years old. And on the eve of the jubilee the historical and cultural expedition "Zhympity-Moscow" was held in the footsteps of Zhakhansha Dosmukhamedov. What did you find during the expedition?

- Considering such important historical dates, with the support of akimats of the West Kazakhstan region and Syrym district, the expedition "Zhympity-Moscow" was held. The head of the expedition was Ainagul Oyshybayeva, the director of the regional museum of local lore named after Syrym Datov.

The work of the expedition began with an educational institution where Zhakhansha Dosmukhamedov studied. This is the former Moscow Imperial University, now the Institute of Asian and African countries. The Institute is a branch of Moscow State University named after M. Lomonosov. In the former Moscow Imperial University Zhakhansha studied in 1906 - 1910. Here he received the specialty of a lawyer.

We managed to get new documents about the leader of Alash. These documents were kept in the main building of the Moscow State University named after M. Lomonosov. Now we want to get there. Unfortunately, now many documents of Alash figures, including figures of the Western Alash Horde, lie in the Department of Internal Affairs of the West Kazakhstan region. There is work, correspondence with a request to access these documents. This year a museum dedicated to the history and activities of the Western Alash Horde will be opened in Uralsk. We plan through this museum to launch into scientific circulation the unpublished documents of the Alash figures which are in the Department of Internal Affairs of the West Kazakhstan region.

- Dametken Dosmukhanovna, on your page in the social network, you reported that you learned that Zhakhansha Dosmukhamedov was shot at Butovo landfill. We believe that this is a bright victory of your expedition. Did you manage to see the documents about his stay in Butyrka prison? Are the names of our other fellow countrymen shot at this site known?

- We knew that Zhakhansha Dosmukhamedov was under investigation in Butyrka prison in Moscow. There is also a document on his execution in Moscow. To see this document personally, we even went on a special expedition. To this end we visited Butovo landfill. More than 20 thousand people were shot at the Butovo landfill. A list with their names was created.

Head of the temple Archpriest Father Kirill Kaleda thanks to many years of work collected the names of more than 1000 victims of repression buried at the Butovo landfill. About this was published several books. In the third volume on page 82 there is information about Zhakhansha Dosmukhamedov, we found him on the list and now we present it to the public. The bodies of these 20 thousand people are buried in the pits of Butovo landfill. On one square meter of the earth are buried bodies of 14-19 people. Shoes, clothes found during the research of the Butovo landfill were exhibited in the polygon museum. But later excavations were stopped. Because on top of one person were buried the second, third, and there was a mess of buried bodies.

On the Butovo landfill a granite memorial plate was installed with a list of names that were shot during the period from 1937 to November 1938. In that list there is also the name of Zhakhansha. On August 3, 1938, 120 people were shot. Among them was Zhakhansha. A handful of native land, special for Zhakhansha Dosmukhamedov, was placed under his tree. The photo shows that tree. And the ground from his grave was brought home.

- Thank you for the conversation!

Photo by: member of the expedition "Zhympity - Moscow", poet Bauyrzhan Shirmedinuly

 

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Comments

To leave comment you must enter or register

Публикации

В ОДИН ДЕНЬ ВМЕСТЕ С ЖАХАНШОЙ БЫЛИ РАССТРЕЛЯНЫ 120 ЧЕЛОВЕК

04 Августа 2017
895
0
В ОДИН ДЕНЬ ВМЕСТЕ С ЖАХАНШОЙ БЫЛИ РАССТРЕЛЯНЫ 120 ЧЕЛОВЕК
Во время первого областного съезда казахов в Уральске Жаханша Досмухамедов подал идею о создании автономии. Эту мысль он еще раз озвучил на Первом Всеказахском съезде в Оренбурге

В этом году исполняется 100 лет партии Алаш, которая трудилась во имя независимости страны и поднимала вопросы создания национальной автономии. Каждый регион отмечает эту значимую дату в силу своих возможностей. И все-таки, край Акжайык, прозванный центром Западной Алаш-Орды, особо активен в плане проведения громогласного празднества в честь этого события. В первую очередь при поддержке акимата Западно-Казахстанской области планируется открытие музейного комплекса, где будет собрано богатое наследие деятелей Алаш, ценные реликвии – вещи, которыми они пользовались при жизни. Уже сейчас интенсивно ведутся работы.

Оглядываясь в прошлое, мы видим, что в одном только Акжайыкском краю, в Уральске, Жымпиты, Каратобе проходили учредительные съезды казахов. И этот край сценической постановкой еще раз освежил в памяти потомков события этих съездов. Научно-практический форум «Алашым – Айбыным» так же был организован краем Акжайыка. Акимат Западно-Казахстанской области организовал две историко-культурные экспедиции в Семей и Москву, где остались следы деятелей Алаша. Все эти благие мероприятия посвящены 100 летию образования правительства Алаш Орда и 130-летию председателя Западной Алаш Орды, видного политического деятеля Жаханша Досмухамедулы. И в этой связи мы беседовали с членом экспедиции «Жымпиты - Семей» и «Жымпиты - Москва», известным ученым-алашеведом, жаханшаведом Даметкен Сулейменовой о Первом Всеказахском съезде, который прошел в Оренбурге и о его влиянии на съезды, которые прошли в западном краю, о ценных сведениях, найденных в ходе экспедиции «Жымпиты – Москва», постарались найти ответы на эти вопросы.

– Даметкен Досмухановна, в этом году исполняется 100 лет со дня образования партии Алаш и Первого Всеказахского съезда, провозгласившего идею создания правительства, политической партии. Какое место в истории занимает Оренбургский всеказахский съезд, проходивший 21-27 июля 1917 года?

- Если взглянуть на долгий жизненный путь нашего народа, то увидим немало ярких примеров. Один из них – движение Алаш. В этом году исполняется 100 лет движению Алаш и Первому Всеказахскому съезду, проходившему в городе Оренбург. Эти две знаменательные даты имеют особую историческую значимость. Потому что деятели Алаша на этом съезде объявили о создании политической партии. Также на этом съезде была образована система управления будущим государством. С течением времени история и уроки этого великого движения и Всеказахского съезда в Оренбурге, объединившего всю казахскую степь вокруг идеи свободы, становятся более очевидными.

Известно, что деятели Алаша немало сделали во имя нации. Мы считаем, что пришло время изучения «белых пятен» в истории Алаш. Страна добилась независимости, распознала ложь и правду. Мир начал узнавать страну, как фундаментальное государство с богатой историей. Поэтому изучение истории государственности нашей страны является исторической необходимостью. И вклад деятелей Алаша в становлении независимости огромна. Эта истина не требует доказательств. 100-летие движения Алаш будет праздноваться на уровне государства. И не стоит отдалять от этой исторически значимой даты и Оренбургский Всеказахский съезд. Создание первой национальной политической партии, создание автономии является яркой победой этого съезда.

– Как в казахской степи началась организация съездов? Расскажите о важных вопросах, которые были подняты на Первом Всеказахском съезде?

– После Февральской революции 1917 года в казахских степях началась организация Областных Всеказахских съездов. В Уральской, Акмолинской, Семипалатинской, Тургайских областях друг за другом проходили съезды, они стали призывом к проведению Первого Всеказахского съезда в Оренбурге. На одном из областных съездов – в Уральском Областном Казахском съезде Жаханша Досмухамедов и Халел Досмухамедов предложили проект «Временного положения об управлении степной частью Уральской области», охвативший в полном объеме систему местного и областного управления. Все делегаты единогласно проголосовали за него. На 2-ом Всеказахском съезде в декабре 1917 года был провозглашен Народный совет, который впоследствии стал правительством, известным как Алаш Орда. Во-первых, на Первом всеказахском съезде обсуждался ход разъяснения народу политических событий, происходящих на казахской земле. Во-вторых, поднимался вопрос об объединении всех казахов в одном месте, вопросы государственного управления, вопросы землеустройства. Организовали народ к политической борьбе. Поэтому Всеказахский и областные съезды развили идею о создании казахского автономного государства и политической партии.

– На Всеказахском съезде в Оренбурге приняли участие делегаты со всех регионов. Среди них и западный регион. Вы занимаетесь исследованием жизни и деятельности деятелей Западной Алаш Орды. Расскажите о деятелях Западной Алаш Орды, участвовавших в Первом Всеказахском съезде.

– Алашская интеллигенция в декабре 1905 года в Уральске предприняла первые попытки создания политической партии. Поэтому можно сказать, что деятели Западной Алаш Орды занимают особое место на Первом Всеказахском съезде. Для участия на Первом всеказахском съезде представители Западной Алаш Орды прибыли двумя группами. Первая группа – представители Букеевской Алаш Орды, а во-вторую группу вошли представители созданной позже «Ойыл уалаяты». Один из особо выделившихся на этом съезде – Жаханша Досмухамедов. Во время Первого Областного казахского съезда в Уральске деятель Алаша подал идею о создании автономии. И эту мысль он еще раз поднял во время Первого Всеказахского съезда. Во время съезда уральских казахов, который состоялся 19-22 апреля 1917 года в Уральске, были подняты вопросы государственного управления, землеустройства, Казахской автономии, армии, образования. Вопросы, предложенные Первым Всеказахским съездом, перекликались друг с другом. Они преследовали одну цель, один интерес. И благодаря этому на четвертом Съезде Уральских казахов был рассмотрен вопрос о провозглашении Временного правительства «Ойыл уалаяты» - национально-территориальной структуры, способной влиять на весь западный регион. Деятели Алаш поддержали съезд казахов, который состоялся в городе Жымпиты 18-21 мая 1918 года, дали название «Западное отделение Алаш Орды». И это правительство Западной Алаш Орды родился благодаря всеказахским съездам и оставил свой след в истории.

– В этом году видному деятелю Алаша Жаханше Досмухамедову исполняется 130 лет. И в преддверии юбилея состоялась историко-культурная экспедиция «Жымпиты - Москва» по следам Жаханши Досмухамедова. Что удалось найти во время экспедиции?

- Учитывая такие важные исторические даты, при поддержке акиматов Западно-Казахстанской области и Сырымского района состоялась экспедиция «Жымпиты - Москва». Руководителем экспедиции была Айнагуль Ойшыбаева, директор районного историко-краеведческого музея имени Сырыма Датова.

Работа экспедиции началась с учебного заведения, где обучался Жаханша Досмухамедов. Это бывший Московский Императорский университет, ныне Институт стран Азии и Африки. Институт является филиалом МГУ им. М. Ломоносова. В бывшем Московском Императорском университете Жаханша учился в 1906 - 1910 годы. Здесь он получил специальность юриста.

Нам удалось получить новые документы о деятеле Алаша. Эти документы хранились в главном корпусе МГУ им. М. Ломоносова. Теперь хотим получить туда направление. К сожалению, сейчас многие документы деятелей Алаша, в том числе деятелей Западной Алаш Орды лежат в Департаменте внутренних дел Западно-Казахстанской области. Идет работа, переписка с просьбой получить доступ к этим документам. В этом году в Уральске будет открыт музей, посвященный истории и деятельности Западной Алаш Орды. Планируем через этот музей запустить в научный оборот не опубликованные документы деятелей Алаша, которые находятся в Департаменте внутренних дел Западно-Казахстанской области.

– Даметкен апай, на своей странице в социальной сети вы сообщили о том, что узнали, что Жаханша Досмухамедов был расстрелян на Бутовском полигоне. Считаем, что это яркая победа вашей экспедиции. Вам удалось увидеть документы об его пребывании в Бутырской тюрьме? Известны ли имена других наших земляков, расстрелянных на этом полигоне?

– Мы знали о том, что Жаханша Досмухамедов находился под следствием в Бутырской тюрьме Москвы. Также известен документ о его расстреле в Москве. Чтобы воочию увидеть этот документ мы даже направлялись на специальную экспедицию. С этой целью посетили Бутовский полигон. На Бутовском полигоне было расстреляно более 20 тысяч человек. Создан их список.

Руководитель храма Протоиерей отец Кирилл Каледа благодаря многолетнему труду, собрал имена более 1000 жертв репрессий, похороненных на Бутовском полигоне. Об этом было издано несколько книг. В III-м томе на 82-й странице есть сведения о Жаханше Досмухамедове, мы нашли его в списке и теперь представляем вниманию общественности. Тела этих 20 тысяч человек захоронены в ямах Бутовского полигона. На одном квадратном метре земли похоронено тела 14-19 человек. Обувь, одежда, найденные во время исследования Бутовского полигона, были выставлены в музее полигона. Но в дальнейшем раскопки прекратились. Потому что поверх одного человека были похоронены второй, третий, и возник беспорядок похороненных тел.

На Бутовском полигоне установлена гранитная мемориальная плита, с поименным списком расстрелянных в период с 1937 по ноябрь 1938 года. В том списке есть и имя Жаханши. 3 августа 1938 года были расстреляны 120 человек. Среди них был Жаханша. Горсть родной земли, повезенную специально для Жаханши Досмухамедова, положили под его деревом. На фото запечатлено то дерево. А землю из его могилы привезли на родину.

– Благодарим за беседу! 

Автор фото: член экспедиции «Жымпиты – Москва», поэт Бауыржан Ширмединулы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

какая историческая кинокартина о казахско-джунгарских войнах вам понравилась больше всего?