«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

HISTORY BELONGS TO THOSE, WHO STUDY IT

1497 1
HISTORY BELONGS TO THOSE, WHO STUDY IT
Organizing the Golden Horde Forum, Tatarstan stressed the important role of history and cultural heritage of its people in the upbringing of younger generation and the formation of national ideology

"Akorda, covered with gold" was said in ancient times about the Golden Horde. Kushkumbaev Aibolat Kairslyamovich, doctor of historical sciences, professor of ENU named after L.N. Gumilyov shared his impressions of the past forum, achievements and problems of historical science.

- Aibolat Kairslyamovich, you recently returned from the International Golden Horde Forum in Kazan, where you were not the first time. Tell us about the organization of the forum.

- The International Golden Horde Forum, the fifth this year on the account, is held periodically every two years. The first forum was held in 2009. The forum is organized by the Center for Research of the Golden Horde and the Tatar Khanates (Head: Ilnur Mirgaleev) at the Institute of History named after Sh. Mardzhani Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Director: Rafael Hakimov). Now in the era of the global Internet and social networks, any work of scientists almost instantly spreads among interested readers. And the meetings at such specialized scientific forums are important not only from the point of view of the exchange of views, but also to establish creative and personal contacts for scientists from other countries and regions. For example, more than 100 scientists from 18 countries (USA, France, Hungary, Serbia, Croatia, Hungary, Kazakhstan, Mongolia, etc.) took part in the work of the Golden Horde Forum. This suggests that the scientific authority and weight of the forum is growing every year.

- What questions of the conference were you interested in?

- At the last forum, the central problem, of course, was the history of the Golden Horde and the late Golden Horde state formations. Several scientific events were held within the framework of the forum. I participated in the conference and delivered a report on the term "Horde" in the nomadic empires of Central Asia of the antiquity and early Middle Ages.

- By what scientists with a world name in the history of science the forum was presented?

- As I have already said, the forum unites scientists from many countries who are leaders in studying the history of the Mongolian Empire, the Golden Horde, the Tatar khanates, and the history of Eurasia in the Middle Ages in general. The names of such world-renowned scientists as Mark Kramarovsky (the State Hermitage, St. Petersburg), Michelle Balar (France, Paris), Yulai Shamiloglu (USA, now working in Astana at Nazarbayev University), Vadim Trepavlov (Moscow, Institute of Russian History), Damir Iskhakov (Kazan, Institute of History), Istvan Zimoni (Szeged, Hungary), Ilya Zaitsev (Moscow, INION) and many other well-known specialists who ask scientific "tone and background" in their field of research and very high scientific criteria.

Upon completion of the scientific forum, Mr. Yulai Shamiloglu, by the way, who came to the forum for the first time, highly appreciated the scientific level of the conference and said that he was pleasantly surprised to participate in the work of the forum along with Professor Michelle Balar from France, whose fame and authority in Western scientific world is very large.

- What problems, in your opinion, have Kazakhstan's historical science today?

- Along with the achievements and successes of our historical science, which we certainly have, in recent decades serious problems have appeared.

Our domestic science is still in crisis. This is due, first of all, to the training of scientific and pedagogical personnel, which is haphazard and completely non-focused.

So, on the problems of studying the history of the ancient and medieval period of our country, we have only a few specialists left that gradually leave science for various reasons (natural loss, lack of financing, difficult financial situation, migration, etc.).

The consequence of such a lamentable position of science was, for example, the lack of competent research specialists who would deal with the problems of the history and culture of the ancient Saks, Sarmatians, Huns (Sünnu). Today in our study of the ancient past there is an absolutely unexplored large chronological gap, beginning from the end of the 1st millennium BC - the first centuries AD and until the middle of the 1st millennium AD, precisely because of the lack of specialists (archaeologists, historians and linguists).

Even questions of the history of the ancient Turkic era of the second half of the 1st millennium AD (key for the Patriotic History and for the concept of "Mangilik El"!) are actually being developed by inertia (due to the existing earlier reserve) by 2-3 researchers, which is clearly not enough.

For other historical periods, the situation is also not better.

Thus, for the medieval history of Kazakhstan and the Kazakhs, in particular as a titular ethnos, the era of the Chingizid Empire and the history of the Golden Horde (Ulus Juchi) had a special and really high priority, on the cultural and historical basis of which actually appeared along with other Late Golden Horde states, their historical successor - "Kazakh Eli" Kazakh Khanate of the XV-XVIII centuries.

- Are our studies consistent with the main world scientific trends?

- There is a clear scientific gap with foreign research centers (Russia, Tatarstan and Mongolia) in studying this complex and simultaneously bright and interesting and fateful period of Eurasian history, one of the leading historical roles played directly by the ancestors of modern Kazakhs. According to Zh. Sabitov,

the history of studying the history of the Altyn Horde in the last twenty years is totally protected by 3 dissertations.

- What scientific achievements did you reflect in your report?

- My report was devoted specifically to the concept of the "Horde" and its significance in the nomadic empires of Central Asia during the period of antiquity and the Middle Ages. The earliest information in the sources about hordes is found in the era of the Huns in the form of "outo", in the meaning of an armed camp, the rate. The custom of erecting the golden ("royal") tents goes back to the ancient tradition of the Turkic rulers. In the genealogical legends of the Turkic peoples about Oguz-khan there are references to his golden tent. At the same time,

"altun" - gold is a distinctive feature of the supreme power of the rulers of the Turks.

About golden tents-stakes of nomadic rulers inform Chinese sources. The political custom of building large tents-yurts, of course, goes back to the time of the ancient nomadic empires of Central Asia. During the reign of El-etmish Bilge kagan (747-759), known by Chinese sources as Moyanzho, the capital of the Uighur Kaganate, Ordu-Balyk was built, which was a huge city with a population of up to one hundred thousand people. Actually, the term "Ordu-balyk", translated literally as "capital city", as well as other derivative variants, indicates that "ordu" was a symbol of the center of the Turkic kaganate-eli. It was there that the stationary political center - the tent-residence of the Turkic Khans was located. Thus, the concept of "horde" included, first of all, the rate-residence of the ruler - the palace of the first person of the state, the houses of the nobility and help staff.

As the political power of the nomad empire grew, the capital center began to take on a sedentary character, where large palace constructions were built.

In this context, the name "Altyn Orda" during the reign of the Juchid Empire is an organic political continuation of the ancient imperial tradition of the nomadic states of Central Asia.

The nomadic population of the Golden Horde did not call its state "Altyn Orda". If we take the official documents of the Golden Horde's Office late XIV century, we see that it was called "Uly Ulus" (literally "Great Ulus", "Great State", "The Great Empire").

And this is not surprising. In the epic "Edighe" there is such a phrase: "Altynnan sokkан Аkорда" – literally "Akorda, inscribed (covered) with gold", which denotes the horde-rate - the central residence of Khans of Juchi Ulus.

For the steppe Turkic population, "Altyn Orda", as well as "Ak Orda", is the center of power of the Juchid rulers, and the state itself is Ulus or Uly Ulus. This is the difference between our steppe perceptions of Uly Ulus (Golden Horde).

The term "Golden Horde" appears later in the Russian-speaking environment and is distributed in the scientific literature and journalistic genre and is finally fixed in the twentieth century.

- How much of a theme of the Golden Horde is relevant for Tatar historians?

- The history and heritage of the Golden Horde has been especially acute in recent years thanks to the efforts of our colleagues from Tatarstan. For the scientific historiography of Tatarstan, this topic, in my opinion, was a priority even in the Soviet era, when there was an open and later unspoken taboo on the study of the Golden Horde history. Even in those years famous Turkologist, academician Mirkasym Usmanov, who in fact spent his entire life studying the Golden Horde heritage, published his works. Discussions on this topic continue, and it is unlikely that a compromise will be reached due to the political and ideological accents that have developed in the post-Soviet world. But there is progress in this direction, since prominent scientists, including Russian ones, specializing in this period, refuse such rhetoric towards the Golden Horde and consider the history of this state to be a self-sufficient historical phenomenon that requires objective academic study.

As for the historical and cultural heritage of the Golden Horde, it is common to many states and peoples. First of all, it concerns modern Turkic peoples such as Nogai, Tatars (Volga, Crimea, Siberia, etc.), Bashkirs, Kazakhs, Uzbeks, Karakalpaks, Karachais, Balkars, Kumyks, Kyrgyz, etc. The beginning of the formation of these peoples is directly connected with History of Altyn Horde.

All peoples have a common epos "Edighe zhyry" (Idegei, Yedigei). I counted about 40 variations of this epic work. Only in Kazakhstan was published about 10 variations of the epos "Edighe", within the framework of the state program "Madeni mura".

The epic itself appeared in the era of the late Golden Horde in the midst of the medieval nogai, the western neighbors of the Kazakhs, and spread over a vast territory from the Crimea to the Siberian Altai region, that is, on the lands of Juchied Ulus.

The epic was repeatedly published, translated into other languages ​​and can be regarded as a kind of historical source on the language and culture of the population of the late Golden Horde.

Recently, thanks to the efforts of the Nogai scholar-philologist Nasipkhan-khanum Suyunova, the poem "Edighe" was published, where the main versions of this priceless monument of the Turkic literature and culture were collected.

Heroes of the epic speak the Nogai language - the main language of the nomadic population of the Golden Horde, which in turn is close and native to both Kazakhs and Karakalpaks, and for the Tatars, Bashkirs.

 

 

- So, who of the modern nations owns the Golden Horde heritage?

- I want to answer with the words of one of the prominent domestic experts of medieval history, the scholar-Arabist Ashirbek Muminov: "History belongs to those who study it."

- What is the significance of the conference for the history of Kazakhstan, Tatarstan and the world in general?

- The value of the Golden Horde scientific forums, which are held on a regular basis, is enormous.

First, the academic institutions of Tatarstan became in fact the main scientific center for the study of the Golden Horde history, which skillfully and verified mobilizes and coordinates the scientific activity of historians, sources of research, numismatists, historiographers and other specialists in this field. If earlier such studies did not have a systemic form, being, as a matter of fact, the initiative of individual specialists, today the Center headed by I. Mirgaleev unites all interested researchers in a research team that purposefully conducts its scientific research.

Secondly, in this organizational format, the researchers themselves need to work on their own topics on an ongoing basis; they have the opportunity to prepare materials, write articles and publish their research and developments in scientific periodicals.

Third, I must say that such creative integration of scientists from different countries and regions was embodied in concrete scientific results. So, the "History of the Tatars from Ancient Times" was recently prepared in 7 volumes. In 2016, the monograph "The Golden Horde in World History" was released.

I am glad that the Tatar colleagues and scientists have undertaken a large-scale work and responsibility for studying the history and culture of the Golden Horde and I wish them great creative success on this path!

 

By Arman SULEIMENOV

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111).

Comments

To leave comment you must enter or register

Амангельды Кашкимбаев05.04.2017, 10:38

Айболат Кайрслямович! Приятно, когда видишь деловое участие своих коллег в обсуждении проблем, касающиеся истории нашего народа. Возможно, только так можно и ликвидировать "отставание наших исследователей от зарубежных исследователей". Спасибо Вам за хорошую информацию.

Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English

Публикации

История принадлежит тем, кто ее изучает

31 Марта 2017
1644
1
История принадлежит тем, кто ее изучает
Организацией Золотоордынского форума Татарстан подчеркнул важную роль истории и культурного наследия своего народа в воспитании подрастающего поколения и формировании национальной идеологии

«Золотом покрытая Акорда» говорили в древности про Золотую орду. Кушкумбаев Айболат Кайрслямович, доктор исторических наук, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева поделился своими впечатлениями о прошедшем форуме, достижениях и проблемах исторической науки.

 

 

 

 

- Айболат Кайрслямович, вы недавно вернулись с Международного Золотоордынского форума в Казани,  где были уже не первый раз. Расскажите нам об организации форума.

- Международный Золотоордынский форум, пятый в этом году по счету, проводится периодически каждые два года. Первый форум прошел в 2009 году. Организатором форума является Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств (руководитель: Ильнур Миргалеев) при Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ (директор Рафаэль Хакимов). Сейчас в эпоху глобального Интернета и социальных сетей любая работа ученых почти мгновенно распространяется среди заинтересованных читателей. И встречи на таких специализированных научных форумах являются важными не только с точки зрения обмена мнениями, но и для налаживания творческих и личных контактов для ученых из других стран и регионов. Например, в работе прошедшего Золотоордынского форума принимали участие более 100 ученых из 18 стран (США, Франция, Венгрия, Сербия, Хорватия, Венгрия, Казахстан, Монголия и др.). Это говорит о том, что научный авторитет и вес форума растет с каждым годом.

- Какие вопросы рассматривались на конференции?

- На прошедшем форуме центральной проблемой, конечно, являлось история Золотой Орды и позднезолотоордынских государственных образований. В рамках форума было проведено несколько научных мероприятий. Я участвовал в работе конференции и выступал с докладом о термине «Орда» в кочевых империях Центральной Азии эпохи древности и раннего средневековья.

 

- Какими учеными с мировым именем в исторической науке был представлен форум?

- Как я уже говорил, форум объединяет ученых многих стран, которые являются лидерами в области изучения истории Монгольской империи, Золотой Орды, татарских ханств, истории Евразии эпохи средневековья в целом. Имена таких всемирно признанных ученых как Марк Крамаровский (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Мишель Балар (Франция, Париж), Юлай Шамильоглу (США, сейчас работает в Астане в Назарбаев университете), Вадим Трепавлов (Москва, Институт российской истории), Дамир Исхаков (Казань, Институт истории), Иштван Зимони (Сегед, Венгрия), Илья Зайцев (Москва, ИНИОН) и многие другие известные специалисты, которые задают научный «тон и фон» в своей области исследования и очень высокие научные критерии.

По завершению работы научного форума г-н Юлай Шамильоглу, кстати, впервые приехавший на форум, очень высоко оценил именно научный уровень проведения конференции и сказал, что он приятно удивлен участвовать в работе форума наряду с профессором Мишель Балар из Франции, известность и авторитет которого в западном научном мире очень большой.

- Какие проблемы, на ваш взгляд,  испытывает сегодня казахстанская историческая наука?

- Наряду с достижениями и успехами нашей исторической науки, которые, безусловно, есть у нас, за последние десятилетия появилось и серьезные проблемы.

Наша отечественная наука пока находится в кризисе. Это связано, прежде всего, с подготовкой научно-педагогических кадров, которая носит бессистемный и совершенно не целенаправленный характер.

Так, по проблемам изучения истории древнего и средневекового периода нашей страны у нас остались считанные специалисты, которые уходят постепенно из науки в силу различных причин (естественная убыль, недостаток финансирования, тяжелое материальное положение, миграция и т.д.).

Следствием такого плачевного положения науки стало, например, отсутствие грамотных специалистов-исследователей, которые бы занимались проблемами истории и культуры древних саков, сарматов, хунну (сюнну). На сегодня у нас в изучении древнего прошлого имеется абсолютно неизученный большой хронологический разрыв, начиная с конца I тыс. до н.э. - первых веков н.э. и до середины I тыс. н.э. именно из-за отсутствия специалистов (как археологов, так историков и лингвистов).

Даже вопросы истории древнетюркской эпохи второй половины I тыс. н.э. (ключевой для Отечественной истории и для концепции «Мәңгілік ел»!) фактически разрабатываются по инерции (в силу имеющегося более раннего задела) силами 2-3 исследователей, что явно недостаточно.

По другим историческим периодам ситуация также не лучше.

Так, для средневековой истории Казахстана и казахов в особенности как титульного этноса особое и действительно приоритетное значение имела и будет иметь эпоха Чингизидской империи и история Золотой Орды (Улуса Джучи, Ұлығ Ұлыс), на культурно-исторической основе которой собственно и появился, наряду с другими позднезолотоордынскими государствами их исторический преемник - «Қазақ Елі» Казахское ханство XV-XVIII вв.

- Наши исследования соответствуют основным мировым научным тенденциям?

- Наблюдается явное научное отставание от зарубежных исследовательских центров (России, Татарстана и Монголии) в изучение этого сложного и одновременно яркого и интересного и судьбоносного периода евразийской истории, одну из ведущих исторических ролей в котором играли непосредственно предки современных казахов. По данным Ж. Сабитова,

по истории изучения истории Алтын Орды за последние двадцать лет всего защищено 3 диссертации.

- Какие научные достижения вы отразили в своем докладе?

- Мой доклад был посвящен собственно понятию «Орда» и его значению в кочевых империях Центральной Азии периода древности и средневековья. Наиболее ранние сведения в источниках об ордах встречаются в эпоху хунну (сюнну) в форме «оуто», в значении вооруженный лагерь, ставка. Обычай возведения золотых («царских») шатров восходит к давней традиции тюркских правителей. В генеалогических преданиях тюркских народов об Огуз-хане есть упоминания о его золотом шатре. При этом,

«алтун» – золото является отличительным признаком верховной власти правителей тюрков.

О золотых шатрах-ставках кочевых властителей сообщают китайские источники. Политический обычай строительства больших шатров-юрт, безусловно, идет со времен древних кочевых империй Центральной Азии. В годы правления Ель-етмиш Бильге кагана (747-759 гг.), известного по китайским источникам как Мояньчжо, была построена столица Уйгурского каганата – Орду-балык, представлявший собой огромный город, с населением до ста тысяч человек. Собственно, сам термин «Орду-балык», переводимый буквально как «столица-город» или «столичный город», а также и другие производные варианты указывают на то, что «ordu» был символом центра тюркских каганатов-элей. Именно там находился стационарный политический центр – резиденция-шатер тюркских каганов. Тем самым, в состав понятия «орда», входила, прежде всего, ставка-резиденция правителя – дворец первого лица государства, домов знати и обслуживающего персонала.

По мере роста политического могущества империи номадов, столичный центр стал принимать оседлый характер, где строились большие дворцовые сооружения.

В этом контексте название «Алтын Орда» периода господства Джучидской империи является органичным политическим продолжением древней имперской традиции кочевых государств Центральной Азии.

Кочевое население Золотой Орды не называло свое государство «Алтын Орда». Если брать официальные документы золотоордынской канцелярии конца XIV века, то мы видим, что оно называлось «Ұлұғ Ұлыс» (буквально «Великий Улус», «Великое Государство», «Великая империя»).

И это не удивительно. В эпосе «Едиге» встречается такое словосочетание: «Алтыннан соққан Ақорда» – букв. «Золотом насеченная (покрытая) белая орда», которое обозначает ставку-орду – центральную резиденцию ханов Джучиева Улуса.

Для степного тюркского населения «Алтын Орда», также как и «Ак Орда» это центры власти джучидских властителей, а само государство это Улус или Улуг Улус. Именно в этом есть отличие нашего степного восприятия Улуг Улуса (Золотой Орды).

 

Сам термин «Золотая Орда» появлется позднее в русскоязычной среде и распространяется в научной литературе и публицистической печати и окончательно закрепляется в ХХ веке.

- Насколько тема Золотой Орды актуальна для татарских историков?

- История и наследие Золотой Орды актуализировалось особенно сильно в последние годы именно благодаря усилиям наших коллег из Татарстана. 

Для научной историографии Татарстана эта тема, на мой взгляд, была приоритетной еще в советское время, когда была открытое, а позже негласное табу на изучение Золотоордынской истории. Даже в те годы известный тюрколог академик Миркасым Усманов (мир праху ему), который фактически всю жизнь посвятил изучению золотоордынского наследия, издавал и публиковал свои труды. Дискуссии по этой теме продолжаются, и пока вряд ли будет достигнут компромисс из-за политических и идеологических акцентов, сложившихся в постсоветском мире. Но прогресс в этом направлении есть, так как видные ученые, в том числе и российские, специализирующиеся на этом периоде, отказываются от такой риторики в отношении Золотой Орды и считают историю этого государства самодостаточным историческим феноменом, который требует объективного академического изучения.

Что касается исторического и культурного наследия Золотой Орды, то оно общее для многих государств и народов. Прежде всего, это касается современных тюркских народов таких как ногаи, татары (Поволжья, Крыма, Сибири и др. регионов), башкиры, казахи, узбеки, каракалпаки, карачаевцы, балкарцы, кумыки, кыргызы и др. Начало формирования этих народов напрямую связано с историей Алтын Орды.

У всех народов есть общий эпос «Едіге жыры» (Идегей, Едигей). Я насчитал порядка 40 вариантов этого эпического произведения. Только в Казахстане издано порядка 10 вариаций эпоса «Едіге», в рамках государственной программы «Мәдени мұра».

Сам эпос появился в эпоху поздней Золотой Орды в среде средневековых ногаев (Ноғайлының Ауыр йурт) – западных соседей казахов и получил распространение на огромной территории от Крыма до сибирско-алтайского региона, то есть на землях Джучиева Улуса. 

Эпос многократно издавался, переводился на другие языки и может рассматриваться как своеобразный исторический источник по языку и культуре населения поздней Золотой Орды.

Недавно, благодаря усилиям ногайского ученого-филолога Насипхан-ханум Суюновой была издана поэма «Эдиге», где собраны основные версии этого бесценного памятника тюркской словесности и культуры.

Герои эпоса говорят на ногайском языке – основном языке кочевого населения Золотой Орды, который в свою очередь является близким и родным как для казахов и каракалпаков, так и для татар, башкир.

- Так кому же из современных народов принадлежит золотоордынское наследие?

- Я хочу ответить словами одного из видных отечественных специалистов средневековой истории, ученого-арабиста Аширбека Муминова: «Тот, кто изучает эту историю, тому она и принадлежит».

- Замечательно сказано. Каково значение конференции для истории Казахстана, Татарстана и мира в целом?

- Значение Золотоордынских научных форумов, которые проходят на регулярной основе огромно.

Во-первых, академические учреждения Татарстана стали фактически основным (главным) научным центром по изучению золотоордынской истории, который умело и выверено мобилизует и координирует научную деятельность историков, источниковедов, нумизматов, историографов и других специалистов в этой сфере. Если раньше такие исследования имели не системную форму, являясь по сути инициативой отдельных специалистов, то на сегодняшний день Центр во главе с И. Миргалеевым объединяет всех заинтересованных исследователей в научный коллектив, который целенаправленно ведет свои научные изыскания.

Во-вторых, в таком организационном формате нуждаются сами исследователи, которые на постоянной основе работают по своей тематике, получают возможность готовить материалы, писать статьи и публиковать их в научных периодических изданиях свои изыскания и наработки.

В-третьих, надо сказать, что такая творческая интеграция ученых разных стран и регионов воплотилась в конкретных научных результатах. Так, недавно была подготовлена «История татар с древнейших времен» в 7-ми томах. В 2016 году была выпущена монография «Золотая Орда в мировой истории».

Я рад, что татарские коллеги и ученые взяли на себя масштабный труд и ответственность по изучению истории и культуры Золотой Орды и желаю им больших творческих успехов на этом пути!

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Амангельды Кашкимбаев05.04.2017, 10:38

Айболат Кайрслямович! Приятно, когда видишь деловое участие своих коллег в обсуждении проблем, касающиеся истории нашего народа. Возможно, только так можно и ликвидировать "отставание наших исследователей от зарубежных исследователей". Спасибо Вам за хорошую информацию.

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Какая из задач, поставленных Президентом Казахстана на ХХV сессии АНК, является наиболее важной для укрепления национального единства и согласия: