Home History of Kazakhstan Kazakhstan in Middle Age Middle Age governments in XIV-XV centuries Khanate of Abu’l - Khayr

Khanate of Abu’l - Khayr

08 August 2013
2120
1

At the 20’s of the 15th century on the whole territory of the White Horde there was a change of the ruling dynasties. As the result of the struggle between the Genghisids and the nomadic elite the power in the state transferred from the former descendants to the later ones. The emergence and expansion of this struggle was caused by the weakening and decline of the White Horde due to many political and socio-economic reasons. The main reasons were: continuing from the second half of the 16th century collapse of the Golden Horde, the aggressive policy of Emir Timur and the Timurids and loss of the cities on the Syr Darya River at the time of unrest and strife in the Shaybanid Ulus. During the wars and strife on the territory of East Dasht-i-Kipchak in the first quarter of the 15th century, Shiban’s descendant, Dawlat Shaykh’s son Abu’l-Khayr Sultan rose to prominence. After the reign of Jumaduq Khan, in 1428 he was proclaimed as a Khan of West Siberia. Abu’l-Khayr (he was 17) was supported by about 200 representatives of major tribes and clans (Kipchaks, Naimans, Manghits, Karluks, Hongirads, Kangly, etc.). However, the internecine strife was not stopped under his reign, lasted for forty years (1428-1468). The territory of East Dasht-i - Kipchak remained politically fragmented. Abu’l-Khayr Khan only in the mid 40’s of the 15th century annexed the steppes of former Ulus of Orda Ichen up to the Irtysh River and the north- western Balkhash. Most effort and time required for submission of southern regions of the White Horde, which included the Karatau Mountains region, the lower reaches of the Syr Darya, steppes of the northern Aral Sea and land between the Ural and Emba. Abu’l-Khayr Khan gathered considerable forces for a campaign against the Timurids. The main reason for the campaign to the area of ​​the lower Syr Darya was not only a dynastic struggle, but also the need to occupy winter pastures near the Syr Darya and Aral. Capturing of the lower reaches of the Syr Darya could open the way to the cities of Turkestan, which were very important in strengthening of the power of the nomadic state.

The battle occured in 1431 in the locality, called Ikri – Tuk. The Timurids were completely defeated. A large number of prisoners and goods (horses, camels, tents and weapon) were captured. Next Abu’l-Khayr Khan's victory was achieved only after 15 years in 1446, over Mustafa Khan in Atbasar. Abu’l-Khayr Khan's mind was turned to the south and south - east (Zhetysu), particularly to Transoxiana. In 1430 he took Khwarezm for a short time and sacked Urgench. In the 1447 he raided on Samarkand and Bukhara and captured several cities in the middle Syr Darya. Sygnak surrendered to him voluntarily. Abu’l-Khayr understood that taking control of the Syr Darya cities, which were industrial and commercial centers, could strengthen the Khanate. The quick occupation of the Syr Darya cities can be explained by the fact that he relied on the forces of his supporters in Dasht-i – Kipchak and on his own power strengthened over 2 decades of his reign. The ruling elite of these cities got used to support one side and change to the other, thereby somehow provide their towns safe.

Sygnak was the capital of the Abu’l-Khayr Khanate. In 1456-1457 Abu’l-Khayr was defeated by the Kalmyks under Sygnak and was forced to leave the Turkic devastated lands and move to Dasht-i - Kipchak. Only in the early 60’s Abu’l-Khayr again had the opportunity to move in Syr Darya and recapture its cities. The reason for being defeated by the Kalmyks lies in the weakness of his internal state. Constant dynastic feud and infighting between the Genghisids, separatism of nomadic elite, clans and tribes, contradictions between the feudal elite and the masses of ordinary nomads and semi-nomads, internal and external wars led to the complete collapse of the state. In 1468 Abu’l-Khayr died during the campaign to Zhetysu.

With the formation and consolidation of the Kazakh Khanate, the Shaybanids in East Dasht-i - Kipchak declined in their power.

In the historical sources the state of Abu’l-Khayr Khan was called the "Uzbek Khanate," or "State of the nomadic Uzbeks", or "Khanate of Abu’l-Khayr." Last name is more neutral, because the population of the khanate consisted not only of nomadic Uzbeks, but also of Kazakhs and Manghits.


Comments

To leave comment you must enter or register

Илья Жерновых19.03.2015, 09:01

Благодарю, очень помогло!

Главная История Казахстана Казахстан в средневековье Средневековые государства в XIV-XV вв. Ханство Абулхаира

Ханство Абулхаира

08 Августа 2013
2127
1

Ханство Абулхаира 

В конце 20-х годов XV века на всей части степной территории Ак орды происходит смена правящей династии: власть в результате ожесточенной борьбы Чингизидов и кочевой знати переходит от наследников первого к наследникам второго. Возникновению и расширению этой борьбы способствовали ослабление и упадок Ак Орды, обусловленные многими причинами политического и социально-экономического порядка. Причины: продолжавшийся со второй половины XVI века распад Золотой Орды и агрессивная политика эмира Тимура и Тимуридов; утрата городов на Сырдарье в пору смут и усобиц в улусе Шайбанидов Ак Орде попытались расширить свои владения в сторону Центрального Казахстана и Приаралья, подчинить своей власти часть местного кочевого населения, правители Ногайской Орды. Вожди мангытов постоянно участвовали в событиях в ханстве Абулхаира в том числе и на Сырдарье. Войны и усобицы, разгоревшиеся в первой четверти XV века на территории Восточного Дешти-и-Кыпчака, выдвинули потомка Шайбана, сына Даулат-шайха – Султана Абулхаира, который после Шайбанида Джумадук-хана, в 1428 году был провозглашен ханом в области тура (Западная Сибирь). Абулхаира (ему было 17 лет) поддержало около 200 крупных представителей родов и племен (кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, конграты, канглы и др.). Однако, усобицы не прекращались в его государстве в течении всех сорока лет его правления (1428-1468 гг). Территория Восточного Дешт-и-Кыпчака оставалась политически раздробленной. Абулхаир хан только к середине 40-х годов XV века присоединил к своим владениям степные территории бывшего улуса Орда-Еджена, вплоть до Иртыша и северо-западного Прибалхашья. Наибольших усилий и времени потребовало от Абулхаира подчинение территорий Ак-Орды в ее южных регионах – при Сырдарье, районе Каратау и в низовьях Сырдарьи, в степях северного Приаралья, в междуречье Эмбы и Урала. Для похода против Тука-Тимуридов Абулхаир-хан собрал значительные войска. Главной причиной похода Абулхаир хана в район нижней Сырдарьи была не только династийная борьба, но и необходимость занять зимние пастбища в районе Сырдарьи и Приаралье. Захват низовий Сырдарьи мог открыть дорогу к городам Туркестана, столь важным для укрепления могущества кочевого государства.

Сражение произошло в 1431 году в местности Икри-Тук, Туки-Тимуриды потерпели полный разгром. Было захвачено большое число пленных и добычи (лошадей, верблюдов, палатки, шатры, оружие). Следующая победа Абулхаир хана была одержана только через 15 лет в 1446 году, над Мустафой ханом в районе Атбасара. Внимание Абулхаир хана было обращено на юг и юго-восток (Жетысу), особенно притягивал его Маверанахр. В 1430 году он на короткое время взял Хорезм, разграбил Ургенч. В 1447 году набег на Самарканд и Бухару (захватил некоторые города в районе средней Сырдарьи) Сыгнак сдался добровольно. Взятие сырдарьинских городов – ремесленных и торговых центров, к которым тяготело население кочевых районов казахских степей могло существенно способствовать усилению ханства Абулхаир хана. Объясняется столь быстрое занятие Абулхаиром сырдарьинских городов тем, что он опирался на значительные силы своих сторонников в Дешт-и-Кыпчаке, на свою мощь, накопленную им за 2 десятка лет владения над степью. Правящая верхушка этих городов привыкла лавировать между соперниками и, переходя от поддержки одной стороны к другой, тем самым хоть как-то обеспечивать своим городам безопасность.

Сыгнак – столица ханства Абулхаира. Около 1456-1457 годов Абулхаир, потерпев жестокое поражение от Калмаков под Сыгнаком, вынужден был оставить разоренные области Турк и уйти в Дешт-и-Кыпчак. Только в начале 60-х годов Абулхаиру вновь представилась возможность продвинуться в Присырдарью и занять захваченные им здесь прежде города. Причина поражения от Калмаков заключается во внутренней слабости его государства. Постоянные династийные распри и междуусобицы Чингизидов, сепаратизм кочевой знати, родов и племен, обострение противоречий между феодальной верхушкой и массами рядовых кочевников и полу-кочевников, внутренние и внешние войны, привели государство в состояние полной расшатанности и развала. В 1468 году Абулхаир умер во время похода в Жетысу.

С образованием и укреплением казахского ханства, власть шайбанидов на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась.

В исторической литературе государство Абулхаир хана именуется «Узбекским ханством», «государством кочевых узбеков», «ханством Абулхаира». Последнее наименование представляется более нейтральным, т.к. на территории ханства обитали не одни только кочевые узбеки, в смысле будущего компонента узбекской народности в Средней Азии, но и казахи и мангыты. По наименованию одной из крупнейших этнических групп, обитавших на территории, вошедшей в государство Абулхаир-хана, последнее имеет основание называться также Кыпчакским ханством.

Источник:http://shalekenov.idhost.kz

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Илья Жерновых19.03.2015, 09:01

Благодарю, очень помогло!