Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Вопросы организации областной летней археологической полевой школы

30104
Куаныш С.О.

Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова

Археология – это то, что всегда и у всех людей вызывает большой интерес, она окутана романтикой и тайной познания глубокого прошлого человечества. Полевые условия создают благоприятную атмосферу для сплочения коллектива и выработки самостоятельности ребят, сочетая это с отдыхом на природе.

История летней археологической полевой школы. В 2011 году впервые в Содружестве Независимых Государств (СНГ) состоялся межгосударственный проект, в котором приняли участие молодые археологи и реставраторы всех государств-участников СНГ. Состоялись «Летние школы археологов, реставраторов, организация молодежных археологических и реставрационных отрядов», которые объединили молодых археологов и реставраторов стран Содружества.

Основные заявленные цели проекта Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) – формирование сообщества профессиональных археологов и реставраторов стран СНГ, содействие сохранению историко-культурного наследия государств-участников СНГ и профессиональное обучение молодых специалистов новым методам работы по сохранению и реставрации материального историко-культурного наследия.

Непосредственным участником проекта от Республики Казахстан, организовавшие археологические и реставрационные отряды стал генеральный директор Института археологии им. А.Х. Маргулана МОН РК, д.и.н. Байтанаев Бауыржан Абишевич. В 2011 году Институт археологии провел летнюю школу археологов на базе Туркестанской археологической экспедиции. В рамках данного проекта были проведены исследования раннесредневекового культового сооружения на городище Туркестан. Также участники проекта ознакомились с важнейшими памятниками Южного Казахстана и результатами их исследований (Поселение Культобе, городища Сидак, Сауран, Жуантобе, Отрар, могильник Борижары, памятники культовой архитектуры Сайрама и Арыстан-баба).

Актуальность организации областной летней молодежной историко-археологической полевой школы предусматривает обучение молодежи научно-практическим исследованиям, формированию гуманной, духовной, свободной, ответственной, творческой личности, решая проблему еще слабой практической направленности учебно-воспитательного процесса в школах. Полевая школа – это не просто летний лагерь, школа в понимании системы, когда существует преемственность и целостность процесса. Полевая школа создает условия для изучения мировой истории на конкретных региональных примерах – археологических и других памятниках культурного наследия. Участники получают возможность проводить самостоятельные научные исследования под руководством ведущих археологов.

Областную летнюю молодежную историко-археологическую полевую школу можно разделить на несколько этапов, которые предусматривают учебную и организационную подготовку, проведению археологических раскопок курганов близ села Индер, а также на раннесредневековом городище Актобе-Лаэти. Следует подчеркнуть особую важность проведения полевой школы и экспедиции в Индерском районе. В археологическом отношении этот район является до сих пор мало исследованным и раскопки археологического комплекса курганов имеют большую научную значимость.

Цель летней археологической школы:

 создание условий для развития гармоничной личности молодого человека, обучение и воспитание у него правильного и ответственного понимания истории разных народов, развития глобальных и региональных исторических процессов в их взаимосвязи, приобщение к мировым научным и культурным ценностям;

 распространение среди учащейся молодежи и студентов теоретических знаний, накопленных современной археологической наукой в результате развития информационных технологий;

 создание видеоэкскурсий по выдающимся объектам культурного наследия области с возможностью получения сведений о реставрационных проектах, применяемых технологиях и этапах их реализации, что способствует активизации обмена опытом специалистов в сфере охраны культурного наследия среди широких масс;

 установление научных профессиональных связей и проектирования совместной деятельности с другими заинтересованными сторонами;

 отдых и оздоровление учащихся.

Задача летней археологической школы:

 практическое обучение участников (учащихся и руководителей) методам полевых археологических исследований в процессе работы в археологической экспедиции;

 освоение учащимися, впервые участвующими в экспедиции, основ теоретической и полевой археологии, закрепление умений и навыков полевой работы учащимися, повторно участвующими в работе экспедиции;

 сплочение коллектива, состоящего из разных территориальных и возрастных групп;

 организация лагеря в полевых условиях на археологическом памятнике позволяет решать задачи получения элементарных навыков самообслуживания, жизни в коллективе и сплочения коллектива.

Программу летней археологической школы можно составит примерно так:

1) Археология как наука: Задачи археологии. Археологические источники. Виды археологических памятников. Культурный слой. Археология в системе гуманитарных и естественных наук, ее роль в научном познании мира. Археология и краеведение. Археология Атырауской области. Древнейшие памятники на территории Атырауской области (каменный век – ранний железный век). Наш край в I тыс. н.э. Археологический комплекс курганов в Индерском районе Атырауской области и его значение для древней истории Казахстана. Атырауская область в эпоху средневековья.

2) Обучение методам полевых археологических исследований:

Теоретическая часть: общие понятия полевой археологии: разведки и раскопки. Требования и правила проведения полевых археологических исследований. Топогеодезическая съемка памятников. Знакомство с инструментами и приборами. Фиксация и полевая документация. Археологическая фотография. Принципы разбивки раскопа. Понятие о стратиграфии. Правила сбора и фиксации массовых и индивидуальных находок. Камеральная обработка археологических материалов в полевых условиях: очистка, консервация.

Практическая часть: закрепление знаний и умений, приобретение навыков работы в процессе участия в раскопках археологического памятника и камеральной обработки материалов раскопок.

3) Обучение основам организации и поведения в экспедиции: Правила выбора места для лагеря, оборудование лагеря. Комплектование необходимого оборудования и личного снаряжения. Набор продуктов питания, меню, хранение продуктов в условиях экспедиции. Дисциплина в экспедиции. Гигиенические требования в экспедиции. Оказание первой медицинской помощи.

4) Основные экологические понятия. Природные особенности бассейна р. Урал. Антропогенное воздействие на экосистему: результаты и последствия.

5) Диагностика знаний и умений, полученных в летней полевой школе: Проведение научно-практической Олимпиады и Посвящения в юные археологи.

Примерный распорядок дня летней археологической школы: 1 день – заезд, оборудование лагеря, знакомство; 2 день – в первой половине дня – разбивка раскопа, начало работ на раскопе, во второй половине дня – продолжение оборудования лагеря (строительство столов, бытовых объектов); 3-13 день – первая половина дня – работа на раскопе, вторая половина – камеральная обработка материала, теоретические занятия, игры, краеведческая викторина, вечером – песни и беседы у костра; 14 день – проведение Олимпиады, подведение итогов занятий школы, награждение участников школы, праздник посвящения в юные археологи; 15 день – отъезд участников школы.

В полевой летней историко-археологической школе могут пройти обучение до 30 молодых людей. Приоритет при отборе надо отдавать ребятам из сел и из социально-неблагополучной среды. Участие членов историко-археологического кружка «Мұра» историко-филологического факультета Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова в летней полевой археологической школе способствует установлению прочных контактов и дружеских отношений на почве профессионального интереса с сельскими школьниками, что позволит последним более динамично усваивать знания и умения в полевой школе.

Летняя историко-археологическая полевая школа удачно сочетает школьные знания с практикой, а также дает ребятам уникальную возможность прикоснуться к настоящим научным исследованиям, получить углубленные знания. При обработке материала по результатам полевой школы ребята учатся работать с компьютером и осваивают компьютерные технологии. В течение двух недель учащиеся под руководством опытных ученых-археологов, специалистов и педагогов участвует в настоящих археологических раскопках, ведут полевые дневники. Кроме этого, участники получат уникальную возможность прослушать курс лекций по проблемам археологии и истории ведущих специалистов по древней истории края, а также получат навыки практических работ на раскопках археологического памятника и камеральной обработки материала.

Проживание в палаточном лагере, на поле. Вода привозная или из речки. Участники школы ведут походный образ жизни: обустройство лагеря, проживание в палатках, приготовление пищи на костре, купание в реке, игры на свежем воздухе, посиделки у костра. В заключение будет проведено посвящение в юные археологи участников, впервые находившихся в археологической экспедиции.

Помимо чисто учебных и научных результатов в полевом лагере, где на подростков ложится реальная ответственность за результаты работы и жизнеобеспечения, молодые люди пройдут серьезную школу социализации. Участники школы будут учиться преодолевать трудности, быть дисциплинированными. За время полевой школы все участники заметно повзрослеют и физически и психологически, станут настоящими гражданами, знающими историю народов, населяющих нашу землю. Участники летней школы получат новые возможности и перспективы в жизни – выбрать себе профессию, попробовать себя в роли исследователей, публично представлять и отстаивать результаты своих трудов. Полученные знания и навыки и незабываемы впечатления от этих интересных, увлекательных, экстремальных путешествий надолго остаются в памяти подростков. Как правило, учащиеся, хоть раз побывавшие в экспедиции, участвуют в работе ЛАШ не один сезон.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?