Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Некоторые методологические вопросы исследования джадидизма в Казахстане

29881

Поиск новых путей общественного развития независимым Казахстаном после распада СССР и социалистической системы актуализировал исследование джадидизма в отечественной исторической науке. Причиной является схожесть целей, стоявших перед политической элитой 15 лет назад и джадидами на рубеже 19 – 20 веков: осуществление модернизации общественной системы и создание конкурентоспособной нации.

Джадидизм – это либерально - консервативное социальное движение среди мусульман России, в основе которого лежала концепция синтеза традиционных исламских ценностных ориентаций и новых требований современности. Появившись в конце 19 века, джадидизм быстро завоевал симпатии мусульман и уже к 1905 – 1907 гг. превратился в массовое общественное явление.

Джадиды конечной целью своей деятельности считали модернизацию культурного, политического и экономического сознания мусульман, их полную интеграцию в общественную систему России на основе политического и социального равноправия. Прийти к  этой цели джадиды хотели посредством реформы системы традиционного мусульманского образования (введение нового звукового метода обучения, преподавание на родном языке, увеличение светского направления в обучении, переход к классно-урочной и оценочной системам), которая заложила бы основу для дальнейших преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества.

Несмотря на столь явные параллели с современностью, рубеж 19 – 20 столетий в джадидском аспекте, до сих пор недостаточно изучен исторической наукой. Это объясняется рядом причин:

- Отечественная историческая наука долгое время находилась под идеологическим прессом советской партийной номенклатуры и всегда достаточно осторожно рассматривала вопросы национально-освободительной и антиколониальной борьбы казахского народа против России. Эта осторожность сыграла свою определяющую роль в наличии, на сегодняшний день,  значительных «брешей» в изучении исторического пути развития нашего государства. Одной из таких «брешей» является джадидизм;

- В научных трудах, статьях где авторы пытались изучить джадидизм, суть данного движения настолько искажена классовым подходом и реакционной, антинародной оценкой, что эти работы не имеют, за исключением фактической, исторической ценности;

- До сих пор среди исследователей джадидизма нет единого понимания данного явления. Такая постановка вопроса еще более затрудняет трактовку истории Казахстана на рубеже 19-20 веков, так как для этого периода вопрос о джадидизме является одним из ключевых;

- Понятие «джадидизм» в исследованиях историков настолько переплетено с понятиями «пантюркизм» и «панисламизм», что возникает впечатление, что все эти три понятия тесно пересекаются и схожи. Это в свою очередь еще больше запутывает исследователя и уводит далеко от истинного понимания смысл и значения все трех понятий.

Целью данной статьи является обозначение методологических вопросов, ответы на которые позволят открыть новые аспекты исследования джадидизма в Казахстане, что даст возможность познать данное движение еще более полно.

Среди наиболее значимых вопросов, на наш взгляд, необходимо выделить следующие:

1. Определение понятия «джадидизм». В современных исследованиях это понятие трактуют по разному. В силу своей многогранности и универсальности джадидизм в основном рассматривают как религиозное реформаторство, просветительское или политическое движение. Подобные определения джадидизма автоматически ссужают предмет исследования ученого, замыкая его только на определенных сферах проявления и влияния движения (ислам, образование, политика  т.д.).

Более полное представление о джадидизме можно получить, рассматривая его как модернистское движение, выступающее за преобразование общественной системы во всех ее проявлениях. Данный ракурс изучения позволяет получить более полную картину о джадидизме: его сущности, этапах и тенденциях развития, влиянии на общество. Кроме того, такой подход дает возможность сам джадидизм рассмотреть как систему, состоящую из взаимодействующих элементов.

Использование модернистской концепции при изучении джададизма в Казахстане позволяет увидеть размах и глубину проникновения движения во все сферы общества (литература, живопись, периодическая печать, образование, политическая сфера, юриспруденция и т.д.);

2. Предпосылки возникновения и развития джадидизма. При анализе любого социального явления необходимо выявлять предпосылки его возникновения. Определение причин вызвавших то или иное движение достаточно ясно дают ответ о его целях и сущности.  К сожалению, при исследовании джадидизма в Казахстане, ученые не считают нужным рассматривать причины, приведшие к появлению движения, в основном ссылаясь на то, что джадидизм был импортирован в Казахстан татарами из Поволжья и Крыма. Но ни одно даже импортируемое движение не получит своего развития в обществе, если в нем не будет определенных социальных предпосылок. В связи с этим, необходимо сделать акцент при изучении джадидизма на таких понятиях как социальная неудовлетворенность и социальная несправедливость, потому что именно эти социальные чувства лежат в основе возникновения любого социального движения.

Изучение целей джадидов в Казахстане с точки зрения социальной неудовлетворенности и социальной несправедливости дает возможность понять сущность движения и определить его социальную базу;

3. Особенности джадидизма в Казахстане. При анализе джадидизма в Казахстане необходимо рассматривать его не только в контексте общероссийского джадидизма, но исходя из того, что джадидизм в Казахстане развивался в иных социальных условиях, чем в Поволжье, Крыму, Фергане и т.д., отыскать свои особенности, что позволило бы говорить о «казахском» варианте джадидизма. Эти особенности можно встретить в предпосылках, целях, динамике, социальной базе джадидизма;

4. Джадидизм и национально-освободительная борьба. Исследование джадидизма как одной из форм национально-освободительной борьбы открывает  новый аспект деятельности джадидов в Казахстане. Постановка такого методологического вопроса дает ответ об отношении джадидов к национально-освободительному восстанию 1916 года, а также об их отношении к «Алаш» и «Алаш-Орде», царизму, Февральской революции, установлению советской власти;

5. Джадидизм и периодическая печать в Казахстане. Изучение джадидизма в этом направлении поможет увидеть влияние джадидских идей на периодическую печать в Казахстане на рубеже 19 – 20 веков. Важно отметить отношение джадидов к журналу «Айкап» и газете «Казах» и, наоборот. Постановка такого вопроса вскрыла бы новый пласт деятельности и влияния джадидов в Казахстане;

6. Джадидизм и пантюркизм. В отечественной исторической науке джадидизм очень часто называют идеологией пантюркизма. На наш взгляд, ассоциация джадидизма с пантюркизмом сбивает с истинного пути исследователя.

В основе пантюркизма лежит идея объединения все тюркских народов под эгидой Турции. Боясь проникновения подобных идей в Россию, царское правительство на джадидов навесило ярлык «пантюркистов», хотя эти два идеологических направления абсолютно имели разные ориентации: пантюркизм – на Турцию, джадидизм – на Россию. Как отмечал основатель джадидизма в России И. Гаспринский, «Знание России, ее культуры и законов придет к мусульманам через широкое развитие образования на татарском языке, что и послужит основой для сближения нравственного на почве равенства, свободы и образования…Востоку нечего ждать от Запада… сеять недоверие и вражду к России среди мусульман, выставлять ее истребителем и беспощадным врагом западной культуры – прямой расчет европейцев… Мусульманин и русский могут еще вместе или рядом пахать, сеять, растить скот, промышлять и торговать; их умение не слишком разнится, но рядом с европейцем мусульманин должен обнищать и стать батраком, как он и есть [1, 29].

Как видно, идеология И. Гаспринского связывает будущее мусульман исключительно с Россией, с интеграции всего мусульманского населения в российскую общественную систему, а не с экстремизмом в духе пантюркизма;

7. Джадидизм и панисламизм. Так же как к пантюркизму джадидизм не имеет отношения к панисламизму. Панисламизм – это идеология, призывающая все мусульманские народы к объединению в борьбе против колониализма. Причем панисламизм не учитывал национальные особенности. Джадиды прежде всего защищали национальные интересы мусульманских народов России и не с кем кроме нее не связывал свое будущее.

Освобождение джадидизма от ярлыков «пантюркизм» и «панисламизм» дает возможность исследователю рассматривать джадидизм как движение, направленное на достижение гармонии между мусульманами и русскими, полную интеграцию мусульман в общественную систему России.

В заключении, хотелось бы отметить, что еще многое предстоит открыть и узнать ученым о джадидизме, но нам хотелось бы верить, что ответы на поставленные нами методологические вопросы дадут возможность исследователям в Казахстане  еще больше изучить данное социальное движение. 


Литература:

1.  Бейсембиев К. Идейно – политические течения в Казахстане конца 19 – начала 20 века. Алма – Ата,1961.

 

Могунов С.В. Некоторые методологические вопросы исследования джадидизма в Казахстане// Материалы республиканской научно-практической конференции «Козыбаевские чтения-2006». Т. 2. - Петропавловск, 2006.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?